Кирилл Махновский: "Орион намерен продолжать географическую экспансию"

На фоне насыщения рынка платного телевидения, экономического кризиса и неутихающих демпинговых войн, спутниковым операторам становится все сложнее увеличивать свои доходы. Если раньше они как по базе, так и по выручке росли впечатляющими темпами, то сейчас — более чем умеренными. О том, какие точки роста наши DTH-игроки видят для себя в будущем, и, возможно, не только на российском рынке, мы поговорили с генеральным директором ГК "Орион" Кириллом Махновским.
 
Кабельщик: "Орион" активно осваивает новые рынки. С 2013 года вы присутствуете в Киргизии, в 2016-м вышли на рынок Грузии. Хотелось бы понимать — вы действительно видите за рубежом хорошие возможности для бизнеса или, скорее, не видите возможностей для роста на российском рынке спутникового ТВ?
 
Кирилл Махновский: Рынок спутникового ТВ в России действительно практически остановился. Время гипердоходов за счет органического роста ушло в прошлое, любые новые абоненты даются все тяжелее, и потенциал в этой сфере весьма ограничен. Поэтому диверсификация и шаги в разных новых направлениях продиктованы в первую очередь снижением роста бизнеса в России. Все компании ищут новые способы монетизации, и мы не являемся исключением.
 
Какие есть варианты? Можно начать развивать новый бизнес, надеясь на его счастливую судьбу и возможность окупить инвестиции в дальнейшем. Это один путь. Но надо понимать, что придумать что-то яркое, интересное в нашем секторе тяжело. Есть второй путь — привлекать партнеров, с которыми ты можешь на взаимовыгодных условиях поделиться частью компетенций, инфраструктуры и прочего, и инвестировать в развитие минимальные средства, разделив, таким образом, и риски.
 
Наша компания никогда не занималась "освоением бюджетов", наши акционеры всегда придерживаются взвешенного подхода к инвестициям. Поэтому проекты, выстроенные по партнерским моделям, как это было сделано в Грузии, мы считаем для себя наиболее привлекательными.
 
Естественно, если появится какой-то интересный проект как в России, так и за ее пределами, мы готовы инвестировать в него, создавать, развивать, интегрировать с нашей платформой, продавать — наши акционеры могут и это поддержать. Однако мы должны трезво оценивать шансы на успех того или иного проекта.
 
К.: Как получилось, что второй свой зарубежный проект вы запустили именно в Грузии? Ведь ни для кого не секрет, что это сложный рынок. Вы сами выбирали партнера или это он вышел на вас? Или просто так карты совпали?
 
К. Махновский: Так карты совпали. Я не могу сказать, что мы специально присматривались к грузинскому рынку, учитывая, что еще год назад на нем действовали три спутниковых оператора. Для страны с населением порядка 4 млн человек этого более чем достаточно. Поэтому если бы партнер (местный оператор Super TV) не вышел на нас, сами мы вряд ли бы стали проявлять инициативу.
 
На успешный запуск проекта повлияло и то, что у нас существовало готовое техническое, коммерческое и маркетинговое решение, которое соответствовало потребностям Super TV и легко интегрировалось в их бизнес.
 
Что касается дальнейшего продвижения в странах СНГ, мы рассматриваем возможности выйти на рынки Армении и Азербайджана. Но рынок Армении меньше грузинского, а в Азербайджане, который привлекателен низким уровнем проникновения услуг платного ТВ, препятствием для работы является высокий уровень пиратства. Поэтому для того, чтобы там работать, мы, скорее всего, будем использовать аналогичные с Грузией партнерские модели.
 
С большим вниманием мы относимся к Казахстану: это один из самых интересных и лакомых рынков. Высокая среди стран СНГ численность населения (17,7 млн человек) сочетается здесь с большой территорией и низкой плотностью, что создает благоприятные условия для распространения спутникового ТВ. Исторически там высоки любовь к спутниковому телевидению и число платящих абонентов. Однако этот рынок довольно закрытый, осуществление легального вещания затруднительно с юридической точки зрения.
 
Если говорить о дальнем зарубежье, до недавнего времени интересным был африканский рынок. Многие делали на него ставку. Даже китайские производители спутникового оборудования еще пару лет назад сместили свои ориентиры с российского и индийского рынков на Африку. Они увидели в этом регионе потенциал, но этот потенциал как-то быстро иссяк. При достаточно высоком уровне ARPU — порядка 20 долларов — абоненты, готовые платить такие деньги, достаточно быстро кончились.
 
Потенциал есть на индийском и на китайском рынках, в силу высокой населенности. Однако оба рынка довольно закрыты. Иностранных игроков туда пускают неохотно. Ну и, наверное, все, кто хотел и мог туда зайти, это уже сделали.
 
Интересен рынок Южной Америки, где при большой плотности населения достаточно высокий показатель ARPU, а телевидение и все, что с ним связано, исторически занимают важное место в жизни людей. Тем более, что спутники в этой зоне, как правило, покрывают всю территорию. Насколько я знаю, многие операторы сейчас к ним присматриваются.
 
Дальнейшее развитие на российском рынке упирается в новые технологии. Это интерактив, OTT и все, что связано с этими сервисами. Наиболее востребованным в своем сегменте остается VOD (видео по запросу). Так, мы для своих абонентов в начале 2017 года создали "Кинотеатр" в партнерстве с ivi.ru, где они могут смотреть более 5 тыс. фильмов в высоком качестве без рекламы. Создавать какие-то гиперуслуги в данном направлении смысла нет, поскольку число абонентов, которые готовы платить за них, пока невелико.
 
К.: Каков срок жизни спутников, которые вы сейчас эксплуатируете?
 
К. Махновский: Horizons 2 должен работать до 2023 года, Intelsat 15 — до 2022-го, а "Экспресс-АМ5″ — совсем свежий, он был запущен только в конце 2013 года.
 
Предвосхищая следующий вопрос, скажу: у нас существуют договоренности с Intelsat по поводу разработки нового спутника, который будет спроектирован и построен под задачи "Ориона". Его строительство предположительно начнется раньше окончания срока жизни других эксплуатируемых нами спутников.
 
К.: Я правильно поняла, что речь идет о целом спутнике, а не об определенном числе транспондеров?
 
К. Махновский: Мы сейчас задействуем 15 транспондеров на 85-м градусе, а спутник средней емкости насчитывает порядка 18 транспондеров. Поэтому задействовать полный спутник к 2023 году будет вполне реально.
 
До 2023 года, конечно, еще далеко, но, поскольку на проектирование, бюджетирование и строительство спутника потребуется время, мы уже сейчас совместно с Intelsat работаем над созданием примерного плана, дорожной карты — когда и что будем делать.
 
Так что спутник, как отрасль, хоронить рано.
 
К.: Ну, если судить по тому, сколько хоронят аналоговое вещание, спутнику еще жить и жить.
 
К. Махновский: Да. На самом деле опыт как Западной Европы, так и США говорит о том, что спутниковое ТВ было и остается одним из самых перспективных сегментов рынка платного телевидения. Насыщение рынка услугой не означает прекращение его существования, напротив, это новые возможности для развития. Например, набирающий популярность формат Ultra HD активнее всего развивается как раз в спутниковом сегменте. 90% абонентов сейчас используют преимущественно линейное ТВ в том виде, в котором оно есть, и онлайн кинотеатры, в которых можно смотреть или скачивать видео, — неважно, законным образом или пиратским. Главное, чтобы было, что посмотреть.
 
К.: Какие еще точки роста, помимо OTT и выхода за рубеж, вы для себя видите? Например, в сфере услуг для юридических лиц или освоении баров и других общественных мест?
 
К. Махновский: Что касается баров, то да, в этом направлении у нас есть некоторые идеи по некоторым проектам. Возможно, расскажем о них уже в 2017 году.
 
Мы постоянно работаем над развитием нашей спутниковой медиаплатформы как основные для b2b сегмента. Собираем каналы, расширяем функционал по услугам play-out. Сейчас предложение "Ориона" для телевещателей — это комплекс услуг полного цикла, в равной степени отвечающий потребностям как российских, так и зарубежных игроков. В этом сегменте мы видим для себя большой потенциал.
 
К.: А что насчет спутникового интернета? Одно время у вас была такая услуга, но недавно вы от нее отказались.
 
К. Махновский: Спутниковый интернет — интересная вещь. Мы успели поэкспериментировать с этим направлением и самостоятельно, и в партнерстве с КБ "Искра". Но дальнейшее самостоятельное развитие данного направления для нас оказалось экономически нецелесообразным.
 
Все очень ждали спутниковой емкости с Ka-диапазоном, который бы помог создать множество возможностей, в частности сделать спутниковый интернет скоростным, доступным и т.п.
 
Но этот способ передачи всегда был априори дорогостоящим — как по части стоимости комплекта оборудования, так и по сложностям с его установкой, с высокой точностью наведения антенны. Поэтому история со спутниковым интернетом скорее для избранных. Есть некоторый потенциал в b2b и в b2g сегментах, но компаний, которые работают с этими нишами, уже достаточно и рынок насыщен услугой.
 
К.: Ну и в заключение поделитесь планами "Ориона". Чего вы ждете от 2017 года?
 
К. Махновский: В 2017 году органический рост еще больше замедлится и, по нашим оценкам, не превысит 3–4%. Гонка за числом абонентов закончилась, серьезные инвестиции в наращивание абонентской базы нецелесообразны, пришло время, что называется, собирать камни.
 
Тем не менее мы планируем сохранить статус самого быстрорастущего игрока, темпы роста которого опережают рыночные. По нашим оценкам, в 2017 году число абонентов спутникового телевидения "Телекарта" превысит 3 млн.
 
В 2015–2016 годах нам удалось выйти на хорошие темпы роста финансовых показателей, несмотря на экономическую ситуацию в стране, и мы уверенно входим в 2017-й. Компания всегда ставила перед собой самые амбициозные задачи по всем направлениям и не отказывается от этого подхода в 2017 году.
 
Мы открыты для любых форм деятельности, как самостоятельной, так и в партнерстве с другими компаниями, позволяющих сформировать новые услуги и сервисы, развить наш потенциал на базе уже имеющихся компетенций и повысить доходность бизнеса. Это касается и спутникового ТВ, и других направлений, смежных с платным телевидением.
 
Кроме того, "Орион" продолжит географическую экспансию. В каком направлении, надеюсь, вы узнаете уже в I квартале 2017 года.
 
К.: Спасибо!
 
 
P.S.: Интервью готовилось до выставки CSTB'2017, поэтому в него не попала информация о том, что компания "Орион" в этом году планирует выйти на рынки Армении и Азербайджана. Как в случае с Киргизией и Грузией, на новые рынки оператор будет выходить с партнерами. С кем именно — озвучат позже.
 
 
Беседовала Дарья Бояринова

Source URL: https://www.cableman.ru/article/kirill-makhnovskii-orion-nameren-prodolzhat-geograficheskuyu-ekspansiyu