
Использование ИИ (искусственного интеллекта) в телеиндустрии открывает новые возможности для создания и восприятия медиаконтента, улучшая качество, персонализацию и взаимодействие со зрителями. "Кабельщик" узнал, каким образом ИИ трансформирует телевидение в России и какие новые перспективы он создает для этой сферы.
Черновая работа
Чаще всего работники телеканалов отдают на аутсорс своим "цифоровым помощникам" рутину и мехнические задачи. А результат ИИ-работы всегда проверяет штатный сотрудник.
Например, на телеканале "Глазами туриста" искусственный интеллект активно используют в повседневной работе, он уже стал важной частью многих процессов.
"Почти все рутинные задачи сейчас автоматизированы с помощью ИИ, что позволяет команде сосредотачиваться на более креативных и стратегических аспектах. Стоит отметить, что ИИ мы используем для базовой обработки задач, но после всегда все проверяет редактор. Полностью доверить ИИ задачи без проверки, на наш взгляд, пока невозможно", — делится директор телеканала Артем Войтюк.
В медиахолдинге "Цифровое Телевидение" искусственный интеллект используют уже не первый год. "Начинали, когда это еще не было мейнстримом, — сперва как режиссерский ход в рамках проекта "Истории болезней" на "Науке", а сейчас достаточно активно применяем и на стадии разработки проектов, и для межпрограммных форматов, и в работе с видео на стадии монтажа, в озвучке, производстве графики, при дубляже на некоторые зарубежные языки", — рассказывает заместитель генерального директора по познавательному телевещанию и цифровым технологиям медиахолдинга "Цифровое Телевидение" Григорий Ковбасюк.
Аудиоадаптация
Перевод на иностранные языки и даже диалекты — еще один козырь ИИ на ТВ. Если технология хорошо проработана и обучена, она помогает оперативно решать вопросы дубляжа, особенно, если этого вдруг требует закон.
Например, в июне 2024 года Президент Казахстана подписал закон "О масс-медиа", в соответствии с которым был установлен обязательный объем телепрограмм на государственном языке. И телеканал "Союзмультфильма" "Мультиландия", выполняя законодательные требования республики, провел локализацию контента в стране. Для перевода, дубляжа и субтитрирования анимационного сериала "Простоквашино" на казахский язык были применены разработки компании "Синтерра Медиа" на базе искусственного интеллекта. Без контроля не обошлось: работу курировали редакторы-лингвисты, носители казахского языка.
Директор проекта "Медиалогистика" компании MSK-IX Григорий Кузин считает, что практика использования искусственного интеллекта для титрования медиаконтента сегодня переживает бурный рост как в России, так и во всем мире.
"ИИ активно применяется для транскрибации речи в текст, автоматического создания субтитров и их перевода на различные языки. В целом, можно сказать, ИИ уже стал неотъемлемой частью процесса титрования, но, тем не менее, сервисы на базе ИИ еще не идеальны и сталкиваются с некоторыми проблемами. Часто ИИ не может точно разделить реплики по ролям или качественно справиться с посторонними шумами".
"Наша технология ИИ-субтитров позволяет получить адекватный результат с минимумом ручной правки. Система не только точна в распознавании и расстановке меток, но и обрабатывает час видео всего за шесть минут", — поделился менеджер платформы "Медиабаза" Дмитрий Рассадин. Этот инструмент, наряду с возможностью ИИ-озвучки (особенно для документальных фильмов), значительно упрощает локализацию контента для разных рынков. Искусственный интеллект также помогает автоматизировать создание текстовых описаний и промо-роликов.
Цифровая кисть
Помимо помощи с контентом в аудио-формате, технологии ИИ успешно применяются в обработке визуала. Так, одна из суперспособностей, которой обладает искусственный интеллект, — художественная реставрация кадров. Например, в компании "Star Media" при работе над масштабным документально-драматическим проектом, приуроченным к 80-летию Победы, технологии ИИ активно используют при раскрашивании документальной хроники Великой Отечественной войны.
"Искусственный интеллект работает таким образом, что выдает очень качественную базу, по сути, основу определенного фотографического колорита. Он создает ее и достаточно успешно. Но это не имеет права на существование и не работает без творческого осмысления, без художественной задачи и без кропотливого труда целой команды художников буквально над каждым кадром", — рассказывает главный художник колоризации шестисерийной документальной драмы "Победа", созданной Телекомпанией "Мостелефильм" совместно с Первым каналом при поддержке "ИРИ" Екатерина Выходцева.
Сейчас ИИ предлагает определенную цветовую палитру, что, говоря простым языком, превращает изображение в цветную фотографию. Затем каждый кадр видео обрабатывают художники с использованием принципов мультипликации и анимации. Если маски смещены с объектов, их корректируют вручную, как и цветовые оттенки, если ИИ не совсем точно накладывает их на объекты. Кроме того, настроение сцены также создается в ручном режиме, поскольку творческая составляющая зависит от людей. А это очень важный аспект.
"ИИ очень полезный инструмент, но он ничего не делает за человека. Это подспорье, которое не заменяет творческую единицу в виде думающего профессионала, предлагающего собственные художественные решения. Поэтому можно сказать, что искусственный интеллект является сегодня таким же инструментом, как в свое время появившиеся фоторедакторы, тот же Photoshop или другие инструменты для создания и редактирования изображений. Да, что-то наскоро достаточно эффектно нейронная сеть может скомбинировать, но при создании серьезного масштабного произведения пока самостоятельно ИИ ни с чем не справляется. Все это делают люди с его помощью, пользуясь им исключительно как инструментом", — резюмирует Выходцева.
Рекламный ИИ-блок
В задачах, где требуется объединение звука и картинки, искусственный интеллект также часто востребован. Например, телеканал "Неизвестная Россия" занимается производством эфирных ID с использованием ИИ.
"С марта этого года зрители канала могут наблюдать новые заставки с живыми актерами и персонажами, созданными с помощью искусственного интеллекта. Это позволяет зрителю погрузиться вместе с нашими героями в мир искусства, истории, научных открытий", — рассказывает Екатерина Вечканова, Главный редактор телеканала "Неизвестная Россия", директор Департамента телесети НТВ.
Интеграция в эфир
На некоторых телеканалах ИИ из рекламных блоков переходит в основную сетку вещания. Компания CDNvideo совместно с каналом ВГТРК в Чувашии оцифровали ведущую телеканала, ее аватар "НейроЕлена" выходил в эфир с прогнозом погоды в утреннем выпуске новостей. Рубрика отличалась характерным названием — "Нейропогода". Позже даже состоялось интервью живой ведущей и ее виртуального двойника.
Для телеканала "Саха" в Якутии цифровых аватров обучили языку коренных жителей региона. Аналогичный кейс с использованием ИИ компания реализовала в Казахстане.
Таким образом, ИИ помогает сохранять и поддерживать аутентичную языковую культуру.
Решение CDNvideo основано на технологии text-to-video, которая предназначена для генерации видео на основе текстового описания. Для этого нейросети анализируют запрос, определяя контекст и другие параметры, заданные автором, и генерируют видео с эффектами и уникальными особенностями. Некоторые программы даже добавляют соответствующий саундтрек, чтобы усилить эмоциональное восприятие зрителей. Все это возможно благодаря интеллектуальным алгоритмам, что позволяет создавать контент автоматически, без необходимости вмешательства человека.
Нейросетка вещания
Однако компетенции искусственного интеллекта на телевидении уже давно выходят за рамки рутинных, механических и даже креативных задач в производстве контента. Например, компания "Мастер решений" с помощью ИИ подбирает контент для региональных каналов. Нейронные сети помогают формировать сбалансированную сетку вещания, учитывая не только жанры, но и более узкие предпочтения целевой аудитории, чтобы удержать зрителей, демонстрируя им наиболее релевантный их предпочтениям контент.
Принцип работы такой: нейронная сеть анализирует большие данные, собранные у телеком-операторов, и оценивает, какой контент наиболее востребован у разных групп зрителей. При этом ИИ учитывает не только базовые параметры, такие как жанр или год выпуска, но и более тонкие детали. Например, система может рекомендовать детективы, где главный герой — женщина, или комедии с определенным типом юмора, который популярен в конкретном регионе. Это позволяет создавать персонализированные рекомендации для каждого канала, учитывая его специфику и аудиторию.
"Зачастую региональные каналы подбирают контент по субъективным принципам личностных предпочтений, что не всегда совпадает с предпочтениями аудитории канала, — отмечает Анна Кременецкая, генеральный директор "Мастер решений". — Мы работаем над тем, чтобы подобрать контент, отвечающий интересам целевой аудитории. Например, если аудитория канала предпочитает сериалы с сильными женскими персонажами или документальные фильмы о природе, ИИ это учитывает". И такой подход отлично работает, эффективность прямо отражается на росте телесмотрения.
ИИтоги
Искусственный интеллект активно проникает в сферу телевидения, меняя способы создания и потребления медиаконтента. Он улучшает качество видео и аудио, автоматизируя обработку изображений и очищая звук, что делает просмотр более приятным.
В производстве контента технологии искусственного интеллекта упрощают процесс, позволяя сценаристам генерировать идеи и создавать видеоролики с минимальным участием человека. Также нейросеть активно используется для анализа аудитории и оптимизации маркетинговых стратегий, а это способствует увеличению доходов.
Искусственный интеллект позволяет персонализировать контент, анализируя предпочтения зрителей и предлагая индивидуальные рекомендации, что значительно повышает удовлетворенность пользователей, тем самым увеличивая телесмотрение.
Однако сейчас искусственный интеллект — лишь инструмент, и только живой человек может задать ему нужный промпт.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии