
Компания Home Net Telecom работает на, пожалуй, самом насыщенном услугами связи рынке в стране. В столичном регионе много нюансов ведения бизнеса, но организация сумела найти своего клиента и справиться со всеми возникающими трудностями. О специфике работы небольшого оператора в Москве и становлении компании рассказала заместитель генерального директора Home Net Telecom Надежда Смирнова.
- Расскажите об истории создания компании. С какой услуги начинали?
- Наша компания создана в 2000 году для оказания услуг в качестве таможенного брокера и успешно развивалась в этом направлении до 2010 года. В 2002 году собственники решили попробовать новое направление деятельности – оказание услуг связи населению города Москвы. К делу подошли со всей ответственностью и сначала выбрали свободный домен – hnt.ru и фирменное наименование Home Net Telecom.
Для освоения нового направления привлекли лучших специалистов и использовали самое лучшее оборудование, ведь среди конкурентов на тот момент были лишь коаксиальные сети. Или, в лучшем случае, небольшие участки оптических линий небольших операторов связи, да и просто групп единомышленников, которые просто собирали наличные деньги у абонентов и работали без лицензий. Мы же подошли к делу серьезно, проводили проектно-изыскательную работу, проектирование и согласование размещения оборудования с собственниками и управляющими компаниями. Понимали, что большие вложения и работа в соответствии с требованиями законодательства в перспективе должны окупиться, и мы не просчитались. То, что все сооружения связи были сданы в соответствии с действовавшими на тот момент Правилами ввода в эксплуатацию, помогло нам доказать правомерность размещения своих сооружений и линий связи в многоквартирных жилых домах. Созданная внутри компании электролаборатория позволила оперативно подготовить, согласовать и заключить договора электроснабжения с "Мосэнергосбытом" по каждому нашему потребителю.
- Насколько выросли за годы работы? Если можете, приведите цифры.
- С 2002 по 2005 год, оказывая услуги лишь в нескольких микрорайонах московского района Марьино, мы подключили около полутора тысяч абонентов. Посчитали, что такие темпы нас не устраивают, и начали активно развивать отдел маркетинга и прямых продаж. Уже к 2012 году у нас было более 25 тыс. абонентов широкополосного доступа в интернет. В том числе в уже вновь построенных сетях передачи данных в Марьино, Люблино, Братеево и Северное Чертаново. Тогда мы уже построили собственный магистральный кабель связи, связывающий районы присутствия, центральный узел и М9. Внутрирайонная сеть была уже с пропускной способностью в 1 Гбит/с, а межрайонная – 10 Гбит/с, что могли себе позволить только крупные игроки телеком-рынка.
На пике развития мы столкнулись с недобросовестной конкуренцией со стороны некоторых операторов связи. Они стали создавать условия, при которых мы должны были отдавать часть выручки, поступившей от наших абонентов, управляющим компаниям. И зачастую под придуманные договора. Стали появляться проблемы с доступом, стали вырезать наши сети десятками. Мы переключились на защиту своих законных прав. Развитие сети приостановилось. Пришлось отстаивать бизнес, что отвлекло массу сил, энергии и финансовых затрат. При этом на рынок пришли и крупные игроки (МГТС, QWERTY, Билайн, Corbina), которые стали переманивать к себе наших клиентов, предлагая комбо тарифы с домашним телефоном, безлимитный интернет с роутерами в подарок… Кто-то пролоббировал отмену действующих Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, и на рынке начался хаос – строили все и много. Качество услуг начало катастрофически падать, в МКД слаботочные стояки просто забивались витой парой, а в технических помещениях от количества ящиков с оборудованием операторов стало невозможно пройти. В одном многоквартирном доме в Марьино могло работать одновременно больше 14 операторов, абоненты в течение нескольких дней меняли провайдеров. УК почувствовали, что на операторах можно заработать.
К сожалению, к 2018 году мы потеряли большую часть своей абонентской базы, не выдержав конкуренции. При этом увидели, что с рынка многие операторы ушли, а крупные игроки, поглотив мелких, просто не справляются с наплывом клиентов.
- Сколько у вас абонентов на сегодня? Как работаете на расширение базы? Какие решения наиболее эффективны?
- Сейчас у нас снова рост абонентской базы, потому что многим нужны не только качественные услуги связи, но и качественный сервис, грамотная техническая поддержка. Единственным препятствием для перехода к нам являются не совсем честные действия со стороны некоторых операторов связи, которые "подарили" абоненту приставки, роутеры и так далее. Теперь, при расторжении договора, требуют оборудование оплатить или вернуть где-нибудь в офисе в Новой Москве. И если бы не эта проблема, цифра в 25 тыс. абонентов нами была бы снова взята. Тем более был принят закон о недискриминационном доступе.
- Какие услуги оказываете? Что приносит больше денег?
- Услуга, которая приносит основной доход – доступ в интернет для физических лиц. Есть, конечно, OTT-сервис и другие сопутствующие услуги. Присутствуем в различных точках города Москвы (в том числе на М9) официально оформленным магистральным кабелем. Оказываем услуги связи юридическим лицам, что также приносит нам доход.
- Много ли в целом конкурентов в вашем сегменте рынка? За счет чего конкурируете с крупными игроками?
- Наблюдаем спад интереса у бизнеса в выходе на рынок услуг связи. И как не странно, это нас не радует. Считаем, что только в конкурентной борьбе бизнес развивается, а в ее отсутствие качество услуг ухудшается. Раньше мы могли свободно общаться с конкурентами, находить общий язык, выручать друг друга. Подсказывать новые технические решения в разных областях. Сейчас этого нет. Крупные игроки телеком-рынка проигрывают малому и среднему бизнесу – у него нет той подвижности и моментальной "поднастройки" под клиента. Нам очень легко забирать клиентов у крупных игроков, которые пообщались с роботом, обученным искусственным интеллектом. У нас везде живые люди, и когда у абонента возникают вопросы, с ним говорит человек. А это сейчас очень важно.
- Какие особенности работы именно в вашем регионе?
- Основная особенность именно в столице – подвижность абонентской базы. Смена места жительства в городе Москве – нормальная ситуация. Многие снимают и сдают квартиры, что накладывает отпечаток на нашей работе. Зачастую, заключая договор, понимаем, что он по этому адресу у нас уже десятый. А это значит, что нужно предыдущие девять закрыть. Есть и другие сложности – невозможно нормально донести рекламу до населения. Сейчас не работает старый способ прямых продаж – просто никто не открывает в Москве дверь в квартиру и не разговаривает с незнакомцами. Почтовые ящики очищают дворники или сами жители, выбирая только квитанции и нужную корреспонденцию. Все остальное отправляют в мусорную корзину. Домофоны на уровне города распределены между несколькими компаниями, и зайти на этот рынок практически невозможно, такая же ситуация с кабельным телевидением.
- Есть ли сложности с поиском квалифицированных кадров?
- У нас устоявшийся коллектив, который уже много лет работает в одном и том же составе. Да мы немного сократили штат, но костяк остался прежним, равно как и подход к работе.
- Были ли проблемы с внедрением СОРМ?
- Всегда шли в ногу со временем и среди первых на сети реализовали требования СОРМ. Сейчас нам уже нужна модернизация, так как вышли новые требования, но мы держим руку на пульсе.
- Как часто вас ддосят? Как решаете проблему?
- С этой проблемой столкнулись намного раньше остальных, так как наша сеть была изначально построена по аналогии с сетью большой корпорации. Мониторили и видели, как растет "паразитный" трафик снаружи и внутри. А также количество зараженных устройств у абонентов. Раньше сотрудничали с крупными российскими компаниями – производителями антивирусных решений. Но потом они отказались от нашего предложения по созданию системы мониторинга и блокировки абонентских устройств, зараженных ботнетами. И мы сделали свою систему блокировок, которая работает эффективно и в настоящее время. Для отражения внешних угроз используем уже готовые решения и взаимодействуем с вышестоящими операторами связи.
- В каком направлении дальше планируете развиваться?
- Время не стоит на месте, и мы видим, что все вокруг развивается. Сталкиваемся с новыми вызовами, растут требования к операторам. Составили новый план развития бизнеса как в телекоме, так и в немного другой отрасли.