Когда и почему Smart TV вытеснит STB?

07.03.2013 09:57

За один день на III международном форуме «Connected TV&Video» было поднято много тем, и некоторые из них обсуждались одновременно в разных залах. Для тех, кто по ряду причин не успел побывать на мероприятии или не смог послушать все выступления, мы предлагаем ознакомиться с кратким обзором и основными тезисами сессии «Smart TV, Mobile TV, Internet TV».

Smart TV — практика, возможности и перспективы
 
Открывал сессию Дмитрий Сафронов, директор по работе с операторами в компании Zoomby. Его 12-минутный рассказ был посвящен Smart TV и возможностям его использования. Порталу Zoomby этот вопрос стал интересен, когда он захотел расширить свою аудиторию и привлечь не только интернет-пользователей, но и телевизионных. «Мы понимали, что пользователи телевизоров — это несколько другие люди, но мы хотели достичь своим контентом и их. И мы увидели дополнительную возможность в Smart TV по тому, как это сделать», — рассказывает директор по работе с операторами. 
 
По словам Сафронова, при внедрении Zoomby в «приложенческую» часть Smart TV компания столкнулась с проблемой «подгонки» своего сервиса под множество платформ. «Каждый вендер — это своя платформа, свои требования. Например, у одного вендера нам необходимо было сделать приложение в четырёх разных видах, потому что обнаружилось, что только в 2011 году в его телевизорах как старых так и новых использовалось до 4 разных браузеров, и соответственно, под каждый из них наше приложение пришлось „подгонять“. Плюс, надо учитывать, что каждые 9 месяцев платформы и телевизоры, как правило, обновляются, и разработчикам приложений необходимо смотреть вперед и учитывать все эти изменения. Но поддержка платформ и постоянное обновление всех приложений — это большие затраты, большие ресурсы. Поэтому на сегодняшний день мы поддерживаем не все платформы, мы решили идти постепенно, по чуть-чуть».
 
Следующая проблема, с которой столкнулся сервис Zoomby — это монетизация. Собственно, для OTT-среды — это основная проблема. Даже в США, где онлайн-видео очень развито, не всем игрокам удаётся работать в плюс. Что уж говорить о России, где данное направление делает первые шаги.
 
«Хотелось бы уделить отдельное внимание общению с рекламными агентствами, — продолжает Дмитрий Сафронов. — Так как мы бесплатный сервис, порой РА не всегда могут ассоциировать рекламу на Smart TV с тем, что у них было до сих пор. С одной стороны, „смарт ТВ“ — это вроде устройство, подключенное к интернету, но это не компьютер, с другой — это телевизор, но точно гарантировать — какое количество рекламы будет показано на нём в отдельно взятое время нельзя. Поэтому сегодня рекламные агентства пытаются придумать новый подход, который позволит лучше монетизировать те возможности, которые предоставляет Smart TV».
 
Ну и в качестве третьей проблемы представитель Zoomby выделил удобство пользования. Те пульты управления, которые предлагаются для Smart TV сейчас — изобилуют кнопками, а меню — громоздкостью информации, в которой неудобно ориентироваться. Конечно, производители телевизоров предлагают использовать голосовое управление, управление жестами или через специальные программы на планшетах, но это опять-таки создаёт лишние проблемы разработчикам приложений, поэтому в Zoomby рассчитывают, что в будущем появится простой и универсальный пульт с минимумом кнопок и с максимумом возможностей.
 
Есть у OTT-сервиса и другие взгляды на будущее. «Есть ощущение, что появятся эксперименты с нелийнейным вещанием, потому что Smart TV является устройством с обратной связью. Соответственно, любое приложение, которое умеет правильно анализировать статистику по тому — какой показывается канал, какую передачу на данный момент смотрит пользователь, в какое время это случилось, что это за день, месяц, собрав весь набор этой информации сможет в определенный момент времени предложить пользователю к просмотру тот контент, который является наиболее правильным с точки зрения статистики», — поделился с присутствующими Дмитрий Сафронов.
 
