Андрей Батанов: "На долю телебизнеса приходятся 20% доходов NetByNet"

02.12.2016 15:04
За последние два года почти все крупные операторы связи запустили те или иные проекты в OTT-сфере. NetByNet — не исключение. Как развивается его продукт Wifire и в целом ТВ-бизнес, мы узнали у гендиректора NetByNet Андрея Батанова.
 
Кабельщик: Последний раз мы делали интервью по продукту Wifire два года назад — тогда проект был только-только запущен. Если в паре слов — что за это время изменилось? Сколько абонентов услуги Wifire TV вам удалось набрать и как в процентном соотношении они поделены по платформам?
Андрей Батанов: Главной миссией Wifire сейчас является то, что он объединяет под одним брендом компании, которые были приобретены нами за последние несколько лет. Что касается изменений, то с момента запуска мы успели поменять логотип — новый лого Wifire выглядит ярче и позитивнее, понятнее позиционируется, и был очень хорошо воспринят клиентами данного продукта.
 
На текущий момент под брендом Wifire мы предлагаем несколько видов услуг — это интерактивное телевидение, домашний и мобильный интернет, которые доступны как в пакете, так и по отдельности. Во второй половине этого года мы приступили к продаже LTE-услуг на территории нашего присутствия. Wifire TV сейчас имеет аудиторию более 130 тысяч активных абонентов и клиентская база продолжает активно расти. 
 
Что касается распределения по платформам: 90% аудитории Wifire TV пользуется продуктом на больших экранах (причем чаще всего на Smart TV), и всего 10% в качестве основного экрана выбирает смартфоны и планшеты.
 
К.: А если говорить о времени пользования сервисом в зависимости от экрана?
А. Батанов: Приложением на приставках и Smart TV пользуются в среднем около 60 минут в день, на маленьких экранах в среднем около 15 минут. У других ТВ и киносервисов примерно те же цифры. Если брать такие сервисы как YouTube, RuTube (где преимущественно присутствует UGC-контент), то там в топе ПК и мобильные устройства. И это логично — на больших экранах смотрят спортивные трансляции, художественные фильмы, сериалы и развлекательные передачи в хорошем качестве. Это отдых в спокойной домашней обстановке. На смартфонах и планшетах, как правило, смотрят короткие видео, чтобы развлечь себя в дороге. Также телевидение на small screen сегодня смотрят те, у кого вообще нет дома телевизора или он занят домочадцами.
 
К.: Поскольку у вас полноценный OTT-продукт, т.е. подписчикам Wifire не обязательно потреблять услугу через ваш интернет, интересно узнать — какой процент базы пользуется продуктом на вашей сети, а какой — на сетях сторонних провайдеров?
А. Батанов: На данном этапе около 90% — это абоненты интернета от NetByNet, оставшиеся 10% — абоненты других провайдеров. Поскольку для использования нашего сервиса человеку необходимо зарегистрироваться с помощью своего номера телефона, мы также знаем каким мобильным оператором пользуется наш абонент. Поэтому могу сказать, что на сегодня порядка 33% всей нашей базы — это абоненты "МегаФона", а остальные 67% — это клиенты других операторов связи.
 
К.: Если говорить о ТВ-бизнесе NetByNet в целом (и о кабельном, и об IP, и об OTT), то какую долю заработка вам оно приносит? 
А. Батанов: Телевидение по праву можно считать основным видом бизнеса, и на его долю приходится около 1/5 выручки компании. Сейчас клиенты все больше уходят от линейного телесмотрения. Телевизор стали смотреть там, где это удобно. Это подтверждается и цифрами в трафике — люди стали смотреть телевизионные программы в записи с бОльшим интересом, чем прямые эфиры. Это полностью меняет подход к предоставлению услуги. В этом плане Wifire — как раз то телевидение, которое можно смотреть везде. Везде, где есть интернет и в любое удобное абоненту время.
 
К.: Сейчас на рынке идут споры относительно эффективности модели SVOD. Вы верите в ее возможности на российском рынке?
А. Батанов: Почему люди стали пользоваться сервисами по подписке? Пришло время не считать сколько раз скачали ваше приложение, а сколько реальных людей пользуется им и сколько денег приносит такая модель монетизации телевизионного бизнеса. Некоторые видеосервисы, которые использовали только рекламную модель, чтобы окупить права на контент, стали показывать много рекламы, которую нельзя пропустить. Это стало раздражать клиентов, сегодня многие готовы платить, чтобы смотреть видео без рекламы. Премиальный контент, новинки фильмов окупаются только по модели SVOD. SVOD — это понятный продукт для большинства клиентов, и данная модель бизнеса, на мой взгляд, будет успешна и в России. Рекламные модели монетизации хорошо работают в интернете, и в развитии Wi-Fi-бизнеса. 
 
