МКД, ИИ, must carry и чайлдфри: чем живет отрасль. Репортаж с мероприятия “Кабельщик #НЕФОРМАТ”

09.07.2025 13:17

Доступ в МКД

Открыл деловую программу паблик-ток "Правоприменение закона об МКД – вопросов больше, чем ответов", в котором участвовали: Алексей Стуров, президент АКС, Надежда Орлова, юрист "Юпитер Телеком", Ольга Шахметова, директор по правовым вопросам компании "Инсис", Алексей Амелькин, президент "Макател" и Лев Варназов, заместитель руководителя службы по информационной безопасности ООО "Донстрой".

По словам Алексея Стурова, операторы, которые руководствуется законом о недискриминационном доступе в МКД (№67-ФЗ), уже пожинают его положительные плоды. Как правило, проблемы возникают там, где на территории работает оператор, который изначально договорился с управляющей компанией (УК). Алексей призвал операторское сообщество сообщать о тех, кто не пускает новые компании в дома. АКС собирает информацию о проблемах с доступом и противодействии управляющих компаний и отправляет в правительство. Стуров напомнил, что сейчас сенаторы вынесли на рассмотрение законопроект, который предлагает поправки к действующему законодательству, решает проблемы с доступом и продлевает сроки по приведению в порядок сетей связи в МКД.

Надежда Орлова считает, что проблемы с доступом в МКД возникают из-за того, что крупные операторы продолжают платить УК. Но в "Юпитер Телеком" выработали свой способ борьбы с управляющими компаниями. Юристы направляют официальное письмо в УК на доступ. При получении отказа или отсутствии ответа в оговоренные законом сроки, составляется комиссионный акт об отказе в доступе, инженерам предоставляется наряд-допуск на работы для устранения аварийной ситуации или для ремонта сетей связи и дается разрешение на взлом технических помещений. Чтобы не было проблем с полицией, компания ставит новые личинки и уведомляет об этом УК. На второй и третий раз УК не противодействует доступу. Орлова также отметила, что в жилинспекцию обращаться бесполезно, "Юпитер Телекому" жилинспекция отказывала три раза: напрямую, через ФАС и прокуратуру.

Ольга Шахметова подтвердила, что ГЖИ не работают, отказы идут даже через прокуратуру. Также прокуратура и ФАС не реагируют, когда УК не дает доступ операторам в дома. Крупные застройщики и УК пользуются тем, что транзит не вошел в №67-ФЗ , поэтому у всех крупных операторов в Екатеринбурге с ними остались договоренности. По словам Ольги, после принятия закона о доступе в МКД в компании стали экономить 75% от  денег, которые ранее на него тратили, но экономия пока не достигла 100%.  В отношении новых застройщиков закон вообще не работает. Тем не менее, компании “Инсис” пока не пришлось судиться с УК, благодаря грамотно составленному исковому заявлению, проблемы получается решать в досудебном порядке.

По словам Алексея Амелькина, для малых операторов доступ в МКД не был большой проблемой, поэтому непонятно, изменилось ли что-то для них в лучшую сторону после принятия закона. В определенной степени ситуация даже ухудшилась, поскольку теперь УК начали начали брать деньги с операторов кабельного ТВ, которых не включили в закон о недискриминационном доступе в МКД.

Лев Варназов рассказал, что застройщики всегда выходят на диалог с операторами. В первую очередь, речь идет о большой четверке, но малые операторы тоже присутствуют в новых домах. По словам спикера, застройщики должны понимать, какой продукт они получат от оператора. Например, некоторые операторы, помимо строительства канализации, делают еще радиофикацию, проекты по усилению сотовой связи. То есть "Донстрой" выбирает оператора связи, с которым сотрудничает, по количеству предлагаемых им дополнительных услуг. В компании есть условие, что через два года на объекте должен появиться второй оператор. Сами операторы знают, кто первый пришел в дом, и без УК договариваются с ним.

Онлайн-видео и кабельное ТВ

Деловую программу продолжил доклад “Обзор тенденций рынков Pay TV и ОТТ” директора департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрия Колесова. По словам спикера, рынок легального видео стабилизировался, количество игроков не меняется, а число подписчиков формально превысило 100 млн.

Количество подписок на пользователя в 2024 году достигло 2,73, и оно будет расти благодаря экосистемам. Основу выручки рынка онлайн-видео сейчас составляет подписка. Выручка отрасли в 2024 году составила 149,97 млрд руб. без НДС, по прогнозам в  2029 году она вырастет до 327, 74 млрд руб. без НДС, потому что стоимость подписки будет увеличиваться. По доходам рынок онлайн-видео сравнится с рынком рекламы эфирных каналов.

