Сам себе программный директор, или Поход в онлайн-кинотеатр

Хотя это перестало быть модным даже среди тех, кто продает телеканалы, я телевизор по-прежнему смотрю. В смысле смотрю линейное телевидение, и не только по долгу службы. Пользуюсь старым добрым ТВ и для получения информации, и для развлечения, и в качестве камина или окошка, выходящего на море. И значит, сетования простого зрителя "опять вечером посмотреть нечего" мне близки. Эту проблему призваны решать OTT сервисы, порождая одновременно другую проблему, еще более страшную: выбор.

Я вовсе не шучу. Зачем мне, очень взрослому мужчине с большими пробелами в кинообразовании и широким доступом к мировым шедеврам, самостоятельно пересматривать в 32-й раз "Гарри Поттер и Кубок огня"? Совершенно незачем, это неловко и немного стыдно. На помощь приходит традиционное телевидение. "Не виноватая я, это “СТС” его привел", – радостно сообщаешь сам себе и, быстро охладив пивко, садишься переживать за мальчика со шрамом. Этот эффект видеосервисы пока не могут победить и в том числе поэтому нередко предлагают себя для доставки традиционных телеканалов.

Но для эксперимента, который я проводил по заданию "Кабельщика", надо было исключить момент "совсем не знаю, чего хочу". Мне нужно провести три вечера вне зоны линейного телевидения (не заменяя его книгами, Фейсбуком и покером на раздевание) и рассказать о том, как три участвующих в эксперименте сервиса удовлетворили мои нехитрые потребности.

Три показалось мне оптимальной цифрой. Главред настаивала на том, чтобы их было как минимум шесть. Но я уверен, что больше чем в три раздела Smart TV за вечер ни один нормальный человек не зайдет – поленится. Что касается брендов, тут все было случайным: в панели моего корейского телевизора исторически первыми стояли логотипы Okko, ivi и Megogo.

Потребность номер 1. "Тупить в телевизор"

У нас в семье это называется "смотреть суповое кино", то есть то, что можно фоном включать за обедом – условная "Ирония судьбы" (у кого-то это "Терминатор 2", а у кого-то и "Амаркорд" Феллини).

Для меня король рабочего вечера, когда устал так, что не можешь даже переключить больше трех каналов на пульте, – советский детектив. Фильмы из детства, когда силовики на экране были добрыми и справедливыми, а ты в это безоговорочно верил. Я решил пересмотреть фильм "Петровка, 38"– недлинный и с хорошими актерами.

У ivi каталог в этом смысле неплохо структурирован. Сразу иду в "Детективы", а потом "СССР". Но в каталоге по двум фильтрам этот фильм почему-то не нашелся. Зато в поиске нашелся без проблем. Смотреть его можно было по подписке или с рекламой. Подписка на момент проведения эксперимента стоила 399 рублей в месяц. Я в таких случаях жадничаю и смотрю с рекламой, а заодно с иллюзией линейного просмотра.

В Megogo подборки кино невероятно разнообразны, включая "фильмы с Артуром Смольяниновым"или "фильмы с Мэттом Дэймоном". Даже с неизвестной мне (по собственной серости) Екатериной Вилковой. Но, увы, подборки для любителя советского детектива не нашлось. Опять же в поиске по первым четырем буквам отыскалась искомая "Петровка, 38". Смотреть также можно по подписке или бесплатно с рекламой. Подписка – 379 рублей в месяц.

У Okko в каталоге есть "Детективы" (набор хороший – достаточный и без перегруза), но внутреннего фильтра по годам и странам, где можно было бы найти заветный СССР, в сервисе я не нашел. В обильных подборках (среди которых была даже "Кровь и кишки") папки "Советское кино"тоже не обнаружилось. Зато с поиском проблем не было, заветный детектив отыскался сразу. Только это был первый сервис, который спросил 99 рублей за покупку или 48 рублей за 48-часовой прокат советского фильма.

Линейное ТВ.

На телевизионных каналах в неделю, когда писалась статья, фильм "Петровка, 38"не шел. Но популярный советский детектив кое-где присутствовал. "Визит к Минотавру"шел по TVM, "Место встречи изменить нельзя"по "Культуре", "Приступить к ликвидации"на канале "Советское кино".

