Кнопочки. Ответ операторов

Некоторое время назад "Кабельщик" опубликовал колонку генерального директора компании "Аскон" Александра Силина на тему принципов расстановки телеканалов в пакетах операторов. В своем блоге автор выражал удивление, почему "большинство операторов пренебрегают самым доступным им средством повышения привлекательности своего пакета — расстановкой каналов в пакете в соответствии с предпочтениями зрителей", сравнивал российские реалии с зарубежными и призывал "периодически слегка перетряхивать сетку вещания, стимулируя абонентов к просмотру новых каналов".
 
Одни читатели с мнением Александра Силина согласились, другие поставили под сомнение приводимые примеры и доводы, апеллируя к специфике рынка и неоднозначной эффективности предложенных методов привлечения внимания к новым каналам.
 
Посмотрев на завязавшуюся полемику вокруг данной темы, "Кабельщик" попросил высказаться по ней и операторов, причем как крупных, так и небольших, для более объемной "картинки". Аргументировать свои методы расстановки каналов согласились "Триколор ТВ", "ЭР-Телеком" и операторы, входящие в ассоциацию "Макател", для чего ответили на следующие вопросы.
 
1. Каких основных принципов вы придерживаетесь при расстановке каналов на те или иные позиции, в те или иные пакеты?
 
"Мы формирует сетку телеканалов, учитывая в первую очередь интересы абонентов и одновременно делая акцент на главный драйвер современного платного телевидения — HDTV. Первые места в списке телеканалов отданы нашему HD-мультиплексу, который является абсолютным лидером на российском рынке (3,44 млн подписчиков), в то время как у других операторов HD-телеканалы обычно находятся в конце списка. Далее идут телеканалы первого федерального мультиплекса. Тематические каналы, которые формируют дополнительные пакеты ("Детский", "Музыкальный", "Суперкино HD"), сгруппированы в единые блоки, что дает возможность пользователю быстро находить интересный ему контент".
 
В нашем базовом пакете "Максимум HD" сейчас более 20 HD-телеканалов и более 100 SD. Каналы подбирались по принципу удовлетворения самых разнообразных абонентских потребностей: кино, спорт, сериалы, музыка, детские каналы, путешествия и т. д., как в HD, так и в SD. Плюс ко всему в первом HD-мультиплексе два федеральных телеканала высокой четкости, мы были одними из первых, у кого эти каналы появились полтора года назад. В пакете "Максимум HD" нет телеканалов, которые приведут к дисбалансу нашего предложения. Например, невозможно включить в базовый пакет телеканал "Наш Футбол", потому что по условиям договора с "Лигой-ТВ" все российские операторы должны предоставлять подключение по единой цене 149 рублей в месяц. "Наш Футбол" может быть только a la carte, — рассказал "Кабельщику" Михаил Горячев, директор по контенту "Триколор ТВ".
 
"Мы ориентируемся на социально-демографические особенности поведения телеаудитории и жанровые предпочтения зрителей. Важно, чтобы частотный план был сбалансирован и наиболее популярные жанры занимали в нем большее место. Мы подбираем каналы абсолютно для всех аудиторий, чтобы каждый из действующих или потенциальных абонентов смог найти каналы по интересам. Кроме этого, учитываем специфику городов нашего присутствия, что выражается во включении в частотный план национальных, местных каналов, а также каналов, отражающих, например, культурную или спортивную жизнь города.
 
Допустим, пакет телеканалов "Стартовый", доступный всем абонентам "Дом.ru TV", включает в себя телеканалы различной тематики: информационные, спортивные, фильмовые, развлекательные, музыкальные, детские. В состав пакета входит 57 цифровых каналов и 8 — в HD-формате. Это популярные российские ("Первый HD", "Россия HD", "Детcкий HD"), а также мировые каналы познавательной (Animal Planet HD, Discovery HD), фильмовой (Fox Life HD), спортивной (Eurosport HD) и женской (TLC HD) тематики. В пакет входят каналы с качественным контентом и каналы-драйверы, ради просмотра которых абоненты готовы выбрать или сменить оператора", — прокомментировала пресс-служба оператора "Дом.ru".
 
У представителей ассоциации "Макател" оказались иные принципы. Допустим, некоторые ее участники рассказали, что опираются на технические возможности своей сети. "Основной принцип при "расстановке" каналов — только технические возможности (банально иногда не хватает длины шнура от приёмника до определённого модулятора и т.п.). Единственное, стараюсь, чтобы популярные каналы были в эфирном частотном диапазоне, т.к. есть ещё у нас абоненты, считающие, что телевизор покупается один на всю жизнь, и у этих людей "ящики" настолько старые, что не видят кабельный частотный диапазон. Также стараюсь по возможности размещать рядом каналы по тематике, но не всегда это получается", — поделился один из кабельщиков.
 
