Контент — одна из самых больших проблем региональных телеканалов

16.04.2024 15:59

Конгресс НАТ, который проходил в ноябре 2023 года, показал, что прогнозы о скорой смерти регионального телевидения не сбылись. В ходе мероприятия были представлены успешные SMM-кейсы, примеры коммерчески успешных телекомпаний и расширения бизнеса. Тем не менее, вопросов остается еще много. Это в том числе и ряд телеканалов, которые вещают в аналоге, и 21-я и 22-я кнопки, которые достались не всем или не везде еще распределены. О том, чем живет сегодня региональное телевещание, "Кабельщик" поговорил с генеральным директором Национальной ассоциации телерадиовещателей Александром Широких. 


Александр Широких,
Генеральный директор НАТ
 

Кабельщик: Как сейчас обстоят дела на рынке регионального ТВ? В каком состоянии сейчас находится эта отрасль? 

Александр Широких: Рынок регионального телевидения находится в нормальном состоянии, несмотря на кажущуюся угрозу закрытия большого количества компаний в связи с отключением аналоговых частот федеральных телеканалов, массовой миграцией аудитории в цифру и прекращением бизнес-модели сетевого партнерства. 

На самом деле какого-то массового закрытия не произошло, большинство региональных телеканалов смогли уйти на собственное программирование и теперь полностью формируют 24-часовое вещание как собственным, так и закупным контентом. Ряд каналов нашли новых сетевых партнеров, например "Продвижение" или "Известия" и так далее. Поэтому состояние неплохое. 

Тем не менее, история с 21-й и 22-й кнопками коснулась не всех. Не везде они разыграны, не везде хватило этих кнопок. В ряде регионов по-прежнему остается актуальным вопрос аналогового эфирного вещания. И здорово, что в конце ноября ГКРЧ продлила аналоговое вещание до конца 2024 года. Это важно, потому что даже там, где кнопки есть, иногда ландшафт не позволяет каналам достигать своей аудитории в силу неразвитости кабельного вещания. Например, это южные регионы, Кавказ или какие-то огромные территории типа Красноярского края или Якутии, когда кабель туда просто неэффективно тянуть. И покрыть эти территории может только эфирное вещание.  

Кабельщик: Но ведь эти частоты продлили только на год, проблема же никуда не уйдет. Успеют ли каналы, которые ими пользуются, решить вопрос за этот срок? 

Александр Широких: Года достаточно для того, чтобы найти решение, которое позволит этим каналам достичь своих зрителей через какую-то другую среду или, соответственно, как минимум подготовить аудиторию и самих себя к тому, что после декабря 2024 года с большой долей вероятности аналог уже продлеваться не будет. 

Кабельщик: Есть вообще какие-то варианты? Сейчас уже рассматривается, как они могут решить этот вопрос? 

Александр Широких: Сейчас варианты есть, но пока их обсуждать рано. В следующем году будет разрабатываться Концепция развития отрасли телерадиовещания, и вот там будет это все обсуждаться. Возможно, речь будет идти об эфирной цифре. 

Кабельщик: А вы будете принимать участие в разработке этой концепции?

Александр Широких: Я не могу этого гарантировать, но Ассоциация хочет принимать участие в разработке этой концепции. 

Кабельщик: Если вернуться к вопросу 21-й и 22-й кнопок. Насколько эффективна эта история и нужны ли они каналам?

Александр Широких: Это очень важная история по двум причинам. Первая — она все-таки освободила вещателей от платежей кабельным операторам. Вторая — она облегчила маркетинг, поскольку то, что телеканал находится на одной кнопке у всех операторов, помогает его продвижению.  

Кабельщик: А вообще региональные вещатели заинтересованы в сотрудничестве с кабельными операторами или их и так все устраивает, учитывая, что есть 21–22-я кнопка?

Александр Широких: Мне кажется, телеканалы все устраивает. Если тебя бесплатно вещают, какое тебе еще сотрудничество нужно? Но, насколько я знаю, в эфире некоторых региональных каналов идут рекламные ролики кабельных операторов. Возможно, поскольку от платежей вещатели освобождены, это некая благодарность кабельщикам за дистрибуцию. Если говорить о других видах сотрудничества, нужны инициативы кабельных операторов, они должны предлагать какие-то идеи. 

Кабельщик: Какая сейчас основная проблема стоит перед региональными вещателями? 

Александр Широких: Ну одна из самых больших проблем — это контент. Во-первых, его с каждым днем становится все меньше в силу того, что пополняются реестры иноагентов и прочих любителей высказаться. Во-вторых, федеральные каналы забирают себе огромное количество контента, поэтому регионалам уже достаются совсем крохи. 