К.: И как у вас дела обстоят со SVOD? Сколько в среднем фильмов/сериалов просматривает один пользователь в месяц?
А. Батанов: Мы предлагаем несколько вариантов подписки на VOD. Например, на контент онлайн-кинотеатров Megogo и Amediateka. По потреблению подписчики Megogo, например, смотрят 3 фильма в месяц, подписчики AmediaPremium — около 8. Но нужно учитывать, что Amedia — это сериалы и их смотрят каждый день, зачастую по несколько серий, отсюда и больше просмотров.
 
 
К.: Давайте немного поговорим о регионах. Как и чем они сейчас живут? Какие услуги среди них наиболее востребованы, насколько сильно разнятся ваши предложения в разных регионах, где ARPU больше?
А. Батанов: В регионах люди все так же активно пользуются и подключаются к услугам ТВ. Наше предложение в разных регионах на Wifire TV не отличается. Отличие только в стоимости услуг кабельного ТВ. Мы больше не строим сети кабельного телевидения, а предлагаем всем клиентам, у которых есть интернет, воспользоваться нашей приставкой, или приложением в Smart TV. Таким образом в квартиру клиента заводится всего один кабель и клиент не путается в проводах.
 
К.: В начале 2016 года на сайте NetByNet прошла новость, что один из ваших филиалов — "Югрател" разгоняет домашний интернет до 30 Мбит/сек. Для меня это было новостью-дикостью, я считала, что скорости меньше 30 Мбит/сек уже редко кто предоставляет.
А. Батанов: Для начала хочу вас поправить — да, действительно, мы предоставляем услуги связи на территории ХМАО, но у нас больше нет филиала "Югрател". Сегодня это обособленное подразделение ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг", где уже запланирован ребрендинг на бренд Wifire. А вы были в Ханты-Мансийске?
 
К.: Нет, поэтому мне и интересно — насколько всё плохо с интернетом в Ханты-Мансийском автономном округе, учитывая, что стоимость услуги даже за такие скорости там составляет от 1000 до 2000 рублей.
А. Батанов: ХМАО — огромная территория, где 30 Мбит/сек — уже подарок, поскольку стандартно здесь предлагается интернет на скорости в 512 Кбит/сек без каких-либо альтернатив. Та же ситуация наблюдается в городах Нягань, Белоярский, Когалым и многих других. Там проживают десятки тысяч людей, это промышленные регионы, где ведется добыча нефти и газа.
 
К.: Также в начале этого года NetByNet анонсировал запуск услуги онлайн-видеонаблюдения для частных клиентов — Wifire Camera. Есть ли спрос на такую услугу?
А. Батанов: В данном случае само предложение рождает спрос. Безопасность — это очень важное направление, которое дает нашим клиентам чувство уверенности и контроля по ту сторону видеокамеры. Услугу онлайн-видеонаблюдения надо продавать и продвигать, чем мы и занимаемся. Потенциальная аудитория Wifire Camera — родители, вынужденные оставлять детей дома одних, люди, которые опасаются за свое дачное имущество во внесезонное время, желающие контролировать как идет ремонт, и чем заняты рабочие, когда вы трудитесь. Этот сервис придает вам уверенности и позволяет контролировать, что происходит по ту сторону камеры.
 
За определенную плату, которая включает в себя как аренду оборудования (впрочем, услугу можно подключить и на собственной камере или смартфоне), так и абонентскую плату за пользование услугой, мы устанавливаем дома у клиента камеру, подключаем ее к питанию и Wi-Fi-сети, и через специальное приложение даем клиенту доступ к видео. И из любой точки мира, где есть интернет, вы можете зайти в это приложение и посмотреть, что происходит дома. В услуге предусмотрен режим охраны (приходят уведомления, если кто-то появился в объективе камеры) и режим архива, позволяющий в любой момент просмотреть видео прошлых дней.
 