Задача номер 2. Духовно обогатиться

Идея заключалась в том, чтобы посмотреть что-то из абсолютной киноклассики, заведомо великое, знакомое мне по названию или фамилии режиссера, но ранее не виденное. Причем вышедшее до середины 1980-х годов. Ликвидировать, так сказать, киноведческий пробел. Я не киноман, а сочувствующий, так что пробелов таких у меня достаточно.

В разделах каталога ivi я начал искать что-то вроде "Классика кино" или, скажем, "Топ-100 фильмов по версии…". Да пусть даже без версии, пусть редактор собрал.

Раздел "Артхауз" меня не вдохновил: не очень большой и не всегда понятный выбор. К примеру, "Обыкновенный фашизм" Ромма – это великая работа, но при чем здесь артхаус? Интересной оказалась подборка "Титулованные фильмы". Там было много прекрасного (без иронии), но в основном американского старше 1990 года. А у меня потребность была, напомню, из серии "не массовое кино"и возрастом постарше.

Но ivi не дал мне умереть бездуховным. Я зашел в раздел "Драмы", включил фильтр "до 1980 года", а в фильтре по странам отметил все, кроме СССР. Через 5 минут нашел "Жажду"Бергмана (можно посмотреть бесплатно, с рекламой) и "Алиса здесь больше не живет" Мартина Скорсезе (99 рублей покупка).

Еще в выдаче было неожиданно много японского кино. С ним тоже интересно познакомиться однажды, но пока я здесь совсем "плаваю", даже в названиях и значительных именах.

На Megogo спецраздел "Лучшие драмы"хорош, но все свежéе нужного (как ни парадоксально, в данном случае это минус). Очень порадовало наличие спецразделов "Фильмы Каннского фестиваля" и "Золотой глобус". Но и в них все, что постарше, было только отечественное (не значит плохое, просто хорошо знакомое). Самым близким к идее вечера был фильм "Смысл жизни по Монти Пайтону" 1983 года, однако и он не бил в десятку.

Вообще подборки на Megogo хочется особо отметить. Например, "Малобюджетные фильмы, ставшие хитами", "Незаслуженно недооцененные фильмы"или "Фильмы с лучшими поцелуями". Фильтры по странам производства и периодизации работают в Megogo хорошо, но они же и продемонстрировали, что европейского кино, до 1990-х выпущенного, в каталоге крайне мало.

В Okko близкое по теме первым обнаружилось в подборке фильмов Мартина Скорсезе. Все та же "Алиса здесь больше не живет" (249 рублей купить навсегда и 99 рублей на 48 часов). В подборке "Французское кино"нашелся фильм аж 1928 года, "Страсти Жанны Д`Арк"). Коллекция французского кино вообще впечатляющая, но ни Годара, ни Трюффо, ни Кокто я в ней не нашел. Интересна и подборка "Призеры Венецианского фестиваля", но и там все в основном поновее, последних 15–25 лет.

Близко к поставленной задаче оказался раздел "Лучшие фильмы по версии журнала Empire". В нем под мои условия подошел "Китайский квартал"Романа Полански (199 рублей покупка, 79 рублей прокат за SD версию). И это лишь то, что я не смотрел, а так в этом разделе было чем поживиться – от "Касабланки" и "Психо" до "Крестного отца"и "8 с половиной", со "Сладкой жизнью" в придачу. Да еще в подборке "Золотой глобус" нашлись "Сцены из супружеской жизни" Бергмана (их можно было посмотреть в рамках месячной подписки).

Линейное ТВ

На той неделе, что я писал этот материал, полноценно решить задачу номер 2 смог только орионовский канал Film Box Arthouse. Зато сразу с несколькими вариантами: "Похитители велосипедов" Витторио Де Сики, "Подруги" Микеланджело Антониони, "Бездомный пес"Куросавы, "Злые улицы" Мартина Скорсезе и "Путешествие в Италию" Роберто Росселлини. Да еще на канале "TVXXI" шел фильм "Страсть" Бергмана, который я также ранее не смотрел.

