Цифровое эфирное ТВ в РФ. Вопросы внедрения

Цифровое эфирное ТВ в РФ. Вопросы внедрения

Денис Кустов,
технический эксперт ФГУП «НИИ Телевидения», г. С.-Петербург

Тема внедрения цифр ового эфирного вещания в последнее время стала чрезвычайно актуальной в России. Практически каждую неделю в печати или в интернете появляются статьи о перспективах внедрения эфирного вещания в РФ. За последнее время принят ряд важнейших нормативных документов, в том числе по частотному планированию. Внедрение цифрового эфирного вещания в России началось немного позже, чем в некоторых европейских странах. Прошло уже несколько лет, большинство стран Европы реализовали переход на стандарт цифрового эфирного вещания DVB-T. О том, что практически удалось сделать в России за это время, и пойдет речь в данной статье.

Мировой опыт
Пионером внедрения технологии DVB-T в Европе была Великобритания. В 1998 г. там начались работы по активному внедрению данного стандарта. Были развернуты и коммерческие сети вещания в формате MPEG-2/DVB-T. Несмотря на такой ранний старт, полное отключение аналогового вещания запланировано лишь на 2012 г. При этом в Великобритании в 2009 г. уже были развернуты опытные зоны совсем нового стандарта вещания DVB-T2 для передачи пакетов программ высокой четкости (HDTV) в стандарте компрессии MPEG-4. В настоящее время более 80% европейских стран запустили DVB-T вещание. В 2010 г. на эфирную «цифру» переходят две европейские страны – Австрия и Испания. Явные аутсайдеры по внедрению DVB-T в Европе – балканские страны, Ирландия. В странах бывшего СС Р также существуют тестовые (Беларусь, Азербайджан, Киргизия, Украина и др.) и коммерческие (Эстония, Казахстан и др.) проекты эфирного вещания в цифровом формате.

Проблемы внедрения в мире
Лидером по переходу на «цифру», учитывая большую территорию, является США. В отличие от Европы, там принят альтернативный стандарт цифрового вещания ATSC. Отключение аналогового телевидения произошло в июне прошлого года. На данный момент проникновение эфирного цифрового ТВ составляет 13%. При этом приобретение приставок субсидируется государством в размере 1,5 млрд. долларов США. Однако 2,2% населения не готовы к переходу на цифру. Имеются и технические проблемы – в ряде населенных пунктов покрытие «цифры» хуже, чем было у аналогового вещания.

В Европе – например, в Финляндии, – отключение аналога произведено осенью 2008 г. На начало 2010 г. проникновение «цифры» составило 35% при отказе от государственного субсидирования при приобретении населением цифровых приставок. Однако спустя три года после отключения аналогового вещания и там 5% населения на данный момент не готово к переходу на цифровой формат вещания. Кроме этого, отмечена нестабильная работа абонентских цифровых приставок.

Состояние дел в России
Внедрение цифрового телевидения в России началось еще в 1999 г. в рамках ОКР «Мультиканал», проводимого под эгидой Российского агентства по системам управления (РАС У). Реализация проектов «Мультиканал» и «Мультиканал-1» позволила создать российские опытные образцы – более пятидесяти устройств для цифрового вещания (кодеры, декодеры, передатчики DVB-T, измерительные приборы, конвертеры интерфейсов, российская система условного доступа, абонентские приставки, приемные наземные станции и др.), а также разработать 6 проектов стандартов на цифровое ТВ-вещание.

В 2000 г. было организовано включение цифровой системы в Нижнем Новгороде на базе российского оборудования (приемники-декодеры, ремультиплексо-ры) с применением передатчика серии «Онега-Ц» в 50-м частотном ТВ-канале. В результате были отработаны режимы вещания, проводились испытания на возможность работы в соседних каналах с аналоговыми передатчиками, а также оценивалось влияние наземного вещания DVB-T на местные кабельные сети. В целом испытания прошли успешно – было обеспечено вещание пакета ТВ-программ в стандарте МPEG-2, измерена зона обслуживания цифрового передатчика.

