Объем российского рынка платного ТВ увеличился в 2013 году на 16% и составил 54 млрд рублей, — об этом сообщают результаты нового исследования iKS-Consulting.
 
Абонентская база платного телевидения выросла за год на 11% и достигла 34,6 млн, таким образом, проникновение услуги составило 62%.
 
 
Отмечается, что впервые в 2013 году количество домохозяйств, подключенных к цифровому телевидению (18,9 млн или 34% от числа всех российских домохозяйств) превысило количество абонентов “аналога”. 
 
 
Драйверами роста рынка стали: рост абонентской базы спутниковых операторов “Орион-Экспресс” и “Триколор ТВ”; увеличение числа подписчиков у операторов IPTV — в первую очередь, у компании “Ростелеком”; рост среднего счета на абонента (ARPU) в сегментах IPTV и цифрового КТВ.
 
Среди факторов, негативно влияющих на рынок, называются низкие цены на услугу, особенно в сегменте спутникового ТВ, а также смещение интереса потребителей в сторону OTT-сервисов.
 
 
В 2013 году практически прекратился рост сегмента кабельного телевидения. Абонентская база кабельных операторов выросла за год всего на 1,5%. Однако связано это было в первую очередь с сокращением числа абонентов аналогового ТВ у компании МТС. Прочие же кабельные операторы выросли в среднем на 5%.
 
Стоит отметить заметный сдвиг в сторону увеличения доли цифрового кабельного ТВ — число абонентов “цифры” увеличилось за год в 2 раза, в то время как число абонентов аналогового КТВ сократилось на 4%. В результате доля цифрового кабельного ТВ возросла с 12% до 15%.
 
В абсолютных показателях лидером роста является спутниковое ТВ (подключено еще 2,3 млн платных подписчиков). В ряде регионов спутниковое ТВ является преобладающей технологией. Так, в Южном федеральном округе его доля составляет 71%. Стоит отметить, что если в 2012 году абонбаза “Орион Экспресса” составляла 1,05 млн абонентов, то в 2013 году их было 1,98 млн. Стремительный рост, по мнению аналитика iKS-Consulting Елены Крыловой, объясняется тем, что оператор снизил абонентскую плату до 600 рублей в год, до уровня цены предлагаемой “Триколор-ТВ”, а оборудование продавал вдвое дешевле.
 
Но по темпам роста лидером стал сегмент IPTV — число подписчиков по данной технологии выросло по сравнению с 2012 годом на 29%. Таким образом, изменилась структура рынка по технологиям за прошедший год. Доля спутникового ТВ выросла на 3%, доля IPTV — на 2%, а доля кабельного ТВ сократилась за год сразу на 5%.
 
В 2013 году у 7 операторов платного ТВ рыночная доля превысила 5%. По объему доходов “Ростелеком” значительно опережает своих конкурентов — федеральному оператору принадлежит свыше пятой части рынка. У компании “Триколор ТВ”, несмотря на лидерство по абонентам (на долю оператора приходится 29% российских подписчиков), доля в доходах почти в 1,6 раза ниже. Это связано с низкой стоимостью услуги оператора — средний счет на абонента (ARPU) оставляет 67 руб. Третий по величине оператор МТС уже третий год подряд теряет рыночную долю — еще в 2010 году компания занимала 14% рынка. Вызвано это снижением числа подписчиков аналогового ТВ в связи с выбранной компанией стратегией развития цифрового телевидения.
 
 
 
Разброс в проникновении услуги по федеральным округам остается значительным — от 49% на Дальнем Востоке до 80% в Центральном ФО, включающем Москву, где, несмотря на то, что около 1 млн домохозяйств уже подключены к двум операторам — “Мостелекому” и одному из операторов цифрового ТВ — продолжается рост подключений. Так, по итогам 2013 года число абонентов в столице увеличилось на 6%. При этом 2/3 новых подключений пришлось на спутниковый “Триколор ТВ”. Проникновение цифрового ТВ в Москве по итогам года составило 36%.
 
 
Аналитики iKS-Consulting прогнозируют, что в 2014 году рынок платного ТВ вырастет на 10%, а объем рынка превысит 59 млрд рублей. Абонентская база вырастет на 5% и достигнет 36,2 млн.