Аналитика: телеканалы окончательно уступили интернету пальму первенства

14.09.2016 14:10

Несколько интернет-проектов рунета обошли крупнейшие российские телеканалы по охвату аудитории 12–44 лет в крупных городах России (с населением более 700 000 человек; 700+), пишут "Ведомости" со ссылкой на некую интернет-компанию. Согласно данным TNS за июнь 2016 г., в которых учтены традиционная и мобильная аудитории рунета. Наибольший охват месячной аудитории наблюдается у Google – 88%, ему в затылок дышит "Яндекс" – у него 87,2%; на третьем – социальная "В контакте" с 86%, далее идут YouTube (82,7%) и Mail.ru (81,8%).

Причем лидер телевизионного смотрения Первый канал в данном рейтинге занимает только шестое место с 81,5%. Еще меньше у "России 1", СТС и ТНТ. Интересно, что эту тенденцию аналитики наблюдают уже несколько месяцев. 

Что касается ежедневной аудитории, тут безусловный лидер "В контакте" (охват 58,7%), далее идут последовательно "Яндекс" (50%), Google (45,7%), Mail.ru (36%) и YouTube (30,9%). Вещатели снова "в хвосте": Первый канал на шестом месте (23,8%), СТС, "России 1" и ТНТ идут следом.

Все это свидетельствует о том, что крупные интернет-ресурсы становятся более популярными у заметной части аудитории, нежели телеканалы. При этом речь не идет именно о молодых людях – аудитория интернета постоянно прирастает за счет людей 40–50 лет и старше, доселе бывших активной аудиторей крупнейших телеканалов.

Рекламодатели достаточно давно оценили этот рынок, бюджеты на интернет-рекламу в этом сегменте растут быстрее всего: по итогам первой половины 2016 г. они достигли 37% всего рекламного рынка против 42% у ТВ (данные Ассоциации коммуникационных агентств России).

Впрочем, делающие такие выводы аналитики не учли несколько деталей. Во-первых, при измерении рунета и телесмотрения TNS анализирует несколько разные по выборке и географии аудитории. По мнению руководителя отдела социологических исследований АЦ Vi Ирины Полуэхтовой, сравнивать среднесуточные охваты интернет-площадок и телеканалов вообще некорректно, поскольку данное исследование не учитывает еще и таких важных вещей, как временные затраты на медиа, качество контакта и эффективность информационного и рекламного воздействия. "Первый канал зрители смотрят больше часа в день, а на "Яндекс" заходят на 10 минут, - поясняет она. С точки зрения медиапотребления ТВ остается лидером и основным инструментом для рекламных кампаний, цитирует издание представителя "СТС медиа".

Гендиректор Первого канала Константин Эрнст, комментируя "Ведомостям" ситуацию, усомнился в корректности этих данных: "Между интернетом и телевидением нет антагонизма, это разные медиа. Никто ведь не сравнивает кино и телевидение, хотя налицо определенные сходства. Разве зрители "Голоса" не пользуются "Яндексом"? Или пользователи Google не смотрят сериалы?"

"К счастью, наши рекламодатели вполне вменяемы и по-прежнему способны отличать квадратное от лживого", резюмировал он.

Однако, несмотря на прямую отсылку на реальные данные TNS, сами его специалисты не считают сведение разных отчетов корректным.  "Сравнение разных медиа – дело достаточно сложное, мы всегда с большой осторожностью к этому подходим и не рекомендуем прямых сравнений, тем более если речь идет только об охвате, - говорит руководитель отдела аналитики и консалтинга департамента ТВ-исследований TNS Россия Ирина Суанова, - Дело в том, что охват, то есть количество обратившихся к медиа хотя бы раз за сутки – безусловно важная величина, однако для телевидения с точки зрения самого устройства этого медиа, ключевым является показатель времени просмотра. Именно поэтому телевизионный рынок в оценке аудитории каналов оперирует рейтингом – произведением охвата и времени просмотра. Но даже если говорить про время потребления медиа, то и тут, на наш взгляд, прямых сравнений лучше избегать. Нужно учитывать, что ТВ и интернет – это совершенно разная среда с точки зрения характера поведения аудитории, типов контента, особенностей его потребления, способов размещения рекламы и т.п."