Следующими опытными зонами вещания были Санкт-Петербург (34 ТВК) и Москва. В СанктПетербурге была создана система вещания также на базе передатчика производства ОАО «Март». Позжена базе этой опытной зоны компанией «Телемедиум» был развернут первый проект платного цифрового эфирного телевидения в России. Абонентам предоставлялась услуга цифрового вещания с многоканальным звуковым сопровождением, проведена рекламная компания в СМИ, создан сайт проекта с программой передач и условиями подключения к новой услуге, тарифной политике и др. Однако данный проект был не очень коммерчески успешным по ряду причин, в том числе из-за жесткой конкуренции со стороны кабельных и спутниковых операторов цифрового ТВ. На данный момент данный проект закрыт.

В Москве цифровое вещание было развернуто на базе немецкого передатчика Rohde&Schwarz мощностью 1 кВт, установленного на Останкинской телебашне. Вещание осуществлялось в ДМВ-диапазоне в 32-частотном ТВ-канале. В результате цифровым сигналом была покрыта Москва и ближайшие пригородные районы. Однако в столице существовали «мертвые зоны», которые так и не удалось покрыть качественным вещанием с одного передатчика. Позже на базе данной опытной зоны был развернут коммерческий проект вещания на мобильные устройства (в основном на автомобили класса «люкс»:-)) четырех ТВ-каналов новостного и бизнес-контента в одном из
самых помехоустойчивых режимов вещания стандарта DVB-T. Позже в 32 ТВК были проведены запуски тестового вещания пакета программ в стандарте DVB-H
в интересах компании «СММ». Однако на данный момент, по сообщениям ряда СМИ, этот проект развития не получил.

Стандартизация
Стандартизация спецификации цифрового эфирного вещания началась в марте 1997 г. выходом первой редакции стандарта DVB-T. За 13 лет были опубликованы пять редакций стандарта EN 300 744, а осенью 2009 г. появился новый стандарт канального кодирования и модуляции DVB-T2. По состоянию на апрель 2010 г. существуют основные спецификации, описывающие цифровые эфирные технологии вещания.

Разработка метрологической базы РФ началась в 2001 г. под эгидой Министерства связи и информатизации РФ. В работах принимали участие предприятия трех ведомств Министерства связи и информатизации РФ, РАС У (позже Роспрома) и Минпечати РФ. Результатом данных работ явилось создание более 20 проектов стандартов. Данные спецификации были представлены на заседании коллегии Министерства связи и информатизации РФ.

В таблице 2 приведены российские стандарты (проекты стандартов), в которых отражена проблематика построения систем цифрового эфирного вещания. Текущее состояние рынка отечественного цифрового оборудования.

Оборудование компрессии и оборудование вставки локального контента
В настоящее время имеются несколько российских производителей, которые серийно выпускают кодирующее оборудование MPEG/DVB. В последнее время появились и отечественные кодеры стандарта MPEG-4 для систем телевидения стандартной и высокой четкости. Существенно продвинулись вперед и российские разработчики серверного оборудования. Сервера обработки локального контента позволяют производить операции с видеоисточниками по аналоговым и цифровым интерфейсам.

Оборудование системы защиты контента (системы условного доступа)
Российская система условного доступа (СУД) «Роскрипт-М» более четырех лет успешно используется на федеральной спутниковой сети распределения пакетов телерадиопрограмм. Имеются успешные инсталляции и в платных проектах в кабельных сетях. Ее аппаратно поддерживают более десяти производителей профессионального и бытового DVB-оборудования. Российскую систему отличает повышенная криптостойкость, а также сертификационное обеспечение. Отсутствие смарт-карт у абонентов системы существенно увеличивает ее устойчивость к взлому.

