Mobile World Congress 2014: здесь и сейчас

Mobile World Congress в этом году без труда побил свои собственные рекорды. Более 80 тысяч посетителей (72 тысячи в прошлом году) и 1800 стендов, и это при том, что посещение платное, а аренда площадей и сборка стендов стоит недешево (даже по европейским меркам). Оргкомитет даже был вынужден расширить выставочное пространство, выделив дополнительные помещения в центре города — традиционное место сбора (Fira Gran Via) всех желающих не вместило бы. Дополнительный флер в виде митингов антиглобалистов, заявления о многомилиардных сделках и инвестициях , а также представленные технические новинки поддержали соответствующий ажиотаж вокруг выставки.
 
4G — до победы еще далеко
 
Что бросилось в глаза? Если в прошлом году многие обсуждали будущее и вдавались в футурологию, то теперь основной лейтмотив — "здесь и сейчас". К примеру, производители девайсов решили взять по максимуму от новых возможностей, предоставляемых 4G, но попутно инициировали дискуссию — а не забегают ли они вперед? В результате, в ходе первых же конференций и круглых столов, которыми было так богато это мероприятие, выявилось и стало очевидно технологическое неравенство по географическому принципу.
 
Взять, к примеру, таких гигантов как HTC и Orange. Они представили на выставке новые модели смартфонов, заточенные исключительно под 4G. Возможно, в Мексике к таким девайсам и готовы — министр телекоммуникаций страны заявила, что к 2015 году Мексика сможет предоставить свободный доступ к LTE всем резидентам, а вот остальные страны — не факт. В ходе конгресса был представлен отчет одного из уважаемых аналитических агентств в сфере мобильных телекоммуникаций — GSMA, где высказывался известный скептицизм по поводу скорости внедрения 4GSM. К примеру в Южной Корее, где внедрение LTE происходит самыми быстрыми темпами, услугой пользуется около 50% пользователей мобильных девайсов (в свете этого заявление представителей LG и Samsung об инвестициях в 5G не выглядит пустой бравадой), а в США и Японии (странах, следующих за Южной Кореей по уровню внедрения услуги) не более 25% клиентов пользуется 4G и в ближайшее время эта цифра сильно не изменится.
 
Дальше больше. Представители мобильных операторов из стран, объявленных GSMA мировыми лидерами в продвижении 4G, а именно — Канады, Германии, Франции, Бразилии, Великобритании и та-та-та-там... России, выглядели этакими двуликими Янусами. В ходе панельных дискуссий делались дежурные реверансы в сторону неизбежного прогресса и представлялись оптимистичные цифры прогнозов и отчетов относительно востребованности LTE. Например, аналитики Informa, проводившие исследования по вышеупомянутым странам зафиксировали, что в среднем пользователь 4G за год качает до 1,9 GB трафика, в то время как аналогичная цифра для клиента 3G — только 894MGB. Несмотря на это, в начале 2013 года такие крупные сотовые операторы как Vodafone, 3UK и Free Mobile вынуждены были отказаться от акции а-ля "с 3G на 4G бесплатно", при которых абонент переключаясь на 4G оставался в прежнем тарифе. Такие акции запускались со ставкой на стремительный рост услуги 4G, но этого не произошло. Да, рост есть, но его темпы были явно переоценены.
 
 
Причины замедления роста разнятся. Например, вице-президент МТС Василий Латцанич прямо назвал LTE "бременем", что не удивительно с учетом того, что в России наличие лицензии на LTE сопряжено с социальной нагрузкой по продвижению этой технологии туда, где еще и с 3G мало кто знаком. Один из вариантов выхода из ситуации предложил тот же Латцанич. Он выдвинул идею "продавать самый дешевые смартфоны и "таблетки" на рынке", обозначив фокус на продаже дешевых самртфонов из Китая вместо премиум-девайсов от Apple, Samsung и Nokia.
 
В Европе и Северной Америки своя причина замедления роста 4G. В погоне за технологическими прорывами как-то было выпущено из виду, что средний возраст клиента изменяется, при этом изменяется ближе к пенсии. Навороченные девайсы стоят недешево, и в отличие от России европейский и американский потребитель тщательнее считает деньги. К чему британцу в возрасте "за 50" тратить свои кровные на чудо-девайс, заточенный под 4G, если уровень проникновения fixed line в Европе уже около 45%, а Северной Америке этот показатель даже выше.
 
