Новый закон "О рекламе" может изменить медиа-рынок Узбекистана

16.03.2016 12:21
Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции предложил внести изменения в национальный закон "О рекламе", сообщает новостной ресурс UzDaily. Проект поправок опубликован на официальном сайте по обсуждению нормативно-правовых актов Республики Узбекистан. Разработчиком законопроекта является государственный регулятор – Комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.(Госкомконкуренция).
 
Законопроект содержит целый ряд консервативных поправок. В частности, предлагается запретить использование эротических сцен в рекламе для взрослых. В видеопродукции, рассчитанной на несовершеннолетнюю аудиторию, к запрету предлагаются сцены с участием детей в экстремальных ситуациях, а также с использованием настоящего или игрушечного оружия. Законопроект запрещает рекламодателям обращаться к несовершеннолетним с призывом к покупке рекламируемых товаров и услуг. Также разработчики полагают, что необходимо запретить использование в рекламе любой информации, которая может исказить представление несовершеннолетних о реальной стоимости рекламируемого продукта, в частности, рекламопроизводителям следует избегать употребления слов "только", "всего лишь", а также косвенного или прямого сообщения о доступности продукта для любого семейного бюджета.
 
Госкомконкуренция просит запретить призывы несовершеннолетних менять пищевое поведение и режим питания.
 
Под запрет может попасть реклама программных продуктов для проведения азартных и экстремальных игр.
 
Законопроект предлагает ограничить свободное распространение рекламы  по сетям телекоммуникаций, в том числе подвижной радиотелефонной связи предварительным согласием абонента или адресата на получение рекламного контента, за исключением оциальной информации государственных органов. "При справочном обслуживании реклама должна предоставляться только после предоставления запрашиваемой информации. В случае распространения рекламы, время представленной рекламы не должно учитываться при определении стоимости услуги", - отмечается в документе.
 
Реклама энергетических напитков должна сопровождаться предупреждением о вреде употребления таких напитков свыше установленной нормы, а также перечень лиц кому противопоказаны. Этому предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов площади всей рекламы энергетических напитков и не менее 5 секунд эфирного времени рекламного ролика при рекламе в электронном виде. Причем в рекламный контент не должен содержать сцен с демонстрацией потребления напитков, а также связывать потребление с достижением социального и профессионального благополучия.
 
Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей.
 
Если новые поправки будут приняты, кабельным операторам придется заблокировать показ рекламного контента, не соответствующего новым требованиям - а, стало быть, под запрет попадет львиная доля существущей рекламы.
 
Для операторов, транслирующих российские телеканалы, очевидно, что нововведения вызовут столкновение интересов. Со ссылкой на источники, ресурс Sputnik Узбекистан сообщает, что российские рекламодатели и производители вряд ли будут ориентироваться на требования узбекского законодательства. Местным операторам придется закрывать рекламные блоки российских телеканалов. "Собственно, это уже происходит, но пока эта деятельность строго не регламентирована. И, если большие столичные операторы смогут себе позволить приобрести дорогостоящее оборудование по вырезке ненужной рекламы, то региональные - вряд ли", - отмечает представитель кабельной индустрии.
 
Выясняется, что и действующий закон "О рекламе" уже сейчас не может быть соблюден в полной мере применительно к трансляции российских каналов на территории Узбекистана. Так, например, закон запрещает демонстрацию продукции либо ее характеристик за пределами времени, отведенного для рекламы (не чаще, чем через 15-минутные промежутки в течение 4 минут). На практике широко используется спонсорство передач, когда в течение всей программы показывается продукция торговой марки.
 
В Госкомконкуренции в курсе создавшейся ситуации. В ведомстве обещают пойти навстречу конструктивным предложениям по урегулированию требований законодательства в целях защиты прав и интересов всех участников рынка.
 
Публичное обсуждение законопроекта завершится 24 марта. Затем документ обсудят депутаты Законодательной палаты.