Новая реальность потокового вещания

21.09.2021 13:46

Компания NPAW только что опубликовала большой отраслевой отчет, в котором говорится о состоянии индустрии потоковой передачи видео в первом полугодии этого года, о специфических изменениях потребительского поведения и адаптации провайдеров стриминга к постпандемийным условиям рынка. Анализ данных проводился в глобальном масштабе, но специалисты РТП Медиа Александр Лебедев и Ирина Севостьянова не только аккуратно перевели отчет, но и дополнили его российской спецификой.

Последние 1,5 года дали огромный толчок развитию стриминга, устроив самую настоящую "перезагрузку" отрасли. Потребители контента стали более избирательны и менее чувствительны к ценовому фактору услуги, отдавая предпочтение качеству сервиса и удобству потребления. 

В 2020 году, после введения ограничений на посещение кинотеатров, зритель "ушел" в VOD сервисы. Только время покажет, вернутся ли показатели к уровню 2019 года, и продолжат ли зрители пользоваться потоковыми сервисами, или же откажутся от них по мере появления новых возможностей для отдыха и развлечений.

Устройства

Эпоха телевизионного ренессанса 

Ключевые данные за 1 и 2 кварталы 2021 года показывают, что телевизор остается наиболее предпочтительным устройством для просмотра контента как VOD сервисов, так и линейного вещания.

Рис. 1. Просмотр VOD контента с разных устройств (по количеству часов)
 
 

Рис. 2. Просмотр линейного телевизионного контента (по количеству часов)

 

Как видно из приведенных диаграмм, начиная с середины 2020 года, модель потребительского поведения меняется в сторону просмотра контента на большом экране. Количество часов просмотра на ТВ возрастает в 1,5-2 раза, при этом значительно сокращается просмотр видео с телефонов, планшетов и через ТВ-приставки. 

Рис. 3. Использование телевизров для просмотра видео

 

Спрос на линейный телевизионный контент, просматриваемый с ТВ, дает стремительный рост в 253,3% в первом квартале 2021 года по сравнению с тем же периодом 2020 года, в том числе благодаря возобновлению онлайн-трансляций различных мероприятий. Привыкнув к комфортному просмотру программ на телевизоре, возрастает и спрос на просмотр VOD контента с больших экранов. Во втором квартале 2021 года показатель вырос на 167% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Изменение потребительских привычек оказало и продолжает оказывать влияние на стратегии доставки контента и привлечения потребителей, которые в предыдущие годы были сосредоточены на портативных устройствах. Почему же так происходит, ведь раньше просмотр потовокового вещания с девайсов был топовой темой отрасли? 

"Эффект короны", в частности, в США, привел к тому, что потребители приобрели рекордное количество новых телевизионных устройств в рамках "улучшения своего дома" во время пандемии. Причем зачастую пользователи "решали обновить свой телевизор досрочно" (USA Today, 2021). В свою очередь, домашняя самоизоляция привела к тому, что потребители стали тратить больше времени на свои новые устройства с большим экраном. И эта привычка сохранилась даже после снятия ограничений. Эксперты сходятся во мнении, что и в этом полугодии пользователи скорее всего будут тратить еще больше времени на просмотр линейной медиаконтента, во всяком случае – не меньше.

Мобильные устройства не в фаворе?

В прошлом году потребители больше использовали портативные устройства для потоковой передачи контента и просмотра, подключаясь к домашней сети Wi-Fi. В этом же году зрители могут наслаждаться просмотром контента уже вдали от дома. Как результат – увеличение проблем с качеством воспроизведения видео из-за нагрузок на мобильные сети. 

Рис. 4. Коэффициент буферизации на смартфонах

 

Коэффициент буферизации свидетельствует об увеличении числа проблем, связанных с линейной потоковой передачей через смартфоны в 1 и 2 кварталах 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Проведенный NPAW опрос среди участников отрасли в августе 2021 года показал, что большинство из опрашиваемых склоняются к сохранению тенденции, при которой пользователи будут предпочитать потоковую передачу видео на устройствах с большим экраном (TV/Smart TV), а не на портативных устройствах (смартфоны, фаблеты и планшеты).

Рис. 5. Опрос экспертов отрасли

Аналитика QoE

VOD в цифрах

С начала 2020 года и до сих пор стриминговые сервисы находятся на пике популярности, но расслабляться не стоит. Изменения потребительского поведения после пика пандемии бросает новые вызовы отрасли. В частности, провайдерам пришлось оптимизировать QoE на больших экранах, а именно увеличить битрейт и время начала воспроизведения для уменьшения коэффициента буферизации во время просмотра видео. Тем не менее, результаты не оправдали ожиданий с точки зрения пользовательского опыта, поскольку такая стратегия привела к большему количеству сбоев воспроизведения и отказов от просмотра видео из-за того, что оно долго подгружается.

Рис. 6. Средний уровень битрейта VOD

 

Увеличение битрейта означает, что видео транслировалось в более высоком качестве, и это коснулось практические всех регионов, за исключением Тихоокеанского.

Рис. 7. Время подсоединения

 

Увеличение времени подсоединения позволило пользователям быстрее ожидать запуск контента, но привело к увеличению ошибок и прерываний вещания во время просмотра. 

