Smart TV: национальные масштабы

25 мая в Московском научно-исследовательском телевизионном институте (ЗАО "МНИТИ") состоялось совещание, на котором представители вещательных компаний и телеком-отрасли обсуждали идею создания в России национальной платформы Smart TV. На текущий момент рассматривается два варианта реализации данного проекта — либо создание непосредственно российского Smart TV (то есть запуск производства отечественных "умных" телевизоров), либо создание платформы, которая в перспективе будет распространена на телевизорах всех вендоров, представленных в России.
 
Совещание проводилась в рамках плана работ межведомственного научно-технического совета по цифровому телевидению (НТС ЦТ, на сегодняшний день в него входят 56 компаний и 65 участников от них), который разрабатывает рекомендации по "Дорожной карте" развития телевизионных технологий в России.
 
Совет поделен на 4 рабочие группы, совещание проводила 3-я, отвечающая за абонентское оборудование, которую возглавляет заместитель генерального директора ЗАО "МНИТИ" Быструшкин Константин.
 
 
Как пояснили "Кабельщику", у НТС ЦТ разработан проект "Дорожной карты", один из разделов которого предусматривает рассмотрение возможности создания национальной платформы Smart TV. С учетом обширности задачи совет решил провести расширененое совещание с участниками рынка, при этом итоговый вариант "Дорожной карты" (со всеми предложениями, уточнениями и пожеланиями) НТС ЦТ намерен подготовить к концу июня 2016 года, и направить на ознакомление в Минпромторг России. Если проект будет одобрен, его предстоит синхронизировать с другими дорожными картами развития телеком-отрасли и затем направить в Минкомсвязи России.
 
Так что, собственно, предлагается? В своем докладе Константин Быструшкин обозначил, что НТС ЦТ изучает возможность создания единой платформы, "которую бы признали все производители оборудования, операторы и компании, специализирующиеся на создании контента". Необходимость создания такой платформы объясняется целями информационной безопасности, в продолжение взятого государством курса на построение собственной инфраструктуры дата-центров и платежных систем. 
 
Согласно "Стратегии развития телерадиовещания в РФ до 2025 года" Минкомсвязи РФ проект должен быть коммерческим, поскольку бюджетных денег на его реализацию не предусмотрено. Однако, на чьи плечи ляжет его финансирование, власти не уточняют (хотя вариантов тут остается не так много).
 
Свое видение развития данного проекта в рамках НТС ЦТ подготовил руководитель проекта Vintera.TV Герасим Гадиян. Он сформулировал возможные сценарии его реализации по двум позициям — в целом по платформе Smart TV (безотносительно к брендам) и по созданию российского "умного" телевизора.
 
 
Что касается национальной платформы, то здесь Гадиян подготовил перечень основных требований, которым, на его взгляд, она должна соответствовать. Тут стоит уточнить, что сам Герасим Суренович считает, что платформа должна быть не просто национальной, а интернациональной, иначе смысла вкладываться в ее создание нет — в подобном проекте не будет коммерческой выгоды (представители МНИТИ же рассматривают платформу именно в национальном масштабе).
 
Поэтому если мы говорим об интернациональной Smart TV-платформе, то, по мнению Гадияна она должна, во-первых, использовать стратегию White Label, во-вторых, поддерживать SDTV, HDTV и в качестве опции UHDTV. Также она должна работать как с unicast, так и с multicast-потоками, поддерживать основные форматы онлайн-видео и баннерной рекламы (VAST, VPAID и др.), иметь возможность предустановки популярных приложений и настройки системы по геопризнаку (по странам/регионам), и поддерживать системы условного доступа (CAS).
 
Что до российского "умного" телевизора, то глава Vintera.TV представляет его себе следующим образом. "Я бы рассматривал Smart TV как современный медиаинформационный домашний центр, где агрегировались бы и телеканалы, и видеоконтент. Более того, он мог бы быть источником информации о состоянии жилищно-коммунальных услуг, о безопасности домохозяйства. Если говорить современным языком, то по существу, Smart TV может стать центром интернета вещей, к которому подключается вся информация", — поделился идеей Герасим Суренович.
 
Также он отметил, что чтобы ускорить создание отечественного Smart TV, на первом этапе можно было бы задействовать какую-то из существующих платформ, например, Android TV, а на втором этапе внедрить в телевизор российскую разработку. Таким образом организовать производство российского Smart TV удалось бы уже в течение года.
 
Участвовавшие во встрече представители отрасли (а на встрече присутствовали представители АКТР, НАТ, ФГУП РТРС, ivi, TVzavr, компании "1 канал") к идее создания российского "умного" ТВ отнеслись пессимистично. Во-первых, это большие затраты, во-вторых, если и создавать собственный телевизор, то не факт, что он "выстрелит" — рынок уже давно поделен между корейскими и японскими вендорами, на пятки которым активно наступают китайцы. Смогут ли российские производители составить им достойную конкуренцию — большой вопрос. Собравшиеся напомнили и об опыте США, где в свое время выпускали неплохие телевизоры, но после прихода на рынок Samsung’а, LG, Sony и прочих производителей американцы решили оставить это направление.
 
