Почему не продаются плазменные ТВ?

17.05.2012 00:00

Panasonic, один из последних крупных производителей, сделавший ставку на плазменные телевизоры, наверное, уже жалеет о своем решении. Компания опубликовала данные о годовых убытках в размере 10 млрд долларов, и самые серьезные потери несет именно категория плазменных телевизоров, которые продаются гораздо хуже, чем планировалось.

Продажи плазменных телевизоров составили лишь 59% от планировавшихся компанией. Годовой доход от плазменных ТВ в компании Panasonic составил 3,5 млрд долларов, что почти в два раза меньше по сравнению с 6 млрд долларов в предыдущем году.

Когда-то плазменные ТВ были лучшими телевизорами из всех, но в последние годы они не пользуются большой популярностью. Многие производители (такие как Pioneer) полностью отказались от этой технологии в связи с отсутствием спроса. После того как Panasonic приобрел у Pioneer передовую плазменную технологию в 2009 году, производитель начал активно продвигать и рекламировать преимущества плазменных ТВ. Глядя на сегодняшние цифры, очевидно, что это не сработало.

Остается открытым вопрос: почему плазменная технология потеряла популярность среди покупателей? Плазма пропала как с прилавков, так и из домов потребителей благодаря целому ряду факторов, связанных как с производством, так и с потребительским рынком.

«Плазма — это отличная технология, которая перестала быть популярной», — комментирует Реймонд Сонейра, президент аналитической компании DisplayMate, — «Она имеет несколько преимуществ по сравнению с ЖК-технологией, но есть у нее и недостатки».

С одной стороны, поясняет Сонейра, плазменные телевизоры могут отображать более глубокий черный цвет, имеют великолепный угол обзора, более точную цветопередачу и не размывают движущиеся объекты. В то же время, ЖК-экраны гораздо ярче, что может быть преимуществом в хорошо освещенных помещениях — а это важно при розничной продаже. Кроме того, они меньше весят и потребляют меньше электроэнергии, чем плазменные телевизоры.

Помимо вышеперечисленных технических характеристик, существует представление, что ЖК-технология новее, а значит, лучше. На самом деле это не так: ЖК-экраны существовали задолго до того, как появились первые плазменные телевизоры, но до последнего десятилетия технология жидких кристаллов не применялась для крупных экранов. Широкоэкранные ЖК-телевизоры появились в розничной продаже позднее, чем плазма, поэтому для потребителей они стали «последней новинкой». А производители ЖК-телевизоров, такие как Samsung и Sharp были только рады эксплуатировать этот стереотип.

По мере того как рынок стал склоняться к ЖК, эта технология стремительно развивалась, компенсировав многие преимущества плазмы. В то же время, производство плазменных панелей консолидировалось вокруг всего нескольких крупных компаний, поэтому производство ЖК-экранов еще и подешевело.

Также была раздута проблема «выжигания»: покупатели верили, что продолжительное отображение какого-либо элемента (например, логотипа канала) может «прожечь» это изображение на плазменном экране. Эта проблема действительно существует, но на самом деле для «прожигания» необходимо гораздо больше времени, чем нормальный человек может смотреть на одно и то же изображение. Кроме того, новые функции плазменных телевизоров и вовсе устраняют этот недостаток. Но об этом очень много говорили и писали, что негативно сказалось на имидже «плазмы».

Наконец, есть простой факт: люди нечасто покупают телевизоры. В настоящий момент практически каждый, кто собирался купить HD-телевизор, уже это сделал, а новые технологии, такие как 3D, пока не настолько убедительны, чтобы потребители решили обновлять технику еще раз. Даже продажи ЖК-телевизоров у Panasonic составили на 30% меньше по сравнению с ожидаемыми. Общий размер рынка телевизоров продолжает уменьшаться с 2009 года, когда было продано рекордное количество в 35 млн телевизоров. Очевидно, что на рынке телевизоров в целом наблюдается некоторое падение.

Но снижение спроса на телевизоры особенно сильно ударило по плазме.

И это печально, поскольку, несмотря на серьезное развитие технологии ЖК, плазменные дисплеи имеют неотъемлемые преимущества, в основном потому, что эта технология не требует подсветки: в отличие от ЖК-дисплеев, в которых кристаллы поворачиваются в индивидуальных пикселях для преломления проходящего через них света, плазменные пиксели светятся сами. Когда компания Pioneer еще выпускала плазменные экраны, она демонстрировала модели с теоретически бесконечным показателем контраста и в тончайшем (9 мм корпусе), что явилось бы несомненным преимуществом плазменного телевизора.