Фактор Wi-Fi также никто не отменял и тенденция замедления роста проникновения 4G имеет к этому прямое отношение. Например, согласно озвученным на MWC данным исследования компании Mоbidia Technology, еще в январе 2013 года в Северной Америке и Западной Европе соотношение объема скаченной информации для абонентов 4G в Wi-Fi и с девайса было 69% на 31%, соответственно, а уже к концу года это соотношение поменялось не в пользу 4G, став 78% к 22%.
 
OTT заставит мобильных операторов изменить правила игры
 
"Я думаю у нас будет лучший голосовой сервис в мире, и используя минимальный объем трафика мы добьёмся офигенной оптимизации". Это прямая цитата CEO WhatsApp Яна Коума на встрече с VIP-посетителями Барселонского конгресса.
 
Реакция на эту фразу была у аудитории неоднозначной. Представитель одного из крупнейших мировых операторов в ответ на заявление Яна Коума сказал, что "около 70% нашей прибыли — это голосовые услуги. Я понял, что вы грядете, но я бы вам сказал — полегче на поворотах"... Но это вряд ли. Впрочем, это осознают и сами мобильные операторы.
 
"Смс и голос будут бесплатными. Мы намерены извлекать прибыль исключительно из передачи данных", - заявил Матс Грандрид, глава Tele 2. Поддержал коллегу и Джо Лундер, CEO компании VimpelCom: "В перспективе мы перестанем быть провайдером только лишь голоса и текста, предоставив нашим абонентам возможность широко использовать Skype, WhatsApp и Facebook".
 
На MWC чётко сформулировалось послание, что без взаимодействия с OTT-индустрией мобильные операторы в долгосрочной перспективе обречены либо на борьбу за выживание, либо на смену географического фокуса. Например, им придется присмотреться к Африке, где мобильные операторы получают сверхприбыли и рост услуг именно в голосе, текстинге и мобильном банкинге. 
 
Сотовые операторы заявляют о готовности видеть монетизацию в передаче видеоинформации, взамен голоса и cмс-услуг. Однако озвученные на MWC данные говорят, что операторы фактически выдают желаемое за действительное. Например, согласно исследованиям компании Opera Software, проведенным в странах "большой восьмерки", включая Индию и Австралию, от 40 до 74% абонентов сотовых операторов испытывают регулярные проблемы (помехи) при просмотре видеоконтента. Более того, в некоторых странах (США, Канада) 20,1% видео "значительно искажено". При этом постепенное внедрение 4G не сильно меняет общую картину — примерно от 17 до 19% абонентов использующих LTE, также испытывают проблемы при просмотре видео. 
 
Очевидной альтернативой для мобильных операторов является максимальная интеграция OTT-сервисов в свой пакет услуг. Недостатка в перспективных предложениях на MWC не было. 
 
Хэдлайнером по таким предложениям выступила компания Ericson.
 
Выставка есть выставка
 
На WMC  необходимо было привлечь измученный суетой глаз посетителя, и Ericsson решила сделать это, пойда от обратного — разместившись подальше от стендов крупных компаний и закрыв свободный вход для посетителей (только по приглашениям). Попав туда, можно было понять — почему. Такова цена за прикосновение к будущему. Представленный на их стенде кейс "Будущее TV Everywhere" является воплощенной мечтой телемана — интегрированная end to end платформа для платного телевидения, совмещенная с высоким качеством просмотра, технологией мультискрин и интерактивностью. При этом полная синхронизация со всеми девайсами —  от мобильного телефона до ПК, позволяет создать зону полного взаимопонимания клиента с представленным агрегатом. По мнению специалистов компании в продаже это чудо будет года через два. Однако, никто не будет ждать. Например, на стенде компании Viacces — Orca, был представлен кейс Orange TV, который был запущен для абонентов компании Orange в Испании в конце прошлого года. Совмещенность life TV с VOD под соусом Smart делает его как многофункциональным, так и удобным в использовании.
 