Задача номер 3. Сериал на недельку-другую

Задача простая и близкая миллионам зрителей: найти себе отдохновение на максимальное число вечеров, чтобы была конкретная цель для завершения рабочего дня и хозяйственного вечера. Мне нужен был детективный сериал зарубежного производства ("Ликвидацию"и так смотрю два раза в год, а крупных радостей от отечественной сериальной продукции я давно не получал). От сервиса требовались удобная фильтрация, сокращающая время поиска, и внятные описания. Оценивается только результат поиска: нашел ли я то, что заинтересовало. Понравился сериал или нет, в данном случае неважно, за мои вкусы никто ответственность нести не должен.

ivi в поиске был безупречен. Раздел "Сериалы", каталог "Детективы", фильтр по странам (за исключением СССР и России) в поисковой выдаче, кроме обложки и названия отображается коммерческое условие (бесплатно, подписка, покупка). Несколько минут ушло на то, чтобы остановить выбор на сериале "Сокрытое". Описание короткое, но понятное, проставлен собственный рейтинг сервиса. Смотреть можно по подписке. Стоила она на месяц 399 рублей, за это время восемь серий точно можно посмотреть.

В Megogo удобство фильтрации немножко подкачало. Выбрать жанр сериала просто, а вот страны можно подбирать только по одной. То есть, если бы я хотел видеть лишь российские сериалы, неудобства бы не заметил. А вот исключить российские можно только методом прохода по остальным странам. И я прошелся, это было не так долго, но увы, ничего нового и привлекшего мое внимание не встретил.

В Okko я неожиданно не нашел отдельного раздела "Сериалы". И отличить сериал от фильма, просто зайдя в нужный мне раздел "Детективы", тоже не смог – нет соответствующих маркеров. Другими словами, на каждое незнакомое и потенциально любопытное название надо было нажать, чтобы определить, многосерийное ли кино. Это существенно удлинило поиски. Кстати, в веб-версии сервиса такой раздел присутствует.

Терпения, впрочем, хватило, и заинтересовавшее нашлось – "Большая и маленькая ложь". Входит в подписку за 799 рублей, но первую серию первого сезона можно посмотреть бесплатно, что в случае с сериалом очень ценно.

Линейное ТВ

Традиционное ТВ на экспериментальной неделе не подарило мне новой радости. Нет, детективный сериал на каналах линейного телевидения был представлен обильно. Но искомый "не смотренный зарубежный детективный сериал" в программе не нарисовался. Если что и привлекло внимание, то оно было "пятый сезон, четвертая серия". То есть сначала надо было где-то раздобыть первые сезоны и серии.

 


Итак, решить мои задачи три видеосервиса смогли. Хотя одного знания своих предпочтений оказалось недостаточно. Нужны поисковый навык и привычка к новым интерфейсам. Никаких особенных приоритетов в выборе сервиса эксперимент не выявил. Не только потому, что это были крайне субъективированные задачки, но и потому, что у каждого сервиса нашлись свои плюсы и минусы.

Мне кажется, что пока разные сервисы, конкурентно развиваясь, дополняют друг друга. И вполне можно и нужно иметь в зрительском арсенале несколько OTT брендов. Причем удобство интерфейса и логика фильтрации не менее важны, чем объемность коллекций в интересующей вастематике.

Традиционному ТВ видеосервисы уступают только в эффекте "выберите за меня", но и его со временем научатся воспроизводить, дорабатывая в видеосферепотоки вроде Яндекс.Музыки, основанные на обучаемом алгоритме. С видеоконтентом это будет труднее реализовать, нежели со звуком, но трудно – не значит невозможно.

Кроме того, для полной отдачи в руки новых средств видеодоставкинужно дальнейшее развитие рекомендательных технологий. Что-то вроде: "Алиса, хочу страшилку, не про зомби, не длинную, снятую не более пяти лет назад, которую я еще не видел и про которую BadComedian гадости не говорил".

А Алиса ответит: "Расслабься и посмотри вечерние новости"...


Source URL: https://www.cableman.ru/article/sam-sebe-programmnyi-direktor-ili-pokhod-v-onlain-kinoteatr