РКН запросил у провайдеров сведения в связи с законом о "суверенном Рунете"

26.06.2019 16:25

Территориальные управления Роскомнадзора начали рассылать операторам связи письма с требованием предоставить информацию по точкам обмена трафиком сетях, сообщает портал Nag со ссылкой на сведения (в частности, скан такого письма) обнародованные IT-экспертом Филиппом Кулиным. Уточняется, что по сведениям Кулина, подобные письма получили провайдеры в Москве, Санк-Петербурге и Томске.

Согласно документу, сбор сведений осуществляется для реализации положений Федерального закона от 01.05.2019 №90-ФЗ, то есть так называемого закона о "суверенном Рунете". Указано, что информацию следует предоставить не позднее 9 июля 2019 года.

При этом сам закон о "суверенном Рунете" вступает в силу только с 1 ноября 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года. Предоставление требований, которые запросил Роскомнадзор, регулируются подзаконными актами, которые еще находятся в стадии разработки.

Таким образом, в настоящее время нет законных оснований для требования Роскомнадзора. Филипп Кулин рекомендует отвечать на все запросы отказом. В группе "Эшер II" в Facebook предлагается шаблон ответа на просьбу регулятора, содержащий необходимые ссылки на нормы действующего законодательства.

"Медиазона" уточняет, в телефонных разговорах представители регулятора настаивают на ответе "по-братски".

Тем временем Роскомнадзор на своем сайте сообщает, что сбор информации по сетям связи от операторов связи на всей территории России начался в ходе подготовки к реализации положений закона об устойчивом Рунете, который вступит в силу 1 ноября.

Уточняется, что полученная информация будет учтена при создании информационной системы Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования. Предполагается, что мониторинг ресурсов сети связи общего пользования и их постоянная актуализация позволят операторам связи в случае появления угроз нарушения целостности Рунета оперативно принимать меры, необходимые для их устранения.

Напомним, в начале этой недели появлялась информация, согласно которой, в ответ на обращения о нарушении процедуры оценки регулирующего воздействия проектами нормативных актов по "суверенному Рунету" Минэкономразвития сообщило, что направило в Минкомсвязи письма о необходимости проведения оценки регулирующего воздействия восьми проектов с учетом высокой степени регулирующего воздействия.

Уточнялось, что такая реакция Минэкономразвития означает, в частности, что сроки общественного обсуждения по восьми указанным проектам должны быть продлены. Также Минкомсвязи должно будет переписать сводные отчеты к проектам актов с учетом повышения степени воздействия. Кроме того, для каждого документа разработчик должен прописать, как компенсировать бизнесу возросшие расходы, если они будут, и соответственно, рассчитать эти расходы.

В числе этих 8 проектов присутствуют проекты актов, регулирующих порядок ведения реестра точек обмена трафиком и требования к точкам обмена трафиком.

В конце прошлой недели сообщалось, что Роскомнадзор выдвинул на публичное обсуждение проекты трех подзаконных актов для "суверенного Рунета". Они регламентируют, соответственно, требования к техсредствам контроля за блокировками, создание и работу национальной системы доменных имен, а также Центра мониторинга. Публичное обсуждение – до 3 июля 2019 года.

Ранее сообщалось, что Роскомнадзор разработал технические условия установки операторами связи специального оборудования противодействия угрозам в рамках закона об устойчивом Рунете.

Также Роскомнадзор разработал правила маршрутизации сообщений в случае внешней угрозы. Этот проект также выставлен на публичное обсуждение до 1 июля 2019 года.

Что касается угроз, при которых управление российским сегментом сети берет на себя Роскомнадзор, Минкомсвязь выделила их три: целостности, устойчивости и безопасности Рунета, проект соответствующего постановления был выдвинут на общественное обсуждение в конце мая 2019 года, обсуждение длилось до 13 июня.

Тогда же Минкомсвязь выдвинула на обсуждение и еще один проект, определяющий порядок учений по безопасности и устойчивости Рунета.

Кроме этого, Минкомсвязь, также в связи с законом о "суверенном Рунете", выдвинула еще ряд проектов подзаконных актов: акт, расширяющий полномочия ведомства; два акта, согласно которым, операторы связи, работающие более чем в одном муниципальном образовании и имеющие более 500 абонентов, должны создавать системы управления сетью связи и обеспечивать их работу, ГРЧЦ получит полномочия оценки выполнения операторами обязанностей; и два акта, один из которых регламентирует взаимодействие собственников сетей связи с ФСБ, а другой - друг с другом.

Затем сообщалось, что два акта выдвинул на публичное обсуждение Роскомнадзор. Из них один регламентирует порядок контроля за обязательным использованием точек обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком, а другой - порядок контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи.

Всего для закона о "суверенном Рунете" потребуется 41 подзаконный акт.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля законопроект прошел второе чтение. К этому моменту в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

Президент России Владимир Путин подписал документ 1 мая.