Передающее и антенное оборудование
Первые передатчики производства ОАО «Март» успешно использовались в опытных зонах в Нижнем Новгороде и в коммерческом проекте цифрового ТВ в Санкт-Петербурге. Однако на тот момент времени в них применялись модуляторы COFDM преимущественно зарубежного производства. Позже на первые роли выдвинулась новосибирская компания-производитель аналогового и цифрового телевизионного оборудования. Но есть еще производители передатчиков в Москве, Мытищах, Омске, Новосибирске, Красноярске и других городах. Российский рынок антенно-фидерных устройств также достаточно насыщен, причем это как доступные по цене зигзагообразные и турникетные антенны для маломощных передатчиков, так и сложные панельные антенные системы с высоким коэффициентом усиления для больших проектов эфирного ТВ – например, в крупных городах.

Бытовое оборудование (цифровые приставки и телевизоры)
Первая российская приставка стандарта DVB-T появилась в 2001 г. в Зеленограде. Это был STB стандарта MPEG-2 для приема открытых каналов стандартной четкости. Сейчас более десяти заводов по РФ серийно производят цифровые приставки для различных систем ЦТВ, в том числе для цифрового наземного телевидения. Выпускаются приставки как для работы в открытом режиме приема первого мультиплекса, так и в коммерческих сетях вещания с аппаратной поддержкой известных систем условного доступа для приема программ высокой четкости HDTV. Кроме этого выпускаются и системы коллективного приема сигналов цифрового телевидения, которые смогут решить проблему перехода на «цифру» без индивидуальных приемников-приставок DVB-T, что чрезвычайно важно в российских условиях.

Измерительное оборудование
В настоящее время производится и измерительное оборудование цифрового телерадиовещания. Предприятия в С.-Петербурге и Челябинске выпускают практически всю необходимую линейку устройств – это и генераторы потоков MPEG/DVB, анализаторы потоков MPEG/DVB (стационарные и портативные), а также носимый измерительный демодулятор стандарта DVB-T для измерений зоны обслуживания систем цифрового вещания в полевых условиях. Преимуществом этих приборов является наличие российского сертификата и то, что некоторые из них уже внесены в Государственный реестр средств измерений РФ.

В ряде СМИ неоднократно появлялась информация о реализованном проекте DVB-T в Орловской области, однако подробных технических данных по нему нет. Реализованные в настоящее время российские проекты DVB-T можно разделить на тестовые и коммерческие.

Тестовые системы цифрового эфирного телевидения, г. Тверь
Проект начинался в 2006 г. с создания станции формирования пакета ТВ-программ. Данный проект задумывался для отработки режима одночастотных сетей на базе относительно нового на тот момент времени стандарта МPEG-4 (H.264/AVC). Были установлены три цифровых передатчика в Твери и населенных пунктах области. В 2009 г. там в реальных условиях была испытана технология DSR (Deterministic SFN Re-multiplexing), которая позволяет значительно сократить финансовые затраты за счет исключения дополнительного подъема мультиплекса с региональной программой на спутник.

Курская область
В Курской области за два года была создана синхронная сеть DVB-T с применением отечественного передающего оборудования. Там также была применена технология компрессии МPEG-4, принятая в федеральной целевой программе. На данный момент услугу цифрового ТВ в нескремблированном (открытом) режиме может получать большинство жителей региона, имеющих цифровые приставки или цифровые (MPEG-4/DVB-T) телевизоры.

Для доведения пакета от центральной станции до сети периферийных станций используются средства РРЛ, а также цифровой эфирный переприем. Всего установлено 15 цифровых передающих станций.

Проведенными измерениями подтвержден расчетный охват населения Курской области услугой цифрового телевизионного вещания – не менее 98,8% населения области. По данным на февраль 2010 года., 25 тыс. семей, проживающих в Курской области, являются абонентами цифрового телевидения.

Системы платного эфирного телевидения, Республика Мордовия
Это первый в РФ проект цифрового телевидения республиканского масштаба. Капитальные вложения в развитие услуг цифрового телевидения в Республике Мордовия составили 185,53 млн. руб. Срок окупаемости проекта – 7,5 лет. Практика реализации проекта показала, что для более полного учета и удовлетворения спроса на услугу
многопрограммного вещания необходимо применение системы условного доступа, позволяющей сформировать и предложить абонентам цифрового ТВ:
– бесплатный пакет ТВ и РВ-программ («социальный пакет программ») :-);
– базовый пакет ТВ и РВ-программ – абонентская плата за базовый пакет;
– расширенный пакет ТВ и РВ-программ – индивидуальная подписка.

