Карманный оператор

28.09.2012 12:28

По данным Cisco к 2016 году доля видео в трафике, передаваемом по Интернету, достигнет 90%. Очевидно, что значительную часть в этом потоке будут занимать не только ролики с YouTube, но и видеоконтент OTT-сервисов и мобильных приложений. Мы решили заострить своё внимание на последнем и подробно рассказать о нём на примере компании СПБ ТВ и её одноимённого мобильного приложения SPB TV. 

Основы
 
Как и любой другой продукт, мобильное телевидение делится на несколько составляющих — непосредственно видеоконтент, сети, по которым он передаётся и технологии, с помощью которых этот процесс осуществляется. А цепочка тех, кто во всём этом участвует, состоит из операторов беспроводной интернет-сети, правообладателя контента и провайдеров технологического решения.
 
По словам Александры Мильциной, менеджера по маркетингу SPB TV, техническое решение либо полностью разрабатывается провайдером, либо собирается по частям от нескольких разработчиков. «В любом случае оно обязательно включает в себя головную станцию для получения сигнала, кодирования его в разных форматах и качествах, в зависимости от устройств-получателей, затем стриминга видеосигнала на устройства пользователей, где его воспроизводит клиентская часть. Чем совершеннее клиент, тем больше дополнительных полезных и интерактивных функций он предлагает пользователю. Кроме того, решение обычно включает в себя биллинговую систему (или интегрируется с биллингом оператора), инструменты для защиты контента, а также сервисы авторизации пользователей», — говорит Александра. 
 
Что касается непосредственно SPB TV, то его решение включает в себя головную станцию, состоящую из транскодера (SPB TV Encoder), стримера (SPB TV Streamer) и платформ, отвечающих за дополнительные функции (TV Guide Server, Thumbnail Server, VOD Server, AdvertisIng Platform, Authorization Server и другие). Для трансляции используются протоколы RTSP, HTTP Adaptive Streaming (HLS), Microsoft Smooth streaming, Adobe HTTP Dynamic Streaming и MPEG-DASH. Во всех протоколах реализован адаптивный битрейт. 
Платформа SPB TV генерирует видеопоток в нескольких вариантах качества и поддерживает формат HD и даже популярный сейчас «объёмный» формат 3D. Причём приложение доступно для всех существующих мобильных операционных систем — iOS, Android, bada, Windows Phone, Symbian, Blackberry и пр.
 
«Компании пришлось самостоятельно преодолевать такие проблемы, как большая удаленность подписчиков друг от друга, их требовательность к стабильности вещания, ассортименту каналов и удобству интерфейса, а также необходимость монетизации сервиса. Чтобы сделать систему гибкой, легко настраиваемой и экономичной с точки зрения отсутствия затрат на интеграцию различных технологий, все элементы решения были разработаны специалистами SPB TV», — делится Александра Мильцина.
Право на контент
 
Как и в случае с кабелем, IPTV и т.д. трансляция телевизионной продукции в мобильном приложении осуществляется на основе лицензионных и/или связных договоров. Желание каналов идти на сотрудничество зависит от наличия у них прав под данный вид распространения, всё остальное — вопрос переговоров и степени открытости позиции по данному вопросу.
 
Что касается непосредственно контента, то, согласно опросу SPB TV, самой любимой категорией телеканалов, которые смотрят по своим мобильникам абоненты со всего мира, оказались «Фильмы и сериалы», причем как в «живом» вещании, так и в записи (VOD). Следующими по популярности значатся категории «Путешествия и познание мира» и «Новости».
 
Карманное телесмотрение
 
Количество пользователей мобильного ТВ в мире не так уж мало. У одного только SPB TV 20 миллионов подписчиков. «За последний год количество пользователей удвоилось, а по сравнению с позапрошлым годом изменилось на порядок и продолжает расти», — комментирует Мильцина. 
 
Кстати, у компании есть весьма интересное исследование в этом направлении. В мае 2012 года SPB TV опросила 47 000 респондентов из разных стран, среди которых были преимущественно пользователи мобильного ТВ и любители различных мобильных приложений, на предмет мнения о мобильном ТВ, требованиям, которые к нему предъявляются и востребованности услуги.
 
В результате этого исследования выяснилось, что средняя продолжительность просмотра телевидения на мобильных устройствах составляет от 20 минут до получаса. 36% респондентов обычно смотрят мобильное ТВ более 30 минут непрерывно, еще 23% проводят за портативным «телевизором» от 20 до 30 минут. Большинство участников опроса (39%) включают ТВ на мобильном несколько раз в день, 27% — несколько раз в неделю. «Основываясь на этих результатах, можно сделать вывод, что мобильное ТВ стало удобным сервисом, который для некоторых людей даже способен заменить традиционное ТВ. Это предположение подкрепляется тем фактом, что 60% респондентов утверждают, что чаще всего смотрят мобильное ТВ, находясь дома», — добавляет Александра Мильцина.
 
Что касается параметров оценки сервиса, то одним из важнейших называется способность работать в различных беспроводных Интернет-сетях: Wi-Fi, 3G, Edge, LTE и т.д. (для 57% респондентов это чрезвычайно важно). Следом идёт качество видео (50%), цена (49%), наличие местных телеканалов (44%) и общее количество каналов (43%). Юзабилити также значимый параметр, только 4% опрошенных не придают ему значения.
 
Монетизация
 
Конечно, указанные выше цифры демонстрируют нам весьма высокую востребованность мобильного телевидения среди населения. Однако, востребованность — это хорошо, но в итоге во главу угла всё равно становится прибыльность проекта. Как получить выручку от подобного приложения, нашему порталу рассказал Петр Щербаков, директор по контенту SPB TV: «В настоящее время мы реализуем несколько моделей монетизации. Первая — оплата за абонентов платных пакетов, в составе которых представлен целый пул правообладателей. Вторая — реализуя нашу концепцию „Витрины (Магазина) контента“ (Channel Store), мы предоставляем одному правообладателю уникальную возможность самостоятельно реализовывать свой контент на нашей витрине: пакетно или по отдельности. При этом мы, как магазин, имеем только комиссию, финальную же стоимость (EUP) сообщает правообладатель. Обилие каналов, продаваемых по отдельности, позволяет пользователю самостоятельно формировать пакет под свои потребности. На наш взгляд, это достаточно честная модель. Третья и самая главная модель — деление доходов, полученных с рекламы. У нас есть уверенность, что на экранах, отличных от домашних ТВ, большие доходы ОТТ-сервисы могут получать, только реализуя рекламную модель».
 
Третья модель хоть и самая прибыльная, но именно с ней пока возникают основные сложности. Главная проблема связана с тем, что статистические компании, вроде TNS, не включают данные о мобильном телевидении в свои отчёты. В связи с этим обладатели прав на контент (телеканалы) не получают средств от показов рекламы внутри эфира. 
 
Если говорить о преимуществах размещения рекламы в подобных приложениях, то, допустим, SPB TV позволяет сделать её интегрированной в поток, таргетированной по таким параметрам, как пол, возраст, местоположение, тип устройства, операционная система, оператор сети, даже интересы и контентные предпочтения. А это способствует созданию не только узко таргетированных, но даже персональных месседжей.
 
Ещё одна модель монетизации, разработанная специально для мобильного ТВ — пре-роллы (реклама, которая демонстрируется пока канал загружается). «Она не прерывает и не задерживает вещание, а потому не вызывает негативных эмоций у пользователей, зато получает максимум их внимания. CTR рекламы в приложении SPB TV — 10%, какая ещё интернет-площадка сможет похвастаться такой эффективностью? Крупные компании постепенно начинают понимать выгоду рекламы в мобильном ТВ, и мы надеемся, что очень скоро этот рынок будет полностью освоен», — говорит Александра Мильцина. 
 
Подводные камни
 
Можно долго рассказывать про то, какими замечательные возможности сулит мобильное телевидение, но не стоит забывать, что идеальной модели бизнеса, особенно в России, быть практически не может. Поэтому давайте поговорим о пяти основных моментах, на которых можно споткнуться.
 
Во-первых, это нестабильный сигнал. В неуправляемых сетях нельзя быть уверенным, в каком виде дойдёт сигнал до пользователя и дойдёт ли вообще. По мнению представителей SPB TV, решением данной проблемы может стать использование протоколов передачи видеосигнала, в которых предусмотрена адаптивность вещания. 
 
«Технологии адаптивного стриминга позволяют варьировать качество видео в зависимости от сетей пользователя. Видеосигнал дробится на сервере на маленькие сегменты и кодируется в нескольких вариантах качества, чем больше вариантов — тем точнее адаптация. За выбор сегмента в адекватном качестве отвечает клиентская часть — именно здесь собирается информация о пропускной способности сети в данный момент, а заодно о таких параметрах, как мощность процессора и разрешение экрана. Это также позволяет решить проблему с качеством изображения — оно варьируется в зависимости от экрана. Очень важно не только поддержать адаптивные протоколы вещания, но и реализовать эту технологию на всех без исключения устройствах. В некоторых протоколах передачи данных, таких как RTSP, это сделать особенно трудно. Компания SPB TV, чтобы обеспечить адаптивность вещания live и VoD (видео по запросу) контента на абсолютно всех устройствах, включая телевизоры, персональные компьютеры и мобильные девайсы, приняла решение поддержать стандарт доставки видео 3GPP PSS (адаптивный RTSP), наравне с распространенными HTTP технологиями: Apple HTTP Adaptive Streaming, Microsoft Smooth Streaming и Adobe Dynamic Streaming», — рассказывает Александра Мильцина. 
 
Во-вторых, ожидания зрителей. Интернет-аудитория, как мобильных устройств, так и компьютеров, привыкла, что платить надо только за hardware — то есть за сами устройства. Конечно, пользователи понимают, что многие программы и приложения тоже предлагаются на платной основе, но платный контент в Сети — это по-прежнему экзотика. 
 
«Мы получаем сотни сообщений от пользователей с запросами вроде „Прекрасное приложение. Только добавьте канал такой-то“. И им даже в голову не приходит, что нам по какой-то причине трудно добавить канал, который им хочется. Жалко нам, что ли? В российском обществе отсутствует культура потребления платного контента, базовое уважение к авторскому праву. И нужно проделать огромную работу, чтобы донести до зрителей, что просмотр телеканала стоит денег. Но даже в странах, где платный контент зрителям не в новинку, операторы OTT TV сталкиваются с тем, как трудно получить права на вещание, а затем окупить затраты. Время, когда все участники процесса — провайдеры технологий, сети и контента одинаково заинтересованы в реализации сервиса мобильное ТВ, ещё не пришло», — считает менеджер по маркетингу SPB TV.
 
Кстати, малое количество контента — это ещё одна проблема мобильного ТВ. OTT и мобильным операторам бывает непросто объяснить правообладателям — зачем им вещать свой контент для мобильной аудитории, и почему его монетизировать сложнее, чем в традиционном кабельном или спутниковом ТВ.
 
А вот кто не сталкивается с проблемой контента, так это пираты (которых следует причислить к четвёртому негативному пункту). «В настоящее время нами зафиксированы десятки приложений, активно нарушающих права каналов, продюсерских компаний и продакшн-студий. Зачастую они ретранслируют каналы с нарушением территории и технологии вещания, на которую закуплены права. В основном эти приложения пишутся под Андроид и iOS устройства, чаще всего гаражными энтузиастами, которые собирают ссылки на потоки по всей сети Интернет, создают программную оболочку, в которой данные ссылки и размещают», — рассказывает Пётр Щербаков. 
 
По сути, с этой проблемой должны бороться правообладатели. Но, судя по текущей ситуации, получается это у них не особо хорошо. «Вероятно, юридические отделы не успевают охватить все многообразие новых медиа, одних только сайтов с пиратским контентом сотни, если не тысячи. Но приложениям я бы уделял больше времени, так как существуют действительно эффективные инструменты борьбы с ними. В такой борьбе мы готовы оказывать информационную поддержку правообладателям, что мы реально и делаем, иногда даже выступая от их имени при наличии соответствующих полномочий. На самом деле механизм оформления претензии достаточно прост. Не нужно гоняться за пиратом, достаточно отправить жалобу в юридические отделы Apple и Google, чьи контакты опубликованы на официальных сайтах и все процедуры подробно описаны. В случае подачи жалобы в Apple, представитель юр.отдела в течение 3-5 дней связывается с владельцем приложения, подозреваемого в нелегальном использовании контента, и требует в течение 5 дней предоставить подтверждение наличия прав на использовании последнего или удалить своё приложение из магазина AppStore. В случае Google это может занять чуть больше времени, но механизм также достаточно эффективный», — делится своим опытом Щербаков.
 
Ну и, наконец, пятый негативный момент, связанный с реализацией мобильного ТВ, это территориальная удалённость пользователей друг от друга и от источника вещания. Компаниям, вещающим на весь мир, необходимо создавать обширную сеть по доставке контента, размещая свои платформы в data-центрах в разных странах и на разных континентах. 
 
Напоследок
 
Напоследок приведём ещё несколько интересных цифр и фактов, которыми с нашим порталом поделилась SPB TV.
Допустим, согласно последнему опросу компании выяснилось, что чаще всего люди предпочитают смотреть мобильное ТВ дома и на работе, в комфортной обстановке, а не в очередях и транспорте. 
 
Также стало ясно — какую цену за эту услугу пользователи считают наиболее приемлемой для себя. Большинство респондентов (28%) готовы платить за мобильное ТВ от 1 до 5 USD в месяц (включая все расходы). В некоторых странах, например, в США, Испании и Аргентине, эта цифра выше — от 5 до 10 USD. В то же время в Индии, Саудовской Аравии и Турции пользователи согласны платить не больше 1 USD. Большая часть опрошенных (48%) выбрали 1 месяц как наиболее удобный период подписки, 22% участников опроса предпочли бы подписаться на больший срок.
 
«За много лет зрители привыкли подстраиваться под телевидение: нужно быть в нужное время у нужного экрана и смотреть любимую передачу согласно расписанию. Сейчас телевидение стало user-oriented — ориентированным на нужды и желания зрителя. Его можно взять с собой в своем смартфоне или планшете, к нему прилагается удобный интерфейс с каталогом каналов и подробной программой, возможность „не вылезать“ из любимых социальных сетей во время просмотра, а появление технологий записи и отсроченного воспроизведения передачи делает сервис максимально удобным для современных занятых людей. В Европе и Америке все большую популярность обретают интерактивные сервисы взаимодействия с контентом — возможность делать ставки на победителей или участвовать в интеллектуальных играх одновременно с героями телешоу. У нас это всё появится, как только такими сервисами заинтересуются правообладатели», — резюмирует Александра Мильцина.

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"