Воронежская компания "Эксперт Про" начинала свою деятельность с фирмы по ремонту компьютеров. Как было принято решение стать оператором связи, почему компания идет в малонаселенные районы, в чем специфика работы в приграничных регионах и как стоимость аренды опор мешает устранению цифрового неравенства, "Кабельщику" рассказал директор компании "Эксперт Про" Артем Столин.
Кабельщик: Расскажите об истории создания компании.
Артем Столин: Окончив институт, я сразу открыл свою фирму по ремонту компьютеров, или, как сейчас модно говорить, занялся IT-аутсорсингом. После нескольких лет работы нам поступил запрос от клиента с просьбой выступить в качестве подрядчика в организации канала связи по радио. Завершив реализацию данного проекта и посчитав направление интересным, я принял решение о необходимости получения лицензий в области связи, чтобы начать работать с крупными операторами связи в своем регионе. Таким образом на рынке телекоммуникационных услуг я уже более 15 лет.
Изначально мы были оператором последней мили для BIG4. А сейчас предоставляем скоростной доступ в интернет, объединение распределенной структуры предприятий в единую сеть передачи данных и видеонаблюдение с гарантией качества. Наши клиенты - владельцы частных домов и коттеджей, государственные и коммерческие предприятия, находящихся в Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Курской областях.

– Насколько выросли за годы работы?
– Начали с нуля, но за годы работы как оператор последней мили по радиоканалам мы подключили всю инфраструктуру Воронежской области (заправки, агрокомплексы, госучреждения и т.д.). А это несколько тысяч "последних миль". Можно сказать, что мы охватили весь рынок в своем регионе в данном сегменте.
После этого мы расширяли зону присутствия на соседние регионы – Белгородскую, Тамбовскую, Липецкую и Курскую области. А уже после того, как была исчерпана клиентская база по "последним милям", перешли на подключение физических лиц в малонаселенных и крайне удаленных пунктах Воронежской и Белгородской областей. Приоритетом всегда являлись населенные пункты, которые обходили стороной крупные игроки. Так и появилась миссия компании и вытекающий из нее слоган: "Интернет там, где его нет!".

– Сколько у вас абонентов на сегодня? Как работаете на расширение базы?
– На сегодняшний день у компании более тысячи абонентов в 20-ти сильно удаленных друг от друга населенных пунктах. Самый эффективный для нас способ привлечения клиентов – это работа в поле. Выезжаем, находим населенный пункт с отсутствием волоконно-оптической сети связи, начинаем процесс подключения, получаем доверие местных жителей, а, следовательно, и новых абонентов.
– Какие услуги оказываете? Какие из них приносят больше денег?
– Оказываем весь спектр услуг фиксированной связи, работаем с физическими и юридическими лицами, с госсегментом. Самый большой доход приносят крупные агрохолдинги.

– Много ли в целом конкурентов в вашем сегменте рынка? За счет чего конкурируете с крупными игроками?
– Конкурентов в нашем сегменте практически нет, для крупных операторов это деятельность нерентабельна, а для малого бизнеса – слишком затратна.
– Есть ли особенности работы именно в ваших регионах?
– В связи с тем, что мы работаем в приграничных регионах, где идут боевые действия, постоянно страдает наша инфраструктура, в результате чего периодически необходим ремонт и модернизация оборудования и перенос линий связи. А иногда восстановительные работы проходят под обстрелом в прямом смысле слова. Все работы проводим за счет собственных средств.
– В целом какие проблемы наиболее остро стоят для компании сейчас и как их возможно решить?
На данный момент у нас есть несколько проблем с подключением удаленных пунктов. Первая: цена аренды опор для прокладки кабеля, которая составляет около 400 рублей на одного абонента. При этом длина трассы оптоволокна составляет порядка 10-20 км на один населенный пункт с 50 абонентами, которых надо подвесить на энное количество опор.
В итоге все эти переменные сильно отражаются на ценообразовании для конечных клиентов. Мы, конечно, стараемся удерживать цены в адекватном диапазоне за счет личных средств компании. Но хотелось бы в сложившейся ситуации рассчитывать на льготы или субсидии от государства или муниципалитета, которые также стремятся к устранению цифрового неравенства.