К.: А есть ли какая-то интеграция услуги со спецслужбами?
А. Батанов: На текущий момент — нет, но в ближайшее время мы планируем интегрировать наше решение в экосистему "умного дома" и организовать интеграцию с охранными службами.
 
К.: И как вы оцениваете потенциал этой услуги? В деньгах, абонентах?
А. Батанов: Мы рассчитываем, что сможем реализовать сотни тысяч устройств, в результате чего проникновение услуги составит 15-20% от действующей абонентской базы в течение 3-х лет.
 
К.: Каких затрат от вас потребовал запуск Wifire Camera?
А. Батанов: Мы стараемся идти по пути партнерства и работать по системе revenue share. Так, по проекту Wifire Camera мы договорились, что за техническую сторону проекта отвечает партнерская компания, а мы занимаемся пользователями и обслуживанием.
 
К.: Вопрос про абонентов. Недавно NetByNet запустил техническую поддержку через Viber, WhatsApp и собственное мобильное приложение. Народ этим пользуется? Я хочу понять, насколько технологически продвинутые у вас абоненты.
А. Батанов: Пользуются. И достаточно активно. Другие операторы тоже предлагают подобные вещи. Вместе с тем, сейчас мы занимаемся внедрением удобной CRM-платформы. Детали раскроем чуть попозже, но могу сказать, что для нас является приоритетным усовершенствование клиентского обслуживания с точки зрения автоматизации процессов.
 
К.: Но все же о настоящем. Какой процент базы уже пользуется мессенджерами для техподдержки? Сколько запросов в день?
А. Батанов: Если собрать все так называемые "неголосовые" каналы обращения клиентов, то на сегодня это примерно около 7% от общей клиентской базы. В следующем году мы планируем удвоение процента клиентов, которые будут нам писать, а не звонить.
 
К.: Поговорим о самых продвинутых пользователях интернета  геймерах. Игровое направление сейчас на пике популярности, и я знаю, что вы тоже уделяете ему особое внимание...
А. Батанов: На сегодняшний день геймеры — это одна из движущих сил домашнего фиксированного интернета. Что бы ни случилось, им всегда нужен стабильный пинг, и мобильный интернет им этого пока не заменит. В начале этого года мы запустили необычный проект, в поддержку клиентов, играющих в "Армату". Суть акции заключается в том, что мы не отключаем игрока от интернета, даже если на его счету закончились средства, а даем спокойно доиграть.
 
Такая политика — это лояльность к нашим абонентам и партнерам, тем более, что мы работаем в одном холдинге с Mail. ru. Здесь нет цели заработать, мы хотим, чтобы наш клиент нас любил и ему было с нами комфортно.
 
К.: Последние месяцы компания была активна в M&A-направлении. Планируются ли в этом году еще сделки? Какие регионы/операторы вам потенциально интересны?
А. Батанов: Это правда, мы продолжаем активно работать в данном направлении. Так, весной мы смогли укрепить свои позиции на b2b-рынке Москвы за счет приобретения компании "Атлант-Телеком". Свои планы мы обычно вслух не озвучиваем, поэтому информацию о будущих покупках сообщаем, как правило, по факту.
 
К.: Помимо M&A, где вы видите возможности для роста? Очевидно, что операторам становится всё труднее зарабатывать...
А. Батанов: Действительно, период интенсивного роста для операторов связи позади. Сейчас мы сконцентрированы на своих основных продуктах и услугах — домашний интернет, телевидение, MVNO, и в то же время активно развиваем дополнительные сервисы. Отдельно стоит сказать про мощные двухдиапазонные роутеры и про двухдиапазонные же приставки, которые работают на частоте 5ГГц и позволяют обмениваться данными на скорости до 300 Мбит/с. Мы стараемся создавать такие услуги для наших абонентов, которыми им будет интересно пользоваться.
 
К.: Ну и в заключение хотелось бы поговорить о планах. Какое развитие ждет продукт Wifire TV?
А. Батанов: Мы планируем представить новую, мощную приставку на базе Android. Новый дизайн, больший объем памяти продукта позволит нам реализовать хорошую скорость работы и дополнительные сервисы. Также продолжим расширять парк поддерживаемых устройств. Плюс, мы работаем над расширением контентного предложения — скоро наши абоненты получат и новые каналы, и больше новых фильмов, мультфильмов и сериалов.
 
К.: Значит, будем ждать новостей. Спасибо!
 
 
Беседовала Дарья Бояринова