На рынке платного ТВ операторов осталось примерно столько, сколько и было. А вот количество тематических каналов по-прежнему растет, производители продолжают находить невостребованные ниши. Интересной тенденцией становится запуск каналов самих операторов. Среднее число подписок на одно домохозяйство в этой отрасли составляет 1,3.

Уже на протяжении пяти лет доход от абонентской платы растет ниже инфляции. При этом доходы от рекламы на платных каналах продолжают увеличиваться. Также Колесов отметил, что растет количество Smart TV, подключенных к интернету. И если оператор не предложит ничего для Smart TV,  он потеряет свою долю рынка.

Ограничения пропаганды чайлдфри

В паблик-ток "Как не попасть под многочисленные ограничения, касающиеся контента" приняли участие: генеральный директор телекомпании "Первый ТВЧ" Максим Полухин, генеральный директор  "КейДжейМедиа" Михаил Горячев, генеральный директор "Тайм Медиа групп" Степан Ковалев и директор по дистрибуции "Медиа Телеком" Мария Лобачева. 

По словам Марии, в компании трактуют запрет на пропаганду чайлдфри таким образом:  если отказ от деторождения по мере развития сюжета воспринимается положительно, то это пропаганда, и контент убирают из эфира, а если отрицательно, пропаганды - нет.

Максим Полухин считает, что отсутствие четких критериев заставляет трактовать тот или иной сюжет по-разному. И Роскомнадзор должен предоставить разъяснения и критерии. Например, является ли программа о Майе Плисецкой или Николе Тесла, у которых не было детей, пропагандой чайлдфри.

Как отметил Степан Ковалев, отрасли нужна четкая трактовка - что понимать под термином "чайлдфри". Например, когда вышел закон о пропаганде ЛГБТ*, ведомство собирало телеканалы и давало разъяснения. То же самое стоит сделать и по теме чайлдфри.

Михаил Горячев полагает, что в штрафах не стоит винить РКН, поскольку ведомство лишь выполняет закон, а телеканалы должны работать в обозначенных рамках. Но из-за различных запретительных законов новое поколение может лишиться целого пласта контента. По словам Горячева, телеканалы "КейДжейМедиа" уже закладывают штрафы за запрещенный контент в свои бюджеты.

Будущее ИИ

Далее следовал круглый стол "Искусственный интеллект: будущее уже наступило?", в котором приняли участие: Артем Орлов, директор по инновациям Wink, Евгений Ильчук, CPO Premier, Павел Боюка, директор ML-продуктов ГИД Дата Premier и Руслан Талипов, директор по искусственному интеллекту и руководитель отдела ML-решений Okko.

Артем Орлов рассказал, что в Wink ИИ используют для рекомендательных систем. В онлайн-кинотеатре есть умный поиск: можно искать контент по смыслу, для этого  разработали собственную платформу. Также с помощью ИИ улучшается качество постеров и старых фильмов, была внедрена автоматизированная разметка флэшбэков, заставок и финальных титров. В компании используют ИИ как "вторых пилотов" для сотрудников. Например, продакт-менеджеры могут самостоятельно создавать прототипы для тестирования без участия разработчиков. Благодаря ИИ повышается производительность труда, улучшается пользовательский опыт. А чем дольше клиент остается на площадке, тем больше компания зарабатывает. По словам спикера, пока нет волшебной кнопки «сделай все быстро и хорошо». Необходимо проводить множество экспериментов и работать над пользовательским интерфейсом и опытом.

По словам Павла Боюка, в Premier при создании рекомендаций следят за жизнью пользователя в онлайн-кинотеатре. С помощью ИИ в компании создают короткие видео, инструменты для маркетинга, а также разработали секретаря, который делает протоколы встреч.

Как рассказал Евгений Ильчук, ИИ увеличивает эффективность бизнеса, так, эффект от метрики вовлечения составляет порядка 20%. С помощью ИИ можно прогнозировать поведение пользователей - отток и переключение внимания на схожий контент, а также увеличивать вовлеченность. Спикер считает, что ИИ в реальном бизнесе - это коллаборация инженеров и клиентоориентированных менеджеров.