Сеть цифрового эфирного телевидения стандарта DVB-T организована с использованием ВОЛС, каналообразующего оборудования, приемопередающего оборудования головной станции (г. Саранск), периферийных станций в 20 районах и в Саранске. Сигналы телевидения принимаются со спутников через офсетные антенны и поступают на профессиональные спутниковые приемники. Со спутниковых приемников транспортные потоки объединяются мультиплексорами в два мультиплекса со скоростью по 27,647 Мбит/с и по транспортной сети передачи данных передаются на периферийные станции в районы республики. Используются 31, 37, 39 ТВК. Стандарт сжатия – MPEG-2. Выбрана система условного доступа – NORD-Е. Штат, обслуживающий головную станцию в Саранске, состоит из 6 человек: 4 сменных инженеров и 2 инженеров
аварийной группы. На головной станции ведется постоянный мониторинг всех узлов, находящихся в аппаратной, и визуальный контроль за дисплеями и световой сигнализацией на панелях устройств.

Ведется контроль за системой условного доступа, а также обработка журнала состояния смарт-карт абонентов. Передающее оборудование, находящееся в районных центрах, управляется и контролируется с головной станции дистанционно.

Недостатком данного проекта является то, что выбранный стандарт компрессии МPEG-2 не принят в РФ (в ФЦП, как известно, прописан стандарт МPEG-4). Переход на новый формат сжатия затруднен тем, что уже продано большое количество приставок стандарта МPEG-2 и переход на МPEG-4 возможен только заменой существующего приемного парка.

Екатеринбург и Свердловская область
Отличительной особенностью проекта является мощная рекламная кампания новой услуги, а также достаточно большое количество абонентов. Оператором организовано более 150 пунктов продаж в 52 городах области. В Свердловской области цифровое телевидение смотрят 75 тыс. семей. Это лишний раз показывает, насколько важна разъяснительная и рекламная политика для населения; особенно это касается возрастного населения РФ, а также локализованного преимущественно в сельской местности. Данные вопросы будут чрезвычайно актуальными и при массовом внедрении цифрового эфирного вещания в России в ближайшее время. Необходимо отметить используемую в проекте систему резервирования с использованием спутникового сегмента, а также многоканальную систему мониторинга формируемых пакетов программ.

Несомненным плюсом отмеченных выше реализованных эфирных проектов является то, что в них практически отработаны принципы построения синхронных сетей вещания на базе распределенных передатчиков малой и средней мощности, а не произведена простая замена мощных аналоговых передающих станций цифровыми аналогичной мощности, что противоречит европейскому опыту и ряду подписанных на уровне администрации связи РФ международных документов (особенно это касается внедрения «цифры» в приграничной зоне нашей страны). Кроме того, во многих из них отработаны принципы построения платных вещательных систем, а это вопросы организации защиты контента, взаимодействия с биллинг-системами, вопросы введения в поток дополнительной сервисной информации для абонентов, проведение рекламных компаний и другие важные технологические, организационные и коммерческие вопросы.

В заключение сформулируем основные критерии успешного внедрения цифрового эфирного телевидения в России:
- Активная рекламно-информационная кампания – подготовка населения, особенно возрастного, и локализованного преимущественно в сельской местности.
- Активная рекламная кампания для повышения продаж телевизоров со встроенными цифровыми тюнерами и декодерами для приема сигналов DVB-T.
- Учет негативного опыта внедрения эфирной «цифры» в некоторых европейских странах.
- Доступные цены на абонентские приставки DVB-T и цифровые ЖК- и плазменные телевизоры.
- Запрет на ввоз в РФ телевизоров без аппаратной поддержки технологий MPEG-4/DVB-T.
- Организация серийного производства в РФ телевизоров и приставок MPEG-4/DVB-T.
- Активное внедрение многоканальных систем коллективного приема цифровых сигналов.
- Предоставление оператором цифрового вещания населению новых сервисов, нехарактерных для аналогового телевидения (EPG, многоканальное звуковое сопровождение, «картинка» высокой четкости и др.).
- Государственное субсидирование при покупке малоимущими слоями населения абонентских приставок (в некоторых районах это возможно за счет региональных бюджетов).