Президент ассоциации "Макател" и технический директор ООО "Теле-Маг" Алексей Амелькин рассказал, что на первые две "кнопки" ставит "Первый канал" и "Россию 1″, соответственно, а по расстановке остальных каналов какой-то четкой закономерности не придерживается. "По LCN обязательные каналы тоже поставил наверх, и разместил рядом друг с другом фильмовые каналы, каналы о природе и т.п. Но так, чтоб идеально, не получилось: новые каналы попадают в конец списка или только на замену выключенным и отошедшим в мир иной", — добавил Алексей.
Кстати, судя по проведенному опросу, не только "Теле-Маг" ставит новые каналы "в хвост", а популярные федеральные на первые позиции. Так поступают многие операторы. Допустим, один из операторов рассказал, что первыми в аналоге у него идут каналы по "историческому" принципу, появившиеся позже добавляются в "конец списка". 
 
2. Согласны ли вы с мнением, что периодически пакеты надо обновлять, чтобы обращать внимание зрителей на новые каналы? Или это вызывает лишь негодование у абонента?
 
"Пакеты телеканалов необходимо периодически оформлять. Грамотно сбалансированная линейка каналов может стать одним из инструментов роста абонентской базы. Вместе с тем отметим, что знакомить абонентов с телеконтентом можно и без обновления пакетов. "Дом.ru", демонстрируя абонентам HD-телевидения "Дом.ru TV" преимущества услуги, предоставляет временный доступ к тематическим пакетам каналов без дополнительной платы. Благодаря подобным акциям наши абоненты не только знакомятся с разнообразными возможностями и сервисами услуги, но и открывают для себя новые телеканалы", - рассказали "Кабельщику" в "Дом.ru".
 
"Безусловно, состав базового пакета и составы тематических пакетов необходимо обновлять. Вопрос в том, как часто это нужно делать и что является посылом и главной целью таких изменений. Кроме того, возможна ротация телеканалов из базовых в тематические пакеты и обратно. Каждый год в России появляется и исчезает немало телеканалов. Часть телеканалов не выдерживает конкуренции, меняет первоначальную концепцию, теряет контентное наполнение, а некоторые из них могут вообще свалиться к распространению внутри себя телемагазинов, всевозможных гадалок и прочего паразитного контента. Как следствие такие телеканалы перестают быть интересными для наших абонентов. С такими каналами нам приходится расставаться. Но бывает и обратная ситуация: когда телеканал растет, закупает либо самостоятельно производит высококачественный интересный контент. Такие каналы выгодны операторам. И кончено же, необходимо появление в пакетах оператора новых телеканалов.
 
Операторы должны дать шанс телеканалу завоевать зрительские симпатии, а абоненту дать возможность увидеть что-то новое: новый контент, новую концепцию. Разумеется, появление нового телеканала в сети оператора всегда сопряжено с техническими сложностями: например, нужно изыскивать дополнительную транспондерную емкость на спутнике. Поэтому бывает так, что мы освобождаем спутниковый ресурс для новых каналов за счет каналов со слабым контентом, которые малоинтересны абонентам "Триколор ТВ". Чтобы определить такие каналы, мы проводим регулярные исследования целевой аудитории. Только в этом году мы добавили в наши пакеты телеканалы, которых в "Триколор ТВ" раньше не было: "Детский", iConcerts, СТС Love, LifeNews, LUXURY WORLD. Zee TV, не говоря уже про "Триколор ТВ-Сибирь", где за счет нового спутника "Экспресс-AT1″ количество телеканалов увеличилось в несколько раз! Все новые телеканалы в первое время получают достойное освещение на наших ресурсах: на "Инфоканале "Триколор ТВ", в цифровом журнале "Телекомпас" и т. д., чтобы зрители узнали о них, попробовали их на вкус, затем мы уже проводим опросы и узнаем у абонентов их мнение, насколько им понравился или не понравился телеканал. Главным законодателем моды может быть только сам телезритель, ничего навязывать ему нельзя. Бывают и ситуации, когда мы возвращаем телеканал в сеть после продолжительного отсутствия в составе "Триколор ТВ". Например, после многочисленных обращений наших абонентов мы с мая месяца возобновили вещание в пакете "Супер Оптимум" телеканала ТДК. Это хороший пример того, как зрители сами могут влиять на телесмотрение. Нет ничего постоянного в этом мире и не может быть ничего постоянного в составе пакетов любого оператора", — высказал мнение Михаил Горячев.
 
