Артем Черанев: Задача сделать так, чтобы про нас не вспоминали, потому что все работает как часы

14.05.2025 18:24
чараев

Компания "Инсис" начала свою деятельность в 1999 году. По сути, основателями бизнеса стали студенты. Первые несколько лет интернет-услуги не приносили прибыль, и компания существовала за счет продажи брендового сетевого оборудования. Сегодня крупная “Инсис” представляет разнообразные услуги в области связи, такие как доступ в интернет, городская телефония, цифровое телевидение, строительство структурированных кабельных систем. В интервью "Кабельщику" гендиректор Артем Черанев рассказал, с чего начиналась и как развивалась деятельность "Инсиса", которую он возглавляет уже более 20 лет.    

"Кабельщик": Как компания "Инсис" появилась на рынке? С чего начинали?

Артем Черанев: Можно считать, что деятельность компании началась в январе 1999 года. На тот момент формально учредителями выступили четыре человека, а в действительности только два, по сути, студенты стали основателями бизнеса. Все начиналось из подвала, вручную растягивали сеть в городе Екатеринбурге.
Далее стали предоставлять услуги доступа в интернет. Но первые пять лет работали в минус. Жили тем, что я продавал железо, произведенное под брендами Cisco, D-Link. Мы были платиновыми супер-партнерами этих вендоров в регионе. Впервые доходы от интернета сравнялись с расходами на содержание компании только в апреле 2004 года.

— Какие еще телекоммуникационные услуги вы стали оказывать?

— На тот момент был только интернет, но мы сразу начали экспериментировать с телефонией.

— Эта услуга у вас тоже не сразу пошла?

— Не сразу, со временем телефония стала пользоваться популярностью у потребителей. Компания начала расти. И до сих пор телефония приносит прибыль.

— По вашим прогнозам, сколько она еще будет прибыльной?

— Она не растет, но держится, вышла на планку. Следующая революция у нас была, когда у нас появилось IPTV, в 2007 году мы запустили IPTV-тест, причем первыми на Урале. Потом перешли к раздаче на компьютеры. И в итоге перешли на приставки.

— Работаете самостоятельно или с партнерами?

— Самостоятельно. Более того, те продукты, которые мы предоставляем сейчас — телевидение, видеонаблюдение, домофония — это все наши собственные разработки.

— Это достойно похвалы, потому что собственная разработка — это большая нагрузка, ответственность.

— У "Инсис" две грамоты за участие в европейском конкурсе продуктов. Кроме того, у нас призовые места в отечественных конкурсах.

— Получается, вы проскочили этап с кабельным телевидением и начали с IPTV?

— В свое время очень модно было развивать параллельно две сети. 
То есть одна IP, а вторая синхронная телефония — стандартная. И многие в то время пошли по пути построения параллельной сети — синхронной телефонии. А мы принципиально остались на IP, и ставка сыграла.

— Как дальше развивали компанию?

— Мы занялись системной интеграцией — всем, что касается промышленной автоматизации систем, контроля управления доступом.

— Расскажите немного о том, как вы работаете с застройщиками? Насколько для вас актуальна проблема телеком-монополии?

— Мы переломили общий тренд. Обычно провайдеры платят застройщикам за заход в здание. А у нас наоборот — застройщики нам платят. Мы делаем полностью с нуля — с проекта, и видеонаблюдение, и интернет, и СКУД. Отслеживаем процесс от котлована до подключения абонентов к телевидению и интернету. Ставим управляющим компаниям видеонаблюдение.

— Какие решения в прошлом помогли компании сохранить бизнес и развивать его дальше?

— Я еще в подвале в 1999-м году знал, что буду торговать интернетом.

— Сотрудничаете ли вы с другими предприятиями? Например, кто для вас производит софт?

— По домофонии мы в основном используем свой софт. А вот что касается видеонаблюдения и приставок для телевизоров — по нашему чипсету производят приставки.

— Заказываете их где-то за пределами РФ?

— Производство находится в Китае, так как в России их выпускать дорого и долго.

— Сейчас есть господдержка производства. Участвуете в программах?

— У нас объем не промышленных масштабов, участие в подобных программах коммерчески невыгодно. Тем не менее приставки и видеокамеры делают по нашему чипсету.