Еще добавляют сложностей новые законодательные требования. Много разных законов, начиная от бранных слов, пропаганды ЛГБТ и заканчивая свежим законом о маркировке интернет-рекламы, который вступил с 1 сентября. Конечно, это тоже накладывает дополнительные расходы на вещателей и приносит определенные сложности. 

Кабельщик: Нуждается ли региональное телевидение в поддержке государства?

Александр Широких: Государство может помочь, не устраивая сейчас каких-то показательных порок и жестко не наказывая. 

Кабельщик: Может ли региональный телеканал быть сегодня коммерчески успешным без поддержки государства?

Александр Широких: Конечно, да. И примеров много. 

Кабельщик: Даже если его не поддерживают местные власти? 

Александр Широких: Когда тебя поддерживают местные власти, у тебя как раз нет большого стимула развивать коммерческую службу. Потому что у тебя есть некая повестка, которую ты должен отрабатывать, есть какие-то KPI, за которые с тебя спросят. И не самые главные из них деньги. Если это коммерческая компания, то, разумеется, она полностью ориентирована на то, чтобы зарабатывать, потому что никаких других доходов у нее нет. Таких примеров много: "Сочи 24", "СургутИнформ ТВ" и "Сургут 24", "Ариг Ус" в Улан-Удэ, "ТВ7" в Абакане, в Красноярске много каналов, которые не выиграли 21–22-ю кнопку, они все частные, и так далее. Поэтому, да, конечно, такие кейсы есть.

Кабельщик: Может ли сегодня региональный вещатель существовать без онлайн-площадок? Или ему обязательно присутствовать в соцсетях?

Александр Широких: Если он хочет потихоньку ползти на кладбище, то, конечно, может, но я таких кейсов не припоминаю. Хотя для меня загадка, почему SMM очень плохо развит у тематических телеканалов. У многих до сих пор нет никаких соцсетей, телеграм-каналов и так далее. Вероятно, это обусловлено тем, что они монетизируются за счет продажи кабельным операторам. Региональные каналы этим не грешат. Они представлены везде, от "Телеграма" до TikTok. 

Кабельщик: А реально ли сегодня монетизировать соцсеть телеканала? Региональным вещателям это удается?

Александр Широких: Они монетизируют потихоньку, но это не очень большие деньги. Самой монетизируемой площадкой был запрещенный "Инстаграм"*. У многих региональных каналов там было от 100 тыс. до 300 тыс. подписчиков. С тех пор как "Инстаграм" закрыли, начался процесс миграции и освоения новых площадок: "ВКонтакте", "Телеграм", RuTube, "Дзен". И этот процесс еще продолжается. Поэтому пока о какой-то монетизации, которая была бы сравнима с доходами от телевизионной рекламы, речи не идет. 

Кабельщик: А в перспективе?

Александр Широких: Только если в далекой, а в ближайшей перспективе я этого не вижу. Все дело в том, что мы пришли, например, в тот же "Телеграм" все-таки позже всех, когда многие телеграм-каналы там уже существовали по пять — восемь лет. Точно так же в VK существуют паблики по 200–500 тыс. подписчиков. Мы как бы нагоняем. Понятно, что монетизация сдвинута в сторону больших охватов и больших каналов. 

Поэтому нет, я не вижу этой перспективы в ближайшее время. Это просто возможность, во-первых, не потерять уже существующую аудиторию, а во-вторых, расширить ее за счет других возрастных групп. Потому что понятно, что пересечение между телевизионной аудиторией телеканала и, например, аудиторией его телеграм-канала составляет максимум 20%. То есть это на 80% разные люди. И этим надо пользоваться.

Кабельщик: Какие главные задачи ставит перед собой Ассоциация по поддержке регионального ТВ? 

Александр Широких: Перед нами стоит задача принять участие в разработке Концепции развития телерадиовещания и учесть интересы всех сегментов нашего рынка: федеральных, региональных и тематических телеканалов, поскольку НАТ представляет все эти сегменты. 

Кабельщик: Почему в Стратегии отрасли связи не учли интересы вещателей, как вы считаете? 

Александр Широких: А почему связисты должны думать о нашей отрасли? У них свои цели, и зачастую эти задачи разнятся или диаметрально противоположны интересам вещателей. Когда будет разрабатываться концепция развития отрасли телерадиовещания, мы тоже будем думать не об операторах связи, а о вещателях. Это логично. 

*Принадлежит Meta, чья деятельность запрещена в России как экстремистская.