Multiscreen TV: новые технологии и возможности
 
Следующим выступающим стал Андрей Гурьянов, региональный менеджер по продажам в восточном регионе EMEA из Elemental Technologies. Его доклад был посвящён технологиям, использующимся для multiscreen-сервисов. Главным образом речь шла о новом кодеке H.265 (HEVC). 
 
«Наша компания провела опрос среди своих же заказчиков (из 170 компаний, которым были отправлены вопросы, ответили 118) на тему — когда бы они хотели начать тестировать новый кодек H.265? Выяснилось, что 2/3 опрошенных компаний хотели бы начать его тестирование уже в ближайшие 8 месяцев. Поэтому, можно сказать, что этот вопрос стоит на повестке дня», — рассказал Андрей.
 
По его словам, главной проблемой при внедрении этого кодека является сложность видеокомпрессии. Так как у H.265 она примерно в 4 раза больше, чем у H.264, то она серьёзно влияет на процессорную загрузку. Но эти трудности не пугают игроков телеком-рынка, так как все заинтересованы в результате, а именно — уменьшении пропускной полосы и увеличении качества изображения.
 
Глобальные изменения в медиа-индустрии
 
Пожалуй, самое яркое выступление за всю сессию было у Егора Яковлева, генерального директора Tvigle Media. Он говорил о будущем медиа-индустрии, а любые прогнозы  — плодотворная почва для споров.
 
Для начала он рассказал о собственных ощущениях по рынку в целом: «Глобальные изменения начали происходить тогда, когда потребительские устройства, такие как мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, телевизоры, начали подключать к интернету. Стало меняться всё, весь ландшафт. Вы, наверное, мне не поверите, но линейному телевидению в том виде, в котором оно существует сейчас, осталось в лучшем случае несколько лет. Да, замечательные измерители ещё несколько лет будут писать ему в Excel’е какую-то аудиторию, но рекламодатели, которые реально меряют его эффективность, уже сейчас пытаются значительную часть своих бюджетов куда-нибудь перевести, преимущественно в онлайн».
 
По мнению господина Яковлева, место линейного ТВ займёт интерактивное, и вообще, будущее за видео по запросу. «Мир, в котором мы будем жить, будет исключительно VoD. На сегодняшний день я знаю только четыре вида контента, которые люди хотят смотреть онлайн (я имею в виду в момент, когда это происходит) — это футбол, свадьба принцессы, инаугурация президента Обамы и, почему-то и очень странно, онлайн-секс. Все остальные вещи зрители принципиально хотят смотреть VoD, потому что модель дистрибуции в интернете асинхронна контенту».
 
Раз уж разговор зашел о контенте, Егор Яковлев поспешил привести статистику, демонстрирующую какое видео чаще всего смотрят на connected-устройствах. Речь шла не о виде контента, а о его длительности. Цифры гласят, что в подавляющем числе люди смотрят на подключенных девайсах «длинное» видео, но ситуация зависит от времени суток. «С утра люди смотрят много „короткого“ контента, отрываясь на него и во время рабочего дня, а затем они возвращаются домой и с 19.00 смотрят „длинные“ ролики. Причем пик „длинного“ телесмотрения в это время приходится как на обычное ТВ, так и на connected TV», — говорит Егор.
 
Далее гендиректор Tvigle Media переключился на более частные прогнозы. Так, он рискнул предположить какое будущее ждёт рынок set-top-box’ов.
 
«Я скажу, может, не самую приятную вещь для присутствующих здесь, но рынок STB закончился. Ему осталось года полтора — максимум. Произойдет это по очень простой причине. В этом году на рынок выходят телевизоры от некоторых производителей по цене до $150, которые будут иметь встроенную технологию Smart TV. И тут возникает вопрос — зачем вам STB, когда у вас есть телевизор за сто баксов, который вы можете подключить к ШПД и он вам делает всё то же самое?».
 
