19.02.2018 16:56
Рассуждения об интернете в конце 1990-х большинства тех, кто думал, что понимает в этом, были похожи на рассуждения подростков о сексе – опыта нет, но кто-то что-то слышал. То же самое происходит сегодня вокруг блокчейна – люди, начитавшись простых статей, делают умозаключения о будущем использовании технологии. Единственными, кто постепенно понимал масштаб того, каким образом интернет изменит мир, в конце 1990-х были те, кто его больше всего использовал. Возможно, похожее сейчас происходит и с блокчейном. И блокчейн, и интернет-технологии прежде всего – про децентрализацию.
В технологию блокчейна изначально заложена безопасность на уровне базы данных. Концепцию цепочек блоков предложил в 2008 году Сатоши Накамото. Существует ли такой индивидуум, – большой вопрос. Есть альтернативное предположение, что блокчейн не может придумать один человек, это точно командная работа, да еще специалистов по криптографии, которые сконцентрированы в секретных службах. Впервые реализована она была в 2009-м как компонент цифровой валюты – биткоина, где блокчейн играет роль главного общего реестра для всех операций с биткоинами. Благодаря технологии блокчейна биткоин стал первой цифровой валютой, которая решает проблему двойных расходов (в отличие от физических монет или жетонов, электронные файлы могут дублироваться и тратиться дважды) без использования какого-либо авторитетного органа или центрального сервера.
Люди, в разное время подозревавшиеся в том, что именно они скрываются под псевдонимом Сатоши Накамото (слева направо): Ник Сабо, Дориан Накамото, Крейг Стивен Райт.
Отличий блокчейна и биткоина в привычном смысле нет, ведь это вообще разные понятия – как MasterCard и SWIFT. Просто блокчейн впервые обрел востребованное применение именно в качестве базы данных транзакций биткоина. При этом "цепь блоков" послужила открытой бухгалтерской книгой, где записаны операции с биткоином и которую никак нельзя подделать.
Безопасность в технологии блокчейна обеспечивается через децентрализованный сервер, проставляющий метки времени, и одноранговые сетевые соединения. В результате формируется база данных, которая управляется автономно, без единого центра, что делает цепочки блоков очень удобными для регистрации событий и операций с данными, управления идентификацией и подтверждения подлинности источника. Это могут быть хранение медицинских записей и цифровых сертификатов, делающее полностью защищенным доступ пользователей к сайтам (в частности, исключая перехват паролей), безопасные двусторонние сделки без привлечения гарантирующей третьей стороны – юридической фирмы, нотариуса, банка и т.д., подтверждение подлинности продукта (товара) с помощью надежно защищенного сертификата, подтверждение прав на любую собственность, абсолютно новая система DNS или даже заменяющая ее, неуязвимая для DDOS-атак, фиксация времени размещения документов, позволяющая решать вопросы патентования, авторского права, что актуально для отрасли кино- и видеопроизводства.
Общедоступность и одновременно 100-процентная безопасность блокчейна обеспечивается сложными математическими алгоритмами и программами криптографирования, а также 5 тысячами мощных компьютеров, включенных в систему майнинга (это процесс записи транзакций в блокчейн), между которыми распределена вся совокупность данных. Взломать такую систему теоретически можно, но практически совершенно бессмысленно, так как никакой доход заведомо не покроет огромные расходы на глобальную атаку. В более простом варианте можно сказать, что технология блокчейна – это некий стеклянный куб с постоянно включенной камерой наблюдения: в него можно (под присмотром) положить что-то новое, но при попытке изменения или подмены содержимого это тут же станет видно любому наблюдателю.
Технология блокчейна предлагает заманчивую возможность избавиться от "лишнего звена". Она может взять на себя все три важные роли, которые традиционно играет сектор финансовых услуг: регистрацию сделок, подтверждение подлинности личности и заключение контрактов. Помимо ввода в обращение еще одной валюты (биткоина) технология блокчейна может использоваться также для хранения любого вида цифровой информации, включая компьютерный код. Этот фрагмент кода можно запрограммировать так, чтобы он выполнялся, только когда обе договаривающиеся стороны вводят свои ключи, тем самым соглашаясь на заключение контракта. Этот же код может получать информацию из внешних потоков данных (цены на акции, метеорологические сводки, заголовки новостей и все остальное, что в состоянии проанализировать компьютер) и составлять контракты, которые будут автоматически регистрироваться при выполнении определенных условий.
Данный механизм называется "умные контракты", и возможности их применения практически бесконечны. Например, они обеспечивают гибкость при загрузке, просмотре и монетизации видеоконтента. Благодаря этой технологии все финансовые транзакции минуют посредников, а распространение контента становится проще и эффективнее.
