Фокус на Россию: как контент про внутренний туризм завоевывает зрителя

21.04.2025 19:44

В 2024 году туризм оставался одной из самых привлекательных тем для российских зрителей, и телеканалы активно поддерживают эту тенденцию. С каждым годом растет интерес к программам, посвященным исследованию неизведанных стран, культур и уникальных мест по всему миру. После пандемии в новых геополитических реалиях и с новых сторон стали открываться туристические маршруты по Родине: от российской глубинки, где бережно хранят традиции, до миллионников, что поражают туристов техническим прогрессом.

Как все это повлияло на контент: его разнообразие, производство и закупку? "Кабельщик" побеседовал с телеканалами о путешествиях и туризме и выяснил, как они адаптируют программную сетку к современным реалиям и предпочтениям аудитории, какие проекты и форматы стали ключевыми в минувшем году и какой контент все же занимает лидирующие позиции в мире телепутешествий: российский или зарубежный?

"Глазами туриста"

Артем Войтюк, директор телеканала "Глазами Туриста" 

Интерес аудитории к путешествиям несмотря ни на что, растет, особенно в условиях ограничений, когда люди ищут вдохновение для будущих поездок или изучают свою страну. Однако, предпочтения несколько трансформировались. Пользуются любовью спокойные, умиротворяющие путешествия, динамика контента которых не столь стремительна, как раньше. Также стало больше запроса на контент о путешествиях по России, по СНГ, к "дикому" туризму теперь больше внимания, чем раньше.
Наш канал активно поддерживает внутренний туризм, участвует в различных фестивалях и мероприятиях. Бо́льшая часть наших программ посвящена путешествиям по России, включая малоизвестные уголки. Авторы начали уделять внимание уникальности отечественных маршрутов. Например, Кавказ, Кольский полуостров, Байкал, Камчатка и Урал стали "новыми звездами" туристического контента. Мы сотрудничаем с путешественниками, проживающими в различных уголках страны, чтобы создать контент, который отражает аутентичность региона. 
Программы о путешествиях по России стали более востребованными, так как они отвечают потребностям зрителей здесь и сейчас. Однако контент о труднодоступных странах сохраняет свою популярность благодаря эмоциональному и познавательному потенциалу, особенно если в нем уделяется внимание советам — как проще и выгодней добраться в ту или иную страну. Зрители хотят вдохновения, а задача телеканала — дать им это, независимо от границ.

Спрос на контент о заграничных путешествиях, вопреки ограничениям, сохраняется и растет в определённых сегментах. Люди ищут вдохновение, новые знания и эмоции, которые помогают им пережить сложные времена и строить планы на будущее. 
Так же мы активно освещаем направления, которые остаются доступными для россиян, например Казахстан, Киргизию, Беларусь. Эти страны привлекают зрителей культурной близостью, простотой организации поездок и разнообразием маршрутов, что делает их особенно популярными в условиях ограничений на дальние путешествия.
Объемы производства контента о заграничных путешествиях практически не изменились, несмотря на текущие сложности. Мы активно сотрудничаем с авторами, тревел-блогерами, которые продолжают снимать увлекательные материалы во время своих поездок за границу. При этом объемы контента о путешествиях по России заметно выросли.

В 2024 году на нашем телеканале особой популярностью пользовались программы о спокойных семейных путешествиях по самым глухим и малоизвестным уголкам России. Зрители ценят такие передачи за их искренность, атмосферность и возможность узнать о местах, которые часто остаются вне туристических маршрутов. 
Мы будем продолжать развивать этот контент в 2025 году, добавляя новые маршруты, истории и форматы, чтобы сохранять высокий интерес зрителей.

Travel+Adventure

Катерина Харитонова, программный директор

Интерес аудитории к контенту о путешествиях возрос, несмотря на сложности, связанные с реальными поездками. Хотя зрителям стало труднее путешествовать, их увлечение этой темой не ослабевает, что подтверждается растущими цифрами телесмотрения.

Travel+Adventure активно адаптируется к новым условиям, стараясь сохранить баланс между предложением зарубежного и отечественного контента.

Несмотря на рост популярности программ о путешествиях по России, зрители также проявляют интерес к контенту о зарубежных странах. Вероятно, это связано с тем, что многие рассматривают зарубежные программы как мечту о путешествиях. Переориентирование тематических каналов на внутренний рынок возможно создало дефицит иностранного контента, что усилило интерес к зарубежным программам, и Travel+Adventure занимает эту нишу.

Более востребованным стал контент о путешествиях в страны СНГ. Телеканал Travel+Adventure выделил отдельный блок спецпрограммирования, посвященный этому сегменту.

Пандемия, безусловно, привела к резкому снижению производства контента о заграничных путешествиях, но сейчас мы наблюдаем активный рост, поскольку его создатели стремятся наверстать упущенное время. Уникальный качественный контент о зарубежных направлениях становится особенно актуальным для привлечения зрителей и удовлетворения их запросов.

С закупкой зарубежных программ сейчас действительно могут возникнуть сложности. Но несмотря это, мы стремимся удовлетворить запрос зрителей, желающих видеть разнообразие контента.

Самые востребованные программы за 2024 год делятся на 2 категории: наши хиты в виде новых сезонов и новые премьеры. Среди сезонов популярных программ можно выделить "Под стук колес", "По течению Великих рек" и "Романтическое путешествие под парусами". Среди программ: "Ничего себе маршрут", "Океания. Взгляд за горизонт", "По берегам Атлантики" и "Фокус на острова".

Программные планы на 2025 год соответствуют текущему направлению, однако редакция Travel+Adventure рассматривает расширение тематики и стремится внедрять новые концепты и идеи.

"Неизвестная Россия"


Екатерина Вечканова, Главный редактор телеканала "Неизвестная Россия", директор Департамента телесети НТВ

Увлекательные, хорошо снятые программы и фильмы всегда вызывают интерес у аудитории. Зрителям любопытно посмотреть, как живут люди в других странах. А с учетом изменения карты полетов, акцент все больше смещается на путешествия по России. И тут важно подсказать нашим зрителям куда можно отправиться за новыми впечатлениями.

В эфире телеканала "Неизвестная Россия" большая часть фильмов о путешествиях именно по нашей стране. Мы выбрали лучшие познавательные программы и документальные фильмы о разных уголках нашей необъятной страны, куда было бы интересно поехать. В сетке вещания телеканала предусмотрены тематические дни и утренняя линейка о путешествиях.

Флагманским проектом о путешествиях на канале стала программа "Поедем, поедим!". Большой популярностью пользовались: циклы программ "Весь мир — Россия", "Вне зоны", "Малая земля", документальный фильм "Федор Конюхов. Тихоокеанский затворник", блог-тур "Малые народы".

В 2025 году мы продолжим показ фильмов и программ, которые нравятся нашему зрителю и расширим линейку фильмами об отечественных туристических проектах. Нам очень важно показать жителям страны туристический потенциал субъектов РФ, чтобы каждый смог выбрать место для отдыха и открыть Россию заново.

"Телепутешествия"


Дарья Конончук, редактора канала

Вопреки мнению о том, что красочные программы о туризме и странах, куда в нынешних условиях невозможно поехать, могут вызвать у зрителей раздражение, этого не произошло. Данные по телесмотрению показывают регулярный прирост аудитории "Телепутешествий", из чего можно сделать вывод, что тревел-тематика по-прежнему актуальна.

Вряд ли контент о путешествиях по России стал преобладать над передачами про мировой туризм. В какой-то момент на рынке наступило затишье, но производители оперативно перестроились под новые условия и баланс тематических программ практически вернулся к исходным данным.

Канал "Телепутешествия" съемок за границей на данный момент не ведет. Но и трудностей с закупкой контента о путешествиях за границу не наблюдается. Также нет проблем с приобретением зарубежного контента. Некоторое время были небольшие задержки, но на сегодняшний день взаимодействие налажено.

Среди аудитории канала "Телепутешествия" популярностью пользуются наши собственные проекты "Три дня на отпуск", "Тревел-Чек" и "Шесть чувств". Они стабильно попадают в рейтинги телесмотрения. У каждой программы своя аудитория. Одни зрители отдают предпочтение передачам про экзотические уголки, куда практически невозможно добраться, другие, напротив, не пропускают программы про путешествия по нашей стране.

"Поехали!" 


Кирилл Зотов, шеф-редактор телеканала

Интерес аудитории к туризму и путешествиям по России неуклонно растет. Люди стали больше исследовать свою страну, открывать новые места и ценить это. Данные Росстата подтверждают: в 2024 году российские и иностранные туристы совершили рекордное число поездок по России — отметка достигла почти 80 млн. Телеканал "Поехали!" активно поддерживает этот тренд, предлагая зрителям контент, посвящённый отдыху, отпуску, выходным, свободному времени, путешествиям по своей стране.

С момента масштабного перезапуска телеканала в апреле 2024 года, в круглосуточном эфире — рекомендации, актуальная и востребованная информация по планированию путешествий: прогноз погоды, сюжеты о малоизвестных и труднодоступных местах, советы по выбору маршрута и экипировки. Здесь можно узнать, как начать заниматься серфингом даже в холодных северных водах и какой толщины должен быть гидрокостюм, где находится первый российский отель, напечатанный на 3D-принтере, что выбрать: активный приключенческий туризм, глэмпинг с комфортными палатками или караванинг на автомобиле. А гости эфира, эксперты и известные путешественники, знакомят аудиторию с новыми направлениями и вдохновляют на новые открытия, в том числе и своих возможностей.

На сегодняшний день в арсенале канала 100% контента — проекты собственного производства.