Следующий его прогноз был связан с бизнес-моделью, которой будут придерживаться игроки телеком-рынка в ближайшее время. «С тем уровнем пиратства, который у нас есть, рекламная модель будет превалировать. Это не хорошо и не плохо, но дайте какое-то время. Как только появится нормальная платежная система, которая позволит заказывать контент на телевизоре одной кнопкой, люди будут готовы покупать. Просто дайте пользователю возможность купить контент одним кликом и по цене в 30 рублей за один просмотр. Почему именно 30 рублей? Потому что, на мой взгляд, пороговая цена, при которой зритель не захочет вставать с дивана и идти искать контент в интернете, скачивать его с торрентов — это 30 рублей», — поделился Яковлев. 
 
А в заключении своего выступления гендиректор Tvigle Media высказал мнение относительно того — кому при столь быстро меняющихся условиях на рынке будет комфортнее всего существовать. «Мне кажется, несмотря ни на что, лидерами в ближайшее время будут те платформы, которые придут из интернета. Почему? Потому что они готовы к свободной конкуренции, они умеют работать по технологии VoD, они не знают и не должны знать, что такое линейное вещание, которое не нужно в этом мире. Наконец, они умеют работать с контентом не которым нужно заполнять эфир, а который реально востребован зрителем», — резюмировал Егор Яковлев.
 
Online-видео как фактор изменения медиа-среды
 
Тему онлайн-видео и его развития в России продолжил Дмитрий Пашутин, директор по медиа-аналитике интернет-кинотеатра IVI.ru. На его взгляд, нам уже можно говорить о том, что онлайн видео-сервисы серьезно повлияли на традиционное телесмотрение. В подтверждение своих слов Дмитрий привёл несколько факторов, позволивших OTT-сервисам переломить ситуацию в медиа-среде. 
 
Во-первых, это персонализация телесмотрения. «Не один год телеканалы рассказывают о том, как меняется их аудитория, что телевидение идет к персонализации, что зрители хотят формировать собственные ТВ-пакеты. И онлайн видео-сервисы позволяют это сделать. Причём с их помощью пользователь может формировать персонализированное меню в отрыве от линейного вещания, то есть без привязки к месту и времени просмотра», — констатировал Дмитрий.
 
Из этого фактора плавно вытекает следующий. «Второй фактор, который позволил онлайн-сервисам существенно изменить медиа-рынок — это развитие устройств, — продолжает Пашутин. — Современные смартфоны, планшеты и прочие девайсы позволяют обеспечить доступ к контенту в любом месте в любое время, и, как следствие, забыть о программе телепередач, и смотреть то, что хочется, как хочется и когда хочется».
 
Третий фактор основан на цифрах. «Ещё совсем недавно все видео-сервисы в борьбе за рекламодателей бегали по рынку и показывали зарубежные цифры, на которых очень хорошо видно как видео-смотрение в сети растет и что за этим будущее. И все они говорили, мол, подождите чуть-чуть и у нас будет то же самое. В этом плане 2012 год стал для нас знаковым, потому что мы увидели, что российские цифры демонстрируют все те зарубежные тренды, о которых ранее заявлялось. И я думаю, впредь нам не придется говорить, что Nielsen сказал, что в США 70% аудитории параллельно с просмотром телевизора пользуется другим устройством, мы уже видим это на нашем рынке», — рассказывает представитель IVI.ru. 
 
Собственно, речь идёт о TNS’овских цифрах. По данным измерителя, за минувший год аудитория онлайн видео-ресурсов в России выросла на 19%, а число людей, смотрящих видео через подключенные к интернету мобильные устройства (телефоны, планшеты) — на 65%. И этот рост заметно больше, чем рост людей, просто выходящих в интернет с мобильного устройства.
 
Ещё одни цифры TNS связаны с телесмотрением. «Телевизор как медиа № 1 приучил всех к тому, что есть вечерний прайм-тайм. В это время ТВ — лидер, позиции которого нельзя оспорить и все остальные медиа уходят на второй план. Но по последним данным TNS, выход в интернет с различных устройств (особенно это касается планшетов) уже имеет свой вечерний прайм — в районе 21.00, и он как раз пересекается с телевизионным. Поэтому телевизор — более не единственное окно в мир для нашей аудитории», — комментирует Дмитрий Пашутин
 
Перспективы развития трансмедиа-проектов на российском рынке
 
Руководитель дирекции по новым медиа в «СТС Медиа» Анна-Мария Тренёва отличилась форматом подачи заявленной темы. В её выступлении не содержалось практических бизнес-советов, оно, скорее, было «размышлением на тему» и стимулом к действию.
 
Чтобы донести свою мысль до участников форума спикер цитировала зарубежных писателей и рассказывала о видах волн (в прямом смысле). Цитату, надо сказать, Анна-Мария подобрала интересную и весьма меткую. Её авторство принадлежит английскому писателю Дугласу Адамсу, и она демонстрирует отношение различных людей к техническому прогрессу. 
 
«Не так давно мой мозг наработал этакую закономерность по поводу того, как мы реагируем на технический прогресс.
1. Всё, что есть в мире на момент нашего рождения — вполне нормальные и обычные составляющие мироздания.
2. Всё, что изобрели в интервале от наших 15 до 35 лет — удивительно, революционно и привлекательно в смысле карьеры.
3. Всё, что изобрели после того, как нам исполнилось 35, — ненужно, противоестественно и вообще от лукавого».
По словам Анны-Марии, «СТС-Медиа» как раз находится в возрасте от 15 до 35 лет, поэтому все что происходит в современном мире, компания считает восхитительным и собирается сделать на этом карьеру.
 
После выяснения возрастной категории медиа-холдинга, представитель «СТС-Медиа» перешла к аллегоричному рассказу о волнах. 
 
«Мы (телекомпании, — примеч. редакции) все находимся в большом океане, и когда видим волну, можем сделать одну из двух вещей — либо занырнуть под неё, либо прокатиться на ней. Что происходит, когда мы ныряем? Мы надеемся, что всё пройдёт, мы отрицаем, что что-то происходит, мы используем защиту и таким образом себя ограничиваем. А когда мы на гребне волны, мы наслаждаемся этим, мы видим новые возможности, мы исследуем потенциал и можем инновационно себя позиционировать», — считает Анна-Мария. В качестве примера она привела ситуацию с рынком CD-дисков, который выбрал стратегию «заныривания». По данным аналитиков, с 2000 по 2011 года продажи дисков упали с 700 млн до 200 млн. При этом в 2011 году было совершено в два раза больше скачиваний альбомов, нежели куплено физических носителей.
 
«Но иногда бывают не просто волны, иногда происходит цунами, — продолжает Анна-Мария. — Цунами — это когда меняется вся эко-система индустрии. От фиксированных медиа мы переходим к программному мышлению, от линейного вещания к вещанию по запросу, от одностороннего вещания к двухстороннему диалогу, от материальных товаров к виртуальным, от обычного поиска к социальным исследованиям и от пассивного потребления к активному.
 
И все эти эволюционные изменения мы вынуждены делать под давлением пользователей. Чего же они хотят? Естественно, любой контент, в любое время, на любом устройстве. В результате — кто сейчас на гребне волны? Hulu, Netflix, Mashinima, X-box, Google/YouTube. Поэтому телеканалы больше не могут нырять, и рекламодатели должны последовать за нами. Мы должны стать приложениями на других платформах. На сегодняшний день „СТС-Медиа“ всеми своими каналами, всеми проектами имеет совокупную аудиторию более 8 млн уникальных пользователей, поэтому мы не можем понять — почему некоторые боятся новых идей? Мы боимся старых!».