Уже есть несколько проектов, в основе которых лежит технология блокчейна. Так, VirtuTV позволяет создателям контента получать единовременную оплату за просмотр своих видео. Пользователи при этом получают токены (цифровая валюта или частные деньги, их можно сравнить с милями авиакомпаний, которые используются сегодня) за просмотр рекламы и отметки о недопустимом содержании видео. View. ly предлагает производителям контента объединяться в сообщества и создавать подписки и частные каналы для подписчиков.
MakeItViral использует систему рейтингов, благодаря которой самые популярные ролики оказываются в топе, а пользователи могут жертвовать токены, чтобы поднять выше понравившееся им видео. На Flixxo используется протокол BitTorrent, благодаря чему токены можно заработать не только за обычный просмотр рекламы, но и за сидирование видео, которое пользователи уже посмотрели. Кроме того, создатели контента устанавливают условия просмотра видео, то есть то количество токенов, которое зрители должны передать за просмотр. Хотя эти и им подобные платформы пока не выросли до масштабов YouTube, их цель состоит в перераспределении всего рынка в пользу децентрализованных решений. Создатели Flixxo, например, планируют переманивать к себе популярных блогеров YouTube, которые недовольны существующей моделью монетизации.
Конечная цель подобных решений – создание новой социальной децентрализованной экономики (вот почему это может быть интересно России в связи с действующими экономическими санкциями), в рамках которой все получают справедливое вознаграждение за свой вклад в ее существование. Именно такую модель многие считают экономическим будущим человечества.
От редакции: к статье Дениса Рычки мы решили добавить комментарий Вигена Арушуняна из Армянской ассоциации разработчиков и пользователей технологии блокчейн. Он расскажет о роли блокчейна в медиаиндустрии.
Виген Арушанян, советник президента Армянской ассоциации разработчиков и пользователей технологии блокчейн:
Говоря о роли технологии блокчейна в медиаиндустрии, стоит упомянуть о том, какие проблемы, существующие сегодня, эта технология может решить. Ни для кого не секрет, что распространение большей части контента зависит от устоявшихся централизованных платформ, будь то телевидение или онлайн-платформы вроде iTunes, Netflix, ivi, Megogo, Google Play и т.д. Если контент на этих платформах недоступен, можно сказать, что у него нет аудитории. Платформы на базе блокчейна решают такую проблему, создавая сеть, которая поддерживается устройствами аудитории. Такая сеть и безопаснее, и дешевле в содержании мощного централизованного сервера.
Что дает блокчейн в данном случае? Это верификация всех транзакций внутри сети (кто в каком объеме имеет доступ к тому или иному контенту) и решение задачи утечки контента, так как вся информация шифруется и несанкционированная расшифровка практически невозможна. В такой системе не нужны посредники. Создатель контента продает его напрямую аудитории. И так как на базе всего этого лежат смарт-контракты, расчеты могут производиться автоматически с точностью до секунды просмотра контента (допустим, кто-то купил фильм, но посмотрел только первые 10 минут, или кто-то приобрел книгу и прочитал лишь половину). Отсюда еще одна существенная особенность технологии блокчейна – возможность осуществления микроплатежей, которые при использовании традиционных платежных инструментов экономически невыгодны, тем более, если правообладатель и потребитель находятся в разных концах света.
Интересную децентрализованную медиаплатформу разработали в Армении. Называется она Publiq. Идея в том, чтобы авторы и читатели взаимодействовали напрямую, без посредников. Таким образом обеспечиваются независимость и подлинность всех материалов, опубликованных на платформе. Читатели формируют репутацию авторов, а искусственный интеллект проводит анализ всех данных, классифицирует статьи и предлагает индивидуальные рекомендации для всех пользователей.
Презентация Publiq на выставке Blockchain-Expo в Берлине, июнь 2017 года.
Ну и напоследок, говоря о блокчейне, не могу умолчать об ICO (initial coin offering), или первичном размещении токенов. Это "краудфандинг", который стал возможен благодаря технологии блокчейна. Представьте автора книги, который хочет ее издать. Можно предположить, какие трудности ему предстоит сегодня преодолеть и на какие компромиссы пойти, чтобы издательство выпустило его книгу. В ближайшем будущем стоит ожидать, что такие авторы смогут предварительно продать своим читателям токены на приобретение книги, которую они опубликуют на собранные средства (и не будут делить прибыль с посредником). Или же представьте сценариста, режиссера, музыканта, кого угодно, кто сможет таким образом профинансировать целое произведение.
Будущее уже здесь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии