Куда идти и что делать?

12.12.2014 16:54
Региональное телевидение переживает не лучшие времена. То ему обещают возможность попасть в первый или второй мультиплекс, то лишают надежды оказаться даже в третьем. Затем говорят уходить в кабель и интернет, а потом выпускают законодательные акты, усложняющие жизнь и в этих средах. А недавно у них вырисовалась еще одна проблема — сетевые партнеры стали либо целиком отказываться от сотрудничества с региональными каналами, либо менять его условия
 
Так, телеканал "ТВ Центр", входящий в состав первого цифрового эфирного мультиплекса, на днях разослал своим партнерам письмо, в котором уведомил их об отказе от сотрудничества. "В целях организации единой системы распространения телеканала "ТВ Центр-Москва" на всей территории РФ и руководствуясь п.9.3 договора, уведомляем Вас о расторжении указанного договора 31 декабря 2014 г.". 
 
При этом представители канала добавили, что "принимая во внимание необходимость переоформления вещательной лицензии в части изменения концепции вещания и учитывая сроки, отведенные Роскомнадзором на эту процедуру, мы готовы заключить договор, предусматривающий вещание телеканала "ТВ Центр-Москва" на период с 01.01.2015 по 31.03.2015 г.".
 
Телеканал "Звезда", входящий в состав второго мультиплекса, полностью отказываться от сетевого партнерства не стал, но изменил условия этого сотрудничества. "С целью оптимизации процесса программирования эфира руководством ОАО "ТРК ВС РФ "Звезда" было принято решение об отмене региональных окон с 01 января 2015 года. В связи с вышеизложенным информируем Вас о том, что дополнительные соглашения к договорам с новой сеткой вещания Вам будут направлены в ближайшее время", — говорится в документе, адресованном "Звездой" руководителям компаний-вещателей и "всем заинтересованным лицам". 
 
На рынке ходят слухи, что вскоре и другие федеральные каналы, входящие в состав пакетов РТРС-1 и РТРС-2, откажутся от сотрудничества с регионалами. Мол, зачем им региональные партнеры, когда они и так присутствуют в эфире (или будут в ближайшие 3-4 года) в большей части городов России? 
 
"Мы сохраняем со всеми партнерами сетей холдинга "СТС Медиа" текущие параметры работы по сетевым договорам на время действия лицензий. В случае окончания у партнеров срока действия лицензий ранее факта перехода на цифровое вещание в регионе, мы готовы сохранять сетевое партнерство в соответствии с теми разрешительными документами, которые будут выдаваться на этот переходный период уполномоченными органами. В дальнейшем телеканалы СТС и "Домашний" войдут во второй мультиплекс", — рассказали "Кабельщику" в пресс-службе "СТС Медиа".
 
Несмотря на то, что официальных подтверждений отказам "федералов" от сотрудничества с "регионалами", пока мало, уже сейчас понятно, что региональным вещателям необходимо задуматься о новых источниках контента. И дело даже не только в слухах, но и в регуляторах. 10 декабря Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила внесённый Минкомсвязью законопроект, коснувшийся законов о "О связи" и "О СМИ". В документе, в частности, прописано расширение числа обязательных общедоступных каналов. Однако, в нем не говорится, что речь идет о 23 телеканалах, как это озвучивал замминистра связи Алексей Волин на Конгрессе НАТ (а это были каналы первого и второго мультиплекса, а также один эфтрный муниципальный и два эфирных региональных канала), зато имеется довольно интересная формулировка: "под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания, в случаях, когда в соответствии с частью пятой статьи 31 настоящего Закона выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса осуществляется по результатам торгов. Не признаются обязательными общедоступными телеканалами телеканалы, в общем объеме вещания которых доля вещания продукции других телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах, составляет более 50 процентов".
 
В общем, так или иначе, но очевидно, что сетевое партнерство свернется если не добровольно, то законодательно. Поэтому уже сейчас региональным вещателям, как минимум тем, которые претендуют на звание обязательных общедоступных, необходимо начать искать новые контент-ресурсы. И здесь у каналов есть несколько вариантов — либо увеличивать объемы собственного производства, что дорого и далеко не каждый вещатель может себе это позволить, либо закупать контент напрямую у правообладателей, что также не всегда реализуемо, или же пользоваться услугами контент-агрегаторов. О тонкостях работы с последними мы поговорили с генеральным директором "Национального телевизионного синдиката" Юлией Яцковой.
 
Кабельщик: Для начала расскажите в паре фраз о себе. Что вы за компания, какие услуги предоставляете и с каким количеством телеканалов сотрудничаете?
 
Юлия Яцкова: "Национальный телевизионный синдикат" — это контент-агрегатор разноформатного программного продукта. На сегодня это самый крупный синдикат в России, и самый "старый" — компания работает на рынке уже 10 лет. На конец 2014 года более 50 телеканалов берут программную сетку НТС и еще около 20 работают с нами на регулярных дополнительных закупках, поскольку имеют собственное программирование.
 
"Национальный телевизионный синдикат" — единственный из синдикатов, который может себе позволить делать закупки на две программные сетки. Каждая состоит из 9 линеек, общее количество часов в день — по 8,5 ТВ-часов. По жанрам линеек сетки одинаковы, различаются они лишь контентом. Наличие двух программных сеток дает нам возможность иметь более одного телеканала в одном городе, которые сотрудничают с НТС и не пересекаются по контенту. 
 
К.: А что за контент вы предоставляете? Есть ли в нем премьерные продукты? Исходя из каких принципов вы формируете свою сетку и как часто обновляете в ней контент? Она универсальна для всех ваших клиентов или есть возможность сделать сетку под заказ? Соответственно, если есть такая возможность, то насколько это дороже?
 
Ю. Яцкова: Конечно, мы обязательно включаем в сетку премьерный контент. В большинстве случаев, это иностранные реалити-шоу, сериалы, фильмы 2013-2014 годов. Отечественные фильмы и сериалы, как правило, уже прошли на федеральных каналах и получили хорошие рейтинги. Обновление контента происходит каждый месяц. 
 
Сетка НТС выстроена по принципу программного наполнения федерального канала. Эфир сбалансирован и четко выдержан по жанрам и по характеру телесмотрения. Так, с утра в сетке идут мультфильмы (полчаса советские, полчаса иностранные), в дневном эфире предлагаются российские и иностранные теленовеллы, а также документальные фильмы и судебные или семейные шоу. "Вечерняя" часть сетки — это праймовый, высокорейтинговый контент, состоящий из трех линеек — короткие российские сериалы "класса А", такие как "Московская сага", "Тяжелый песок", "На солнечной стороне улицы". А также иностранные сериалы от мировых мэйджоров, таких как Disney и Warner Brothers, и линейка фильмов, как иностранных, так и отечественных. Мы ориентируемся на лучший контент от "топовых" правообладателей: Первый канал, ВГТРК, Walt Disney, Warner Brothers.
 
Партнеры компании могут брать всю сетку или же отдельные линейки. И многие крупные губернаторские телеканалы, имеющие собственное программирование, активно этим пользуются, поскольку понимают: даже если телеканал не использует все 240 телечасов в месяц, брать "оптом" контент намного выгоднее, нежели покупать напрямую у правообладателя. Цена в среднем отличается в 10 раз.
 
Помимо сетки НТС предлагает еще и дополнительные закупки отдельных продуктов: конкретного сериала или пакета фильмов. Для тех, кому не подходит унифицированный продукт, НТС может приобрести контент дешевле его себестоимости за счет "пула" каналов. 
 
К.: Учитывая изменения, происходящие на отечественном рынке платного ТВ и слухи о том, что в скором времени наши законодатели могут выдвинуть инициативу, по которой доля зарубежного контента на телеканалах будет ограничена 50%, есть ли смысл вашей компании, допустим, закупать больше отечественного контента и меньше зарубежного? И существенна ли разница в цене российского и иностранного контента? 
 
Ю. Яцкова: Действительно, в последнее время наметилась тенденция в сторону отечественного контента. Некоторые региональные телеканалы даже полностью переформатируют концепцию и переходят на показ только российских фильмов и сериалов. НТС не может это не учитывать, поэтому в следующем году мы будем делать акцент на отечественном кино. Однако полностью отказываться от зарубежных хитов также не считаем правильным — аудитория привыкла к зарубежным звездам и режиссерам, да и такого объема, чтобы без потери качества закрыть всю сетку только российским производством, на сегодня нет. 
 
По поводу разницы в стоимости контента: есть контент "класса А" (ракрученные звезды, высокие рейтинги) — такой контент везде стоит дорого, и в России, и за рубежом. Однако учитывая курс евро и доллара, российский контент сегодня все равно немного дешевле иностранного. 
 
К.: Вы много общаетесь с региональными каналами, расскажите, пожалуйста, каковы, в основном, их запросы по контенту? И есть ли какие-то особенности в зависимости от региона?
 
Ю. Яцкова: Существует разница в формировании контента регионального рынка и федеральных каналов в Москве. Регионы более консервативны, их жестко регламентируют местные надзорные органы, поэтому российские телеканалы в городах предпочитают не ставить контент 18+, что-то провокационное, с подозрением относятся к новым форматам. Особенно у таких регионов, как Чечня, Ингушетия, Абхазия, Татарстан очень высокие требования к нравственной стороне вопроса фильмов и сериалов: зачастую "фривольные" сцены просто вырезаются или такой контент не приобретается вообще. 
 
Есть общие тенденции: выбор контента, исходя из его "раскрученности", известности. Раньше телеканалы в большей степени ориентировались на новые, "свежие" фильмы и сериалы. Однако приобрести контент, который еще не оценен зрителем — это как приобрести "кота в мешке", неизвестно, как его воспримет аудитория. А поскольку региональные телеканалы ограничены в бюджетах, они не могут позволить себе экспериментировать. Поэтому сейчас программные директора делают ставку на хиты. "НТС" тоже сейчас делает закупки на 2015 год самых раскрученных продуктов, в рейтингах которых ни у кого уже нет сомнений. 
 
К.: Не боитесь ли вы, что в связи с принятым недавно законом, запрещающим рекламу на неэфирных каналах, ваша компания пострадает, потеряв энное количество партнеров? Вообще, среди ваших клиентов больше эфирных или неэфирных телеканалов?
 
Ю. Яцкова: Среди наших клиентов кабельных каналов 30-35 процентов. Сказать, что мы не переживаем за эту часть наших партнеров, было бы неправдой. Опасность потерять их (если каналы не смогут существовать и закроются), конечно, есть. 
 
Недавно этот вопрос обсуждался на Конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей. Замминистра связи Алексей Волин считает, что отсутствие прямой рекламы у телеканалов, не имеющих эфирной лицензии, можно заменить договорами об информационном обслуживании. Мы, честно говоря, считаем, что это будет неравноценная замена. Могу сказать, если федеральные власти не придумают варианты "спасения" кабельных каналов, пострадает не только НТС, но вся отрасль в целом. Это все очень неприятно, но выживает сильнейший. Все сейчас в поисках выхода из создавшегося положения. 
 
К.: Ну и в заключение расскажите, пожалуйста, о последних тенденциях на рынке контента. Что сейчас популярно в мире (какие форматы, например, или контент чьего производства? Говорят, сейчас набирает силу китайское кинопроизводство) и совпадают ли российские предпочтения в контенте с общемировыми?
 
Ю. Яцкова: Российский зритель очень консервативен. На первом месте российский контент, на втором — американский, затем европейский. Последнее время стали популярны турецкие сериалы — после успеха "Великолепного века". Ну, в регионах по-прежнему любят Мексику, латино-американские сериалы. Вот, пожалуй, и все. Китай, Корея пока не завоевали наш массовый телевизионный рынок.
 
К.: Спасибо!