С 1 июня 2014 года вступили в силу очередные поправки в антитабачный закон (ФЗ от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”), согласно которым вещатели фильмов и сериалов должны будут обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака. Накануне вступления в силу данных поправок глава межфракционной группы против лоббизма, депутат Госдумы Дмитрий Носов направил обращения председателю Союза кинематографистов Никите Михалкову, а также руководителям центральных телеканалов (“Первого канала” — Константину Эрнсту, НТВ — Владимиру Кулистикову, и ВГТРК — Олегу Добродееву), — об этом сообщают “Известия”.
 
Суть обращений депутата в просьбах к руководству медикомпаний оказать содействие в исполнении российского законодательства для того, чтобы избежать распространения скрытой рекламы табака в кино. “Кино — важнейший инструмент формирования идеалов, образа жизни человека, его целей, ведь зачастую зрители (особенно молодежная аудитория) стремятся походить на героев фильма, подражать им. В связи с этим прошу Вас содействовать в реализации закона № 15-ФЗ и не использовать сцены курения в образах героев своих кинокартин, а также призвать к соблюдению закона Ваших коллег”, — указывается в обращении.
 
Остается не до конца проясненным регламент применения вышеупомянутого закона. Так, неясно куда обращаться телеканалам за роликами, каким должен быть их хронометраж, достаточно ли бегущей строки или баннера-заставки, а также каким в этом случае должен быть минимальный размер букв в надписи. “Кабельщик” ранее получил разъяснения начальника отдела методологии законодательства о рекламе Управления рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Анны Деноткиной, отметившей, что рекламодателями социальной рекламы могут быть любые лица, в том числе телеканалы.
 
Наказания за неисполнение закона существенны. Так, штраф для юридических лиц за демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных аудиовизуальных произведениях для взрослых находится в диапазоне от 100 до 170 тысяч рублей. А штраф за демонстрацию курения в произведениях для детей, а также штраф за неисполнение демонстрации социальной рекламы о вреде курения может достигать 200 тысяч рублей.
 
“Я направил письма тем людям, которые занимают руководящие должности и действительно могут влиять на телевизионную политику и кинематограф в нашей стране. Поскольку антитабачная политика государства уже дает положительные результаты и снижение потребления табака очевидно, международные транснациональные табачные корпорации терпят убытки и в панике активизируются. Их методы массовой дезинформации дискредитируют закон, провоцируют его неверное толкование. Именно поэтому сейчас, накануне вступления в силу второй части антитабачного закона, я решил напомнить о тех его положениях, которые касаются демонстрации курения на экранах”, — прокомментировал Дмитрий Носов.
 
По заказу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) в сентябре 2011 года проводилось исследование, в котором было отсмотрено 186 серий из 8 популярных молодежных сериалов, показанных на российских телеканалах в сентябре 2011 года. Популярность сериалов определялась согласно рейтингу “TNSРоссия”. По итогам просмотра сентябрьских сериалов было выделено 77 серий (в них — 163 эпизода, включая повторы заставок), в которых употреблялись или демонстрировались сигареты. Таким образом, более 40% серий оказались связаны с курением.