Мы задали следующим экспертам и просто заметным личностям нашего рынка актуальные вопросы цифрового наземного (эфирного) вещания РФ, ответы на которые предлагаем ниже:

1. Будут ли продлены лицензии (переоформлены под «цифру») ЧАСТНЫМ или негосударственным региональным аналоговым эфирным вещателям в РФ (тем кто работает в разрешенных частотах ДМВ диапазона) в том числе на маломощных передатчиках.

2. В случае непродления лицензий – какие варианты развития бизнеса частных телекомпаний – включение в федеральные мультиплексы – какие условия – очевидно на всех не хватит мультиплексов. Высокая социальная значимость регионального вещания – политика – выборы / антитеррор / оповещение / сдвиг во времени / местные культурные и спортивные события и др. Какие варианты если примут решение не включать региональный канал в федеральные мультиплексы? – Уход в кабель? – передача вещательной инфраструктуры на баланс местным филиалам РТРС? На каких условиях? Иные варианты?

3. Условия доставки регионального канала до центра мультиплексирования федеральных пакетов – кто будет за это платить?

4. Проблемы «легализации» реализованных сетей эфирной «цифры» DVB-T –Владивосток, Мордовия, Орел, Казань, Курган (интегратор Ард сатком) и др.

5. Модернизация сети вещания. К 2010 г. проведена модернизация оборудования приёмных спутниковых станций РТРС – переведены на формат MPEG-2/DVB-S. Запланировано ли финансирование на замену недавно установленного цифрового оборудования на формат MPEG-4/DVB-S2?

6. Реальная ситуация – по поводу сокращения неравенства доступа к информации «город – деревня» – приём ТВ в ближнем Подмосковье –частный сектор – кабельной сети нет, в данный момент принимаются в хорошем качестве все МВ и ДМВ каналы идущие из Останкино в аналоговом формате. Абонента все устраивает. После перехода на цифровое вещание (первый мультиплекс) и отключения «аналога» вместо 15 аналоговых каналов в эфире будет только 8 каналов в «цифре». Кроме того, что кол-во каналов существенно сократится, телезрителю придется еще и купить эфирную приставку или цифровой телевизор. В городе сейчас более 100 каналов в кабельных сетях. Как следствие чтобы сохранить хотя бы то что было в «аналоге» абоненту придется подписываться на пакет спутникового ТВ типа «Триколор» или «Орион Экспресс» или ждать включения 2-го мультиплекса.

7. Заключение – нужна ли «тотальная» эфирная (DVB-T) цифровизация РФ или переход на цифру – это прежде всего: симбиоз эфирных цифровых сетей DVB-T + сети непосредственного спутникового вещания + цифровые кабельные сети в крупных городах?