Наиболее ощутимый вклад ИИ вносит в формирование витрины и удержание пользователей, считает Руслан Талипов. ИИ снижает затраты на передачу данных по сети, а также позволяет улучшать поиск контента по самым нетривиальным запросам. Что в свою очередь улучшает пользовательский опыт и приводит к снижению затрат на привлечение и удержание. Речи о том, что ИИ может позволить сократить какие-то позиции в компании пока не идет, ИИ, скорее, повышает производительность труда. Большая часть работ по организации витрины делегирована ИИ. Более того, алгоритмы позволяют сделать персонализированное предложение, что позволяет повысить вовлеченность и лояльность пользователей – это снижает затраты на маркетинг.

Must carry и концепция развития телерадиовещания

И в завершении конференции по видеосвязи состоялся паблик-ток с Екатериной Лариной, директором департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры РФ. В нем приняли участие генеральный директор "Синтерра Медиа" Григорий Урьев, Алексей Стуров, Олег Грищенко и Степан Ковалев. Екатерина ответила на вопросы участников и рассказала о позиции министерства по актуальным вопросам.

По ее словам, работу над Концепцией развития телерадиовещания решили провести основные стейкхолдеры, это не инициатива государства, но единой позиции по этому документу пока нет, поэтому и доносить до мнения общественности пока нечего. Документу не будут присваивать серьезный статус без обсуждения с отраслью.

Также большой блок обсуждения касался вопросов, связанных с соблюдением принципа must carry.

Ларина отметила, что на примере новых регионов стала видна проблема сокращения технологического доступа к обязательным общедоступным телеканалам. Выяснилось, что в рамках борьбы с избыточной регуляторной нагрузкой на бизнес “попало под нож” требование о наличии системы приема телевизионного сигнала в строящихся домах, в итоге новые дома коллективных антенн не имеют.

“Недавно узнали, что в Москве в новостройках, которые строят по реновации, предусмотрена коллективная антенна – но это исключительно благодаря позиции города. В остальных новостройках этого нет”, - пояснила директор департамента.

И добавила, что в новые дома, как правило, заходят интернет-провайдеры, а обязанность обеспечивать must carry есть только у кабельных операторов.
“Мы слышим аргумент, что если люди покупают квартиру в новом доме, они могут купить и Smart TV. Но это неравнозначная замена, кроме того это противоречит сути статуса обязательных общедоступных каналов, бесплатная повсеместная доступность которых во всех средах вещания установлена законом. …⁃ Появляются телевизоры, в которых не предусмотрено подключение телевизионной антенны.”

Она уверена,  что сегодня нужно вырабатывать современные технические решения и, при необходимости, актуализировать правовое регулирование, чтобы для всех жителей страны был реально обеспечен доступ к пакету обязательных телеканалов.

“Мы будем благодарны отрасли за участие в работе по выработке оптимальных решений, в том числе технологических”, - подчеркнула Ларина.

По ее словам, эфирный сигнал, распространение которого обеспечивается на всей территории проживания жителей России, есть, а инфраструктуры для физической возможности принять его - нет, потому что не везде можно принять сигнал на комнатную антенну. Поэтому если государство оплачивает это, то должна быть возможность везде принимать сигнал.

“Некорректно говорить, что телевидение перестает быть интересным продуктом. Дело не в том, что ТВ не представляет интереса, а в том, что сокращается физическая возможность доступа к линейному просмотру.  В условиях  большого количества каналов и способов потребления контента, которые конкурируют и пытаются привлечь внимание аудитории, телеканальное смотрение вполне конкурентно  и цифры медиапотребления это подтверждают.

Коллективные антенны начали уходить, когда  в эфире не было 20-ти бесплатных каналов цифрового качества. А сейчас это серьезное конкурентное предложение. Для нас важен простой доступ к линейному ТВ. Да, необходимо комплексное регулирование и мы будем этим заниматься, вместе с отраслью прорабатывая возможные решения”.

Директор департамента рассказала, что в министерстве ждут от региональных органов власти информацию об оценке ситуации в конкретных субъектах.

“В целом необходимо четкое разъяснение в том числе от отрасли, что коллективные антенны должны быть обязательным элементом информационной инфраструктуры. Если у кабельных операторов есть обязанности по оповещению людей о ситуациях, связанных с опасностями жизни и здоровью, то у интернет-провайдеров нет таких обязательств”.

Также представитель Минцифры высказалась о ситуации с правоприменением №67-ФЗ:

“Досадно, что для операторов кабельного ТВ не прописана возможность свободного доступа в МКД - готовы обсуждать с отраслью, как это можно поправить”.