Куда будет двигаться рынок абонентского ТВ-оборудования в 2023 году

Рынок абонентского оборудования для телеком-операторов находится в состоянии серьезных изменений, и мы предлагаем немного порассуждать на тему потенциальных путей его развития.

Начнём с того, что классическая модель работы операторов по продаже приставок с подпиской на один сервис изменилась еще с момента появления Smart TV — она все еще живет, но ее развитие замедлилось. Практически все операторы отреагировали на это появлением своих OTT-сервисов. Сегодня, помимо независимых VOD-кинотеатров (VOD — Video on Demand, "видео-по-запросу"), мы видим активное развитие таких игроков как Wink, Kion, Movix, Beeline TV и агрегаторов для более мелких операторов — "Смотрешка", 24ТВ. Это серьёзно расширило функционал и библиотеки VOD-контента, а также привело к появлению эксклюзивного контента — так называемых originals (по аналогии с западным рынком). Исходя из наших наблюдений, эксклюзивный контент в 2022 году мотивирует покупать две и более подписки в месяц.

Тем временем, парк Smart TV в России растет и составляет более 35 млн единиц. Кажется, что ТВ-приставки должны были начать выходить из пользования с высокой скоростью, но что мы видим на самом деле? Доля телевизоров В-брендов составила 70% от всего объема. В результате качество операционных систем не устраивает пользователей, и им приходится покупать дополнительную приставку, чтобы не менять телевизор, в который они вложили деньги.

На фоне этого спроса на рынке сформировался новый вид устройств. Это приставки сторонних производителей, которые не зависят от сервисов и имеют открытую платформу. Подобные платформы прекрасно закрывает две ключевые потребности пользователя: проапгрейдить свой "медленный" Smart TV и получить доступ к нескольким кинотеатрам сразу. А самое главное — этот рынок уже в разы превысил рынок OTT-приставок операторов связи. Если первые продают сотни тысяч приставок, то в операторах мы можем говорить только о десятках тысяч (важно понимать, что в данной ситуации в расчёт не берутся классические IPTV и DVB-S приставки).

SberBox

Мы в SberDevices тоже выпустили такую приставку — SberBox — и достаточно фундаментально подошли к вопросу её создания. Начнём с того, что наша операционная система (ОС) "Салют ТВ" разработана внутри компании нашими же разработчиками и не зависит от внешних обстоятельств, а также адаптирована для максимально быстрой работы на устройствах любого ценового сегмента.

В рамках нашей ОС для управления функционалом используются виртуальные ассистенты — пользователю уже не надо искать канал или фильм, достаточно сказать его название — контент начнет воспроизводиться. Как и любая операционная система на пользовательских устройствах наша система имеет свой собственный каталог приложений. Он на данный момент насчитывает более 1000 приложений сторонних производителей — от заказа еды, образовательных и спортивных программ, до облачного гейминга. 

В голове возникает вопрос: как это соотносится с операторами связи? Во-первых, все самые популярные кинотеатры и агрегаторы уже есть на нашей приставке в каталоге приложений. А во-вторых, мы придумали интересное предложение для операторов по созданию версии приставки SberBox c кастомизированной прошивкой.

SberBox 2

Наше предложение нацелено на то, чтобы увеличить количество продаваемых OTT-приставок у операторов связи, а также начать зарабатывать на продаже дополнительных сервисов сторонних поставщиков (доставка еды, музыка, игры и другие) своей абонентской базе. Особенность специальной прошивки заключается в том, что приложение оператора связи становится основным приложением, встаёт на первое место на главном экране, и все голосовые запросы по контенту открывают именно его. Цветовая схема операционной системы, набор виджетов и сервисов на главном экране настраиваются индивидуально под каждого оператора. При этом мы сохраняем возможность пользоваться другими кинотеатрами, которые уже достаточно плотно вошли в жизнь абонентов и являются блокером покупки приставки, на которой только один сервис. Также мы ожидаем, что это позволит операторам сохранить максимальный контроль за своей абонентской базой без необходимости договариваться с производителями сторонних устройств о различных промо-продвижениях и использовании прочих инструментов в конкурентной борьбе. Для операторов, работающих сразу с несколькими поставщиками платформ, это дает возможность перейти на универсальное устройство, поддерживающее одновременно все необходимые приложения.

Возникает вопрос: а почему бы не сделать сразу "нормальный" Smart TV по приемлемой цене, чтобы потом не вставлять в него приставку? Вопрос достаточно логичный, и мы ответили на него, адаптировав нашу операционную систему для телевизоров низкого ценового сегмента, при этом работающую с приемлемой производительностью. Телевизоры производятся под собственным брендом Sber, ОС "Салют ТВ" устанавливается на устройствах сторонних производителей. Сотрудничество по модели выпуска специальной прошивки под конкретного оператора доступно и для телевизоров.

SberBox 3

Карина Мингазова, коммерческий директор "Уфанет": 
"Благодаря решению "Салют Телеком" компания "Уфанет" получила новый продукт для своих абонентов, конкурентное преимущество для нас как интернет-провайдера. Наша компания сейчас активно развивает новые направления, в том числе — кабельное и IP-телевидение. "Салют Телеком" — актуальное решение в данном направлении, которое позволит "Уфанет" привлечь больше новых абонентов, а для существующих — сделать просмотр любимых фильмов и передач еще более удобным и комфортным".

Михаил Дзиов, генеральный директор М2Connect: 
"Запустили совместный продукт в суперсжатые сроки. Смотрим с большим оптимизмом на расширение портфеля наших услуг с помощью экосистемы Сбера: брендированное решение IPTV, онлайн-кинотеатры в бандле, реализация и управление элементами умного дома, контроль доступа на платформе "Салют Телеком". Команда SberDevices активно участвует в разработке совместных решений, ребята очень погружены в тему".

Екатерина Ример, руководитель отдела маркетинга "НСО-Телеком"
"Простота и удобство пользования устройствами, актуальные и полезные сервисы для аудитории — залог нашей радости. Когда пользователь с легкостью и интересом общается с виртуальными ассистентами, открывая возможности девайса, а мы становимся тем самым проводником в мир безграничных возможностей искусственного интеллекта — основа успешного развития нашего бизнеса".

 

Реклама SberDevices
2VtzqukKzVn


Source URL: https://www.cableman.ru/article/kuda-budet-dvigatsya-rynok-abonentskogo-tv-oborudovaniya-v-2023-godu