 
Мужской взгляд на выставке (а большинство на MWC было мужчин, чего уж там) уже не привлекают ресепшны стендов с девушками в облегающем. Зажечь его может только спорт. Особенно если спорт совмещается со словом smart. Разработчики OTT-платформ уловили это настроение, плюс вспомнили о надвигающемся Мундиале. Поэтому на стенде компании Alcatel —Lucent, например, была представлена версия OTT-сервиса для просмотра матчей по американскому футболу и soccer. В данном случае компании довели технологию мультискрин до идеальной, но массовый запуск планируется только в середине 2014 года. Похожий продукт был представлен компанией Ericsson совместно с Vodafone Germany — матчи Бундеслиги будут доступны скоро абонентам при наличии приставки, а в связи с перспективными планами компании по приобретению кабельных операторов — это серьезная заявка на проникновение продукта. В свою очередь SPB TV также поддержало честь российского производителя, впервые представив на международной выставке такого уровня OTT-сервис "Наш Футбол GO", где совмещен интерактивный функционал c подачей контента в различных форматах и исчерпывающей справочной информацией.
 
Что дальше, или кто будет "Царь Горы"?
 
Представленные на MWC девайсы забавляли своим разнообразием, но глобальных изменений не претерпели. Скорее было интересно посмотреть за изменением позиционирования в этом бесконечном соревновании. Например Nokia, которой пророчили уход в секту имени Windows-phone, удивила тем, что на представленных моделях интегрировала операционную систему Android. На вопрос "зачем поддерживать конкурента", вице-президент компании Стефен Элоп ответил, что это "удачное сочетание совмещение наработанного опыта Nokia со старыми пользователями в совокупности с использованием сервисных возможностей Microsoft". 
 
 
Небольшую сенсацию сотворил и старший вице-президент компании Motorolla Рик Остерлоу, который заявил, что представленные на выставке девайсы "уродливы". "Их просто невозможно носить. Люди вынуждены их прятать в карманы". По словам топ-менеджера компании сейчас практически свободна ниша девайсов для "эстетов" и при новом подходе компании к продукту как к "ювелирному изделию" эта ниша скоро будет за Motorolla. Однако с ним трудно согласиться. Если говорить об эстетике помноженной на приличную сумму, то одним из хитов выставки можно назвать новую версию Yotaphone — Yotaphone 2. Первая модель телефона с двумя дисплеями цвета нуар по цене в 500 евро уже продана в количестве 12 000 тысяч , а это серьезная заявка на нишу супер-премиум, учитывая, что по словам CEO компании Yota Devices Влада Мартынова, компания ожидала, что продаст около 10 тысяч девайсов.
 
Если говорить о реальных технологических новинках, то к таковым можно смело отнести продукт LG Hybrid. Согласитесь, что подходя к зеркалу, ожидаешь увидеть себя любимого, а тут с помощью мановения руки (без всякого пульта) у тебя есть возможность построить свой график просмотра ТВ, осуществить операцию в банке, заказать пиццу и позвонить коллеге.
 
И все-таки основная интрига конгресса была в вопросе — кто в отсутствии Apple возьмет на себя функцию "царя-горы". Если в прошлом году ни у кого не возникало сомнений, что таковым является Samsung, то в этом году выявился реальный претендент в лице Huawei. Топ-менеджмент компании полуофициально заявлял о своих амбициях везде где только можно, и бил по конкуренту наглядно, по сути представляя все тоже самое что и у конкурента напротив, только "немного дешевле". Однако по мнению многих специалистов, если победа и будет за китайцами, то во многом благодаря демпингу. Смартфон с функционалом Samsung Galaxy за 50 долларов от Huawei — это серьезная заявка на лидерство.
 
P.S.
 
В заключение хотел бы написать то, что может звучать как off topic. Всем скептикам, предвещавшим скорую смерть STB — официальные цифры темпов производства ресиверов звучат следующим образом: в 2013 году зафиксирован рост производства на 8 %, прогноз на 2014 год — 11 %.

Source URL: https://www.cableman.ru/article/mobile-world-congress-2014-zdes-i-seichas