По идее создания национальной платформы было не меньше вопросов. Разумеется, самый главный — кто это будет финансировать? Второй — делать ли такую платформу самостоятельно или брать за основу уже существующую на рынке? Если государство делает ставку на вещание в интернете, то надо подумать и о сетевом ресурсе операторов — ведь им необходимо будет обеспечивать приемлемый канал связи. 
 
"Для нас как для OTT-сервиса конечно же была бы идеальной картина, при которой существует одна платформа, и мы только под нее разрабатываем свои приложения, — высказала точку зрения онлайн-кинотеатров Ирина Грандель, директор по развитию бизнеса платных сервисов ivi.ru. — Это обеспечило бы нам более быстрое развитие сервиса, поскольку мы бы не тратили время на адаптацию новых функциональностей под разные платформы. Но если говорить о перспективности какой-то платформы, то на наш взгляд стоило бы обратить внимание на Android TV, поскольку она создана специально под ТВ и уже адаптирована под него".
 
"Создать собственную национальную платформу можно. И, наверное, можно даже на законодательном уровне принудить производителей Smart TV ее внедрить, — продолжает Грандель. — Но давайте подумаем, а что дальше? На телевизорах, которые уже находятся на руках у пользователей, ее нельзя будет внедрить, потому что старые телевизоры на новые платформы обновить невозможно. Соответственно, огромная часть аудитории будет "сидеть" на старых ТВ, а пользователей отечественной платформы будет мало. И потребуется много лет, чтобы для нее набралась критическая масса пользователей". 
 
Учитывая время, которое потребуется на разработку российской платформы (а с учетом улаживания всех оргвопросов и внедрения платформы на телевизоры вендоров — это по меньшей мере 3-4 года), идея представляется сложно реализуемой.
 
В общем, вопросов проект пока вызывает много. Тем не менее, НТС ЦТ обещает выработать оптимальный план по возможности разработки российской национальной платформы и российских телевизоров в сегодняшних условиях и на перспективу.
 
Комментарии представителей рынка
 
"Идея создания единой национальной платформы, которая была бы доступна у всех существующих на рынке вендоров, выглядит больше утопичной, чем реалистичной. Даже если не брать во внимание затраты на подобный проект и поиск инвесторов (кто вложится в утопию), возникает вопрос: каким образом создатели проекта стимулируют вендоров отказаться от существующих платформ, многие из которых являются их собственными разработками, в пользу нового предложения? И это будет одна из основных преград, ведь производители телевизоров вкладывали собственные средства в создание платформ: их продвижение и популяризацию в массы, - говорит Виктор Чеканов, глава российского офиса Megogo. - Посмотрим на это и под тем углом, что основа любого Smart TV — это операционная система, написанная для телевизора. Написать новую ОС — задача сложная, а ее еще нужно регулярно обновлять, осуществлять техподдержку, обеспечивать мощности для поставщиков ПО — этот список "попутных задач" может быть бесконечным. Насколько прибыльным будет национальный проект и в какой период времени сможет выйти на окупаемость, просчитать на этапе создания "дорожной карты" также сложно, потому что его доходность будет зависеть от тех технических возможностей, какими будет обладать платформа на этапе запуска. И это, кстати, значительные "косты".
 
"Внедрение российской платформы целесообразно если даст какие-то весомые преимущества сервисам которые будут на ней запущены. Как минимум — сокращение комиссии с нынешних 30% взымаемых иностранными платформами Google Play и Android. Но какие бы преимущества не давала эти платформа, главным фактором который привлечет сервисы размещаться на ней будет востребованность устройств её поддерживающую. На мой взгляд платформа должна быть построена на открытой экосистеме такой как Android для поддержки работы с различными вендорами телевизоров в отличие от закрытых платформ таких как Tizen или WebOS работающих только на телевизорах одного вендора. Прототип такого решения был представлен Moyo.tv на выставке TV Connect в Лондоне в апреле этого года", - прокомментировал Андрей Холодный, глава компании MoyoTV.
 

Comments

Кто-то старается, думает, изобретает, а кто-то копирует и думает, что подделка лучше оригинала. Вы можете себе представить казённый Smart TV? Представьте, что там будет всего три приложения "Первый канал", "Россия" и "Звезда", и доступен такой Smart TV будет только через Чебурнет, который будет единственным вариантом Интернета в России.


Source URL: https://www.cableman.ru/article/smart-tv-natsionalnye-masshtaby