При этом субсидии на строительство базовых станций выделяются "большой четверке", хотя мобильный интернет сейчас работает с сильными перебоями. А для предпринимателей, которые прокладывают оптоволоконные линии связи, никаких мер поддержки нет, только лишние обременения. Но именно они обеспечивают круглосуточную связь для граждан.
Вторая большая проблема в том, что из-за пристального контроля государства в сфере связи (СОРМ-2, СОРМ-3, пакет Яровой) компания снова вынуждена тратить немалые средства. Реализуя программы Минцифры РФ, ФСБ РФ, Роскомнадзора РФ, мы не перекладываем финансовую ответственность на абонентов, в связи с чем испытываем повышенную финансовую нагрузку.

Хочется также отметить, что есть и другие практически невыполнимые и сильно забюрократизированные задачи. А именно согласование переходов автомагистралей, ЖД-путей, прокладки кабеля в грунте. При этом некоторые операторы идут по пути варварской прокладки без согласований. Но мы продолжаем действовать исключительно в рамках закона, что сильно усложняет нашу работу.
Кроме того, с учетом действующего ценообразования, видим, что адекватная ежемесячная абонентская плата должна составлять 4-5 тыс. рублей от одного клиента из малонаселенного пункта, а не 800-850 рублей. При этом мы понимаем, что большую сумму абонентам платить не под силу. В связи с этим нам, безусловно, требуется государственная поддержка.
– Есть ли сложности с поиском квалифицированных кадров? Как решаете проблему?
– Сложности с поиском новых сотрудников присутствуют, особенно не хватает монтажников связи, тех самых рядовых сотрудников. Стараемся беречь своих ключевых сотрудников, а в поиске новых используем, как и большинство компаний, стандартные методы – сайты, объявления.
– Испытываете ли дефицит оборудования в связи с внешней ситуацией?
– Дефицита нет, но есть проблемы с ценообразованием на это оборудование. За последние четыре года рост просто колоссальный, что значительно сказалось на расходах компании, при условии, что соразмерного повышения цен на услуги связи не предвидится.
– Были ли сложности с внедрением СОРМ и ТСПУ?
– Внедрение СОРМ – это моя боль! Все началось с покупки необходимого оборудования и лицензии у крупного, рекомендованного нам поставщика. Мы потратили значительную сумму – 2,5 млн рублей в 2019 году для 300 абонентов в малонаселенных пунктах с тарифом 700 рублей.
После поставки оборудования, начался процесс внедрения системы, который так и не завершился. Было пройдено тысячи кругов ада, постоянно взаимодействовали с Роскомнадзором, писали письма в Минцифры РФ с просьбой посодействовать в решении возникшей ситуации. Даже обращались к Президенту РФ. Вся структура власти в области связи была в курсе проблемы, что интегратор Х, аккредитованный Минцифры, так и не смог выполнить интеграцию СОРМ-2 и СОРМ -3 за 5 лет! При этом деньги за поставленное оборудование уже невозможно вернуть, поскольку за время внедрения системы срок исковой давности был пропущен.
Проблему решить помогло лишь обращение к другому поставщику оборудования и интегратору, что потребует от нашей организации в общей сложности 5 млн рублей в 2025-2026 годах. На сегодняшний день с новым интегратором все сдается успешно в кратчайшие сроки. Например, СОРМ-2 сдали за три месяца с момента поставки оборудования.
– В каком направлении дальше вы планируете развиваться?
– Приоритетным направлением деятельности является устранение цифрового неравенства в малонаселенных удаленных пунктах, где нет никакого интернета, кроме мобильного, который из-за атак ВСУ постоянно глушат.