А вот небольшие операторы в большинстве своем сошлись в мысли, что обновление пакетов вызывает у их абонентов недовольство, но без обновления все равно не обойтись - надо же давать зрителю узнать о новом контенте. Как метко сформулировал позицию один из кабельщиков, "встряска" пакетов — это "необходимое зло".
 
3. Пользуетесь ли вы какими-то статистическими данными, результатами собственных опросов или сторонних исследований при формировании пакетов, сетки каналов?
 
"Дом.ru": "Состав пакетов формируется на основе собственного рейтинга телесмотрения, учитывающего реальные предпочтения наших пользователей.
 
С апреля все телеканалы в сетке вещания "Дом.ru TV" для удобства абонентов сгруппированы по жанрам и расставлены в соответствии с рейтингом телесмотрения, при этом каждая тематика начинается со своего диапазона номеров. 
 
Наиболее популярными жанрами, по данным "Дом.ru", являются общедоступные телеканалы, в том числе местные. Фильмовые телеканалы занимают вторую строчку рейтинга. Следом идут развлекательные, познавательные, спортивные, детские, музыкальные телеканалы. Замыкают рейтинг новостные, национальные каналы и каналы для взрослых".
 
"Триколор ТВ": "Мы учитываем прежде всего интересы наших абонентов, а потом уже все остальное. Чтобы получить точные данные по зрительским предпочтениям, мы пользуемся как техническими наработками, так и возможностями контакт-центра. Как я уже говорил, у нас есть свои исследования, опросы, специалисты, которые занимаются подобной аналитикой. Это высокопрофессиональная налаженная система обратной связи, и мы ее постоянно развиваем, внедряя все более эффективные и все более инновационные механизмы. Кроме того, мы готовим к запуску собственную систему телеизмерений. Но об этом я расскажу чуть позже".
 
Операторы "Макател": 
  • "Нет не пользуюсь. Главное для абонента, чтобы канал вообще был в сети, а под каким номером — ему не важно",
  • "При расстановке — нет, при добавлении — да",
  • "Не пользуюсь, не считаю нужным".
4. Как вам кажется, стоит ли российским операторам гнаться за американским опытом и расставлять каналы по тем же принципам, что, например, и Comcast? Или для России идеален другой вариант?
 
Надо сказать, что при ответе на этот вопрос многие спикеры заявили, что не видят логики в принципах расстановки каналов непосредственно Comcast’ом. Например, у него, также, как и у российских операторов можно увидеть соседство новостного канала с детским и тому подобные примеры.
 
Тем не менее, операторы все-таки поделились своими соображениями насчет применения зарубежного опыта как такового в своей работе. Например, Михаил Горячев высказал следующую позицию: "Механически транслировать зарубежный опыт на отечественную почву всегда нужно осторожно. Расставлять телеканалы в соответствии с рейтинговыми показателями, по тематическим группам или даже по принадлежности к тому или иному медиахолдингу, как это делает Comcast, — профессиональное решение, рассчитанное на удобство для конечного пользователя. Однако как бы каналы не расставлялись, абонент в первую очередь обращает внимание на качество услуги, качество контента. Последние опросы показывают, что рядовые американцы прежде всего недовольны качеством предоставляемых им услуг кабельного телевидения. Если качество "картинки" низкое, если состав пакета телеканалов неинтересен, — какая разница, как расставлены телеканалы в сетке. Нужно отталкиваться от предпочтений своих абонентов и своих собственных маркетинговых преимуществ. Вы должны очень четко ответить для себя на простой вопрос: "Что мы даем нашим абонентам? Ради чего абоненты пользуются именно нашими услугами?" — а уже потом в соответствии с полученным ответом расставлять телеканалы. Главное маркетинговое преимущество "Триколор ТВ" на современном рынке — телевидение высокой четкости по доступной любому россиянину цене, с возможностью подключения в любой точке страны, в европейской части или же в Сибири. HDTV — это главная витрина нашего продукта — именно поэтому в нашем списке на первом месте HD-телеканалы".
 
Другие респонденты либо затруднились ответить на этот вопрос, либо заявили, что не равняются на американский опыт.
 
 

Source URL: https://www.cableman.ru/article/knopochki-otvet-operatorov