— Передача данных через СОРМ — насколько это эффективно для оперативно-розыскных мероприятий?

— У ФСБ свои задачи. Они реально борются с террористами, экстремистами. Конкретно с нашей помощью в Свердловске было предотвращено несколько терактов.

— Насколько реализуем закон "пакета Яровой" о хранении звонков и трафика?

— Это колоссальные затраты. Операторов заставляют хранить огромные массивы данных, которые абсолютно не поддаются распаковке. Это просто выкачивание денег.

— Расскажите про свою ассоциацию, когда она была основана и сколько в ней сейчас участников?

— В ассоциации "Урал-Ост" не менее 12 участников. Она была основана в 2011 году после выхода постановления администрации города. От операторов потребовали снять все провода со столбов в течение трех месяцев. Мы тогда развернули активную деятельность. Подготовили доклады о том, что убрать провода под землю — это дорогостоящее мероприятие. Посчитали, что это могло обойтись минимум в 2 млрд рублей. И развернули колоссальную пиар-кампанию в СМИ.

— Какие еще цели у данной ассоциации?

— Достаточно широкие и общие. Это реализация судебной практики и ее экстраполяция на всех участников рынка, в частности, в деле с "Россетями".

— Закон о критической инфраструктуре доставляет неудобства?

— И КИИ, и вопросы, связанные с защитой персональных данных. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Но если хорошо организована структура внутри компании, все проблемы решаемы.

— Как справляетесь в условиях повышенного спроса на мощности коммерческих ЦОД?

— Мы сами являемся оператором коммерческих дата-центров.

— В каком направлении планируете развиваться дальше и в B2C-, и в B2B-сегментах? Каковы точки роста? Вы уже намекали, что расширяете деятельность в новостройках.

— Первая точка роста — новостройки. Вторая — системная интеграция. Это все, что касается систем пожарной безопасности, промышленной автоматизации, судов, видеонаблюдения. Работаем с крупными промышленными объектами во всей России.
Третья — видеонаблюдение. У нас "ползущая" экспансия, но мы закрепляемся на этом рынке.
Что касается B2C, сегодня конкуренция строится на том, как быстро вам ответил оператор техподдержки. Как быстро приехал ремонтник. Насколько цивилизованно, культурно с вами поговорил и объяснил все. Люди за это деньги платят. "Инсис" держит марку.

— Участвуете ли вы в госпрограммах, например, таких как "Безопасный город"?

— Да, конечно, принимаем участие, к нам идут. Наши филиалы в области работают в этом направлении. Не скажу, что миллионы или миллиарды зарабатывают на этом, но тема интересная.

— Какие трудности характерны именно для вашего региона?

— Трудности стандартные, но, если в целом, это — чиновники на местах, человеческий фактор.

— Испытываете ли проблему с кадрами? Можете сказать, что коллектив стареет и молодежь все сложнее заманить в компанию?

— Да, все сложнее и сложнее, но для того мы и нанимали людей, чтобы менять подходы. У нас кадры справляются — молодцы.
Сотрудничаем с УРТИСИ — Уральским технологическим институтом связи и информатизации. Мы там полностью реконструировали аудиторию, построили дополненную реальность. Наводишь камеру на QR-код и видишь, как трехмерная модель оси крутится. Более того, мы им сделали ультрасовременную лабораторию по охранным системам. И очень подружились с директором филиала института. Она получает возможность трудоустройства своих студентов, а мы — приток рабочей силы.

— Практика оплачиваемая или бесплатная?

— Оплачиваемая. Они получают полноценные зарплаты. То есть ребята не только приобретают опыт, а еще и зарабатывают.

— И сколько студентов у вас прошло практику? Кто-то остался?

— У нас в компании появились практиканты с позапрошлого года, но активно процесс пошел в 2024-м. Некоторые студенты начали работать с поправкой на учебный график. А выпускники по-разному: кто-то работает, кто-то уволился, кто-то только на практику приходил. На данный момент через нашу компанию прошло более 30 человек.
Для меня те, кто работает со мной — это моя команда. Как сказал один мой коллега: "Инсис" — это люди в широком смысле этого слова. Это в том числе и те, кому мы предоставляем наши услуги. Наша задача сделать так, чтобы про нас не вспоминали, потому что все работает как часы.