Юрий Ботов, директор программ ООО «Телеком-проект-5»:
— 1. Когда-нибудь – да. С одной стороны, «демократию» никто не отменял; с другой, Северов лоббирует монополию РТРС (то есть интересы Кремля и кого-то еще). По всей видимости, процесс продления будут оттягивать как можно дольше, чтобы к тому моменту отсеять всех «просто желающих» и ввести в игру тех, кто будет при внешней независимости «играть по правилам». Я бы не стал ожидать переоформления ли-цензий в ближайшие годы…
2. Для нынешних эфирщиков вариантов не так уж много:
1) Получить статус регионального представителя телеканала, входящего в 1 мультиплекс (возможно, объединившись с кем-то).
2) Получить статус новостной студии для канала 1 мультиплекса.
3) Договориться о включении своего собственного телеканала во 2 или 3 региональный мультиплекс. Но этот канал должен быть с полноценным 24-часовым вещанием. Так что тут уж точно без объединения с соседями не обойдешься.
4) На несколько лет залечь на дно. Подождать, пока закончится негласный мораторий на выдачу цифровых частот независимым компаниям. Или просто плюнуть и закрыться.
Все…
3. Региональный канал (филиал центрального), разумеется. Только формулировка немного другая: «до центра формирования регионального мультиплекса» – в региональный центр, а не в Москву. А РТРС будет оказывать «услугу врезки» – за дополнительные деньги, они это так мыслят. Это по первому мультиплексу. Но по остальным логика вряд ли изменится.
4. А также Курск, Ебург… Проблема в том, что РТРС хотел бы «сожрать» данные проекты, причем по дешевке, дабы «сэкономить» средства на строительстве параллельных сетей. Сожрать сходу – не получилось, посему берут измором со стороны регуляторов Минсвязи.
5. РТРС работает над этим: собирает информацию от регионов – где, чего и сколько менять. ИСПА потирает руки.
6. Москва и Питер, по-видимому, побегут впереди паровоза – на них сразу запустят два мультиплекса. Такой вариант очень вероятен.
7. Вопрос риторический. По мне, и аналоговые кабельные сети вполне имеют право на существование: право кабельщика выбирать, что для него более эффективно – вещать в аналоге или в цифре, но чиновники, вероятно, имеют свое мнение. Какие еще есть проблемы?
1) Требование охвата 98,8% населения «общедоступными» каналами лишает «общедоступников» гибкой рекламной политики и заставляет реально увеличить расходы на доставку. Раньше они с 2-х передатчиков получали свои 70% и были всем довольны; теперь, чтобы получить 98,8%, сеть передатчиков возрастает до сотен передатчиков (разной мощности) на регион.
2) Теряется рынок дешевой местной городской эфирной ТВ-рекламы. За отсутствием носителя. Где есть – уходит в кабельные сети.
3) Реклама региональная дорожает ввиду повышения накладных расходов на доставку.
4) Цены на рекламу телеканалов внутри федерального мультиплекса выравниваются (не одинаково, конечно, но разрыв сократится) и, скорее всего, в среднем в сторону увеличения – опять же, накладные расходы растут.
5) Над всем этим так и витает дух нового «ВидеоИнтернэшенал», или как он там будет называться…
6) Монополизация вещания в руках РТРС, а потому – произвол в тарифах на доставку.
7) Грядущий бардак с лицензированием, текущие документы не готовы к реалиям мультиплексов. Да и вообще, законодательство надо переписывать…
8) Отсутствие должного финансирования вынуждает РТРС строить сети первого мультиплекса БЕЗ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ. А при использовании российских передатчиков – это чревато… Разговоры о том, что «потом сделаем»… как-то не верится.
9) Чем дольше я на все это смотрю, тем больше понимаю: обещанной экономии спутникового ресурса не будет. Энергопотребление передающих объектов – повысится (ну да, при росте количества телеканалов). Количество передающих объектов вырастет.
10) Необслуживаемый передатчик в контейнере – мечта торговцев черметом и цветметом. А систе-ма безопасности будет обходиться в очень даже приличные деньги, особенно каналы связи (обычно
VSAT). Насколько она будет эффективна, если первым обрезать кабель к головке VSAT-станции? При реальном времени реагирования 3-4 часа…
И это только начало.

Алексей Гришин, заместитель генерального управляющего «В-Люкс»:
— 6. IMHO, устраивать ASO (полное отключение аналога) после запуска только первого мультиплекса, – это за гранью добра и зла. У такого шага будут самые глубокие как политические, так и социальные последствия. Ведь в том же первом мультиплексе вроде как нет места не только для коммерческих телесетей, но и для, к примеру, московского регионального вещания. Я бы на месте столичных властей находился в замешательстве, если бы аналоговая эпоха уже закончилась, а цифровая – наступила, но без столь значимого местного телеканала. Я не специалист по частотному планированию, но даже если будет одночастотное вещание, то учинять до ввода как минимум 3 мультиплексов такой информационный коллапс, по-моему, несколько странно, хотя спутниковые провайдеры будут благодарны. :-) Откуда вообще такие данные о мрачном будущем?
7. Как показывает опыт, DVB-T как инструмент для платного телевидения был не очень хорош еще до наступления интернет-эпохи. Сейчас конкуренция усугубилась – традиционные вещатели уже чувствуют горячее дыхание тех же Web-преследователей, которые менее зависимы в финансовом и политическом плане от сторонних обстоятельств. Государственный вещательный холдинг не смог договориться о показе российского футбола, а крупный интернет-портал очень даже смог. Чтобы появился гибрид DVB-C+DVB-T, под него должны быть планы создания (приобретения) крупных активов с рынка платного кабельного ТВ у будущих эфирных провайдеров. Пока не очень-то понятно не столько что может быть куплено, кто сколько может быть покупателем таких активов. Скорее возможна конвергенция DVB-T + broadband. Причем возможна не столько с точки зрения технологий или логики бизнеса, сколько с точки зрения существующей расстановки сил на рынке. Но я не думаю, что речь идет о сочетании собственного эфирного вещания и услуг ШПД, хотя если провайдеры с телекоммуникационного, мобильного рынка или из иного сегмента платного ТВ вдруг получат частоты под DVB-T, то они могут запустить такие гибридные проекты. Другой вопрос, зачем им это нужно, хотя я могу и ошибаться. На практике такие гибридные устройства только обеспечивают прием «открытых» эфирных каналов, повышая «качество жизни» клиента телекоммуникационного провайдера. Например, у British Telecom есть устройства серии BT Vision, где предусмотрен прием только free-to-air-программ местного проекта Freeview, но вот платные эфирные услуги устройствам Vision+ недоступны. Подобные устройства предлагает и Orange/France telecom своим французским подписчикам, принимающим DVB-T. Аналитики пророчат таким устройствам
долю в 55-60% от общего числа терминалов DVB-T в Европе уже к 2014/15 гг.
Я вообще не уверен, что после отключения аналога есть смысл:
а) выдавать лицензии на SD-вещание более чем для 4-5 мультиплексов. Просто другие 10-12 нужно обязательно оставить под DVB-T/T2 HD, потому что в 2015 г. любая технология доступа будет просто обязана иметь большой пакет HDTV-контента. Иначе она не будет интересна вещателям и зрителям (4,5 млн. ЖК ТВ c HD только в 2009 г. кому-то в России ведь продали);
б) рассматривать эфирное вещание как среду для платного контента – это абсолютно социальный проект; опыт массового провала проектов платного DVB-T показывает, что поставщиками премиальных услуг будут точно не DTT-проекты – в 2015 г. это будет только широкополосный доступ (ШПД – IPTV, WEB-TV и т.д.) и даже не кабельные операторы, чьи ресурсы просто не успеют за возможностями технологий ШПД.
А вот гибрид эфирного и спутникового ТВ не просто может, но должен появиться. Государство или уполномоченный им провайдер должны создать бесплатную (условно платную) платформу спутникового ТВ,
полностью дублирующую контент в 3-х мультиплексах DVB-T, и «раздающую» HD-версии федеральных каналов для частных клиентов. Это проделано в той же Франции и – в несколько расширенном виде – в Великобритании. Такое дублирование являлось как прямым резервированием для эфирного вещания, так и каналом для распространения HD-вещания.

Геннадий Авдеев, директор по развитию Группы компаний «Телко»:
— 4. Государство дало добро на их работу в качестве тестовых зон; они дали очень много полезного материала для развернутой ФЦП. Наверное, должно быть найдено некое компромиссное решение по их дальнейшей судьбе. Было бы несправедливо «удавить» их запуском федерального цифрового вещания.
5. Перевод сети РТРС на цифру в формате DVB-S MPEG-2 SD закончен летом 2006 г. к чемпионату мира по футболу. Очевидно, что данная система должна продолжать работать до выключения аналоговых передатчиков. К тому времени она устареет физически и морально, и в какой-то части будет использована для резервирования новой системы распространения или на какие-то иные цели. Цифровое вещание строится на новом оборудовании, и к этой системе отношения не имеет.
6. Я такой проблемы пока не вижу. Аналоговое вещание будет отключено еще не скоро и к тому времени, думаю, заработает уже не только 2-й мультиплекс. Существующий парк телевизоров тоже обновится новыми моделями со встроенными DVB-T-приемниками. А пока – наоборот: жители пригородов получат дополнительный цифровой пакет или даже пакеты. А принимать их, покупая приставку, или нет – дело личное.
7. Человечество переходит сейчас от индустриального общества к информационному: освобождение частотного ресурса для использования его на благо всего общества – одно из необходимых условий движения вперед. Иначе мы застрянем в не очень веселом, но очень индустриальном ХХ веке. Цифровизация ТВ-вещания наряду с конверсией радиочастотного спектра помогают решать эти задачи. То, что в нашей стране переход ТВ-вещания на цифру будет включать в себя все три способа доставки «картинки» до зрителя, признают и руководители РТРС, и чиновники Минсвязи, и законодатели. Иную схему на наших просторах трудно реализовать.

Алексей Бугай, генеральный директор компании «Нетрис»:
— Какова цель «цифровизации всей страны»? Одной из основных задач является оптимизация частотного спектра, что позволит предоставлять новые высокотехнологичные сервисы, связанные с беспроводной передачей данных. И пока не будет проведено перераспределение частот, дальнейшее развитие в этом направлении в масштабах всей страны невозможно. С другой стороны, цифровое вещание по сравнению с аналоговым более выигрышно по многим характеристикам, в том числе по качеству «картинки» и по количеству каналов. Почему же появляются проблемы?
В настоящее время эфирное аналоговое телевидение – это, скорее, социальное явление. Как и любое нововведение, оно проходит стадию недоверия и сомнений. Немаловажное значение играет денежный аспект: чтобы стать абонентом цифрового телевидения, нужно купить приставку или поменять телевизор. Но, мне кажется, драматизировать ситуацию не стоит: развитие технологий телерадиовещания происходит скачкообразно, поэтому данный переход можно рассматривать как очередной виток в истории.
В соответствии с Федеральной целевой программой у нас есть пять лет, чтобы постепенно заменить парк телевизионных приемников, а социально незащищенным слоям помощь в покупке оборудования может оказать государство или спонсоры.
Кстати: говоря о переходе на цифровое вещание, вспоминается успешная бизнес-модель оператора «Триколор ТВ», который предлагает бесплатный базовый пакет и платное подключение. Покупка приставки или цифрового телевизора является ни чем иным, как платой за подключение. Другой вопрос – качество предоставления услуги. Например, можно ли будет рассматривать эфирное цифровое вещание как равнозначную альтернативу кабельным сетям? Понятно, что на первом этапе с восемью каналами оно не сможет конкурировать, но после запуска второго и третьего мультиплекса число каналов можно считать удовлетворительным. При этом для пользователя это уже будет цифра, то есть возможность получения такого дополнительного сервиса как EPG (Electronic Program Guide). Такой тип подключения легко совместить с преимуществами IP – телезритель сможет одновременно получать эфирные телеканалы и услуги по запросу, не говоря о более «продвинутых» IP-сервисах: телефонии и просмотре интернет-контента на экране телевизора.
Цифровое телевидение открывает нам широкий круг возможностей. Например, увеличение списка предоставляемых услуг за счет гибрида с IPTV или интернет-телевидением. На Западе, где внедрение DVB-T является свершившимся фактом, особенно показательным является опыт Orange (France Telecom): цифровое вещание здесь использовано для приема «эфирных» каналов, а IP-соединение – для передачи данных, телефонии, EPG, а также для предоставления услуг VoD (видео по запросу).