Рис. 7. Коэффициент буферизации

 

Коэффициент буферизации снизился практически повсеместно во всех регионах.

Однако, увеличилось общее количество ошибок во время воспроизведения видео. При чем ошибки возникали как при запуске, так и во время воспроизведения потокового контента.

Рис. 8. Ошибки при запуске
 
 

Рис. 9. Ошибки во время воспроизведения

 

Линейное вещание в цифрах

Как и в случае с VOD контентом, провайдеры решили увеличить битрейт, чтобы обеспечить более высокое качество видео на больших экранах. При этом некоторые регионы решили увеличить время на подсоединение, тогда как другие его сокращали. Например, в Тихоокеанском регионе время начала воспроизведения было увеличено, но потребители были готовы ждать более высокого качества медиаконтента, поэтому отключений до начала воспроизведения было меньше.

Рис. 10. Средний уровень битрейта, линейное вещание
 
 

Рис. 11. Время подсоединения, линейное вещание
 
 

Рис. 12. Коэффициент  буферизации, линейное вещание

 

Количество возникающих при загрузке линейного ТВ ошибок также возросло в большинстве регионов, это касается и сбоев на старте, и во время самого воспроизведения. Больше всего ошибок было зафиксировано с Северной Америке, в Тихоокеанском регионе и Европе.

Рис. 13. Ошибки при запуске, линейное вещание
 
 

Рис. 14. Ошибки во время воспроизведения, линейное вещание

 

В целом, проведенные опросы среди потребителей показали, что более 2/3 зрителей предпочли бы дольше ждать запуска видео, чтобы получить контент лучшего качества, и только одна треть респондентов ответили, что предпочли бы получить свой контент быстро, даже если это означает более низкое качество картинки.

Учитывая встроенные ограничения потоковой передачи для мобильных устройств, сервисы сталкиваются с необходимостью оптимизации стриминга, чтобы предоставить зрителям качественный опыт. И в этом вопросе мобильные соединения для передачи данных и публичные Wi-Fi сети далеко не так сильны, как соединения Ethernet или домашний Wi-Fi. Сервисам потокового вещания приходится решать такие вопросы, все более детально изучая потребителя и его предпочтения.

Вовлеченность зрителя

Любое потоковое вещание, будь то VOD контент или линейное ТВ, имеют очень короткий отрезок времени, чтобы повлиять на решение клиента о просмотре. Благодаря растущему количеству потоковых платформ и стриминговых сервисов, клиенты становятся все более избирательными, чем когда-либо

2021 год показывает увеличение времени просмотра в среде линейного вещания и уменьшение времени просмотра VOD сервисов. В среднем ежедневный просмотр VOD контента по сравнению с прошлым годом упал на 7,9%. При этом снизилась и вовлеченность клиентов на 17,7%. Возможно, причины кроются в увеличении времени на загрузку контента из-за повышенного битрейта в погоне за хорошим качеством картинки на больших экранах или зритель попросту не нашел нужного контента. В это же время интерес к линейному телевидению и его время просмотра увеличилось по сравнению с прошлым годом на 8,1%.

Что же делать провайдеру?

Качество сервиса выходит на первый план: легко ли было зайти на платформу, удобная ли навигации, насколько контент отвечает запросам зрителя и его ожиданиям, часто ли прерывается вещание или видео бывает недоступно… Оперируя этими данными, провайдеры могу повышать ценность своих услуг в глазах потребителей.

Данные опросов указывают на следующие развитие отрасли в ближайшем будущем: все большее количество потребителей будут пользоваться стриминговыми сервисами, в то время как средняя вовлеченность одного зрителя будет падать, а также возрастет общее количество подписок одного зрителя на разные платформы, чтобы разнообразить свои предпочтения.

Как обстоят дела с потоковым вещанием в России

По мнению специалистов компании "РТП-Медиа", предоставляющей услуги в сфере логистики медиаконтента, ряд общемировых тенденций, обозначенных в статье, присущ и нам. Зритель действительно стал более требовательным и избирательным, количество времени просмотра стримингового контента на порядок возросло и не снижается с момента снятия части антиковидных ограничений, появляется все больше платформ и сервисов, удовлетворяющих потребности зрителя. Да и в целом зрительское потребление стало омниканальным

Зритель за последние полтора года "научился" пользоваться новыми сервисами, те только "попробовал их на вкус", но и распробовал. Если раньше видео контент был доступен только на телевизоре, и зритель не был свободен в своем выборе, приходилось смотреть то, что было заложено в сетке вещания, то сейчас, с появлением новых инструментов и развитием IT-технологий, можно смотреть что угодно, где угодно и когда угодно. На рынке стримингового вещания разворачивается нешуточная война за время потребителя на просмотр. К слову говоря, и самого времени у зрителя стало больше. Нет, в сутках не стало 25 часов – уменьшилось количество затрачиваемого времени на решение бытовых вопросов: доставка еды на дом, посудомоечные машины и сушильные шкафы, роботы-пылесосы и покупка вещей в интернет-магазинах, онлайн-сервисы оказания услуг и многое другое. 

Почему же телевидение до сих на пике своей популярности, несмотря на другие способы получения медиа контента? Удобство навигации, агрегация большого количества актуального контента и возможность просмотра значимых событий большому количеству зрителей – триединство, на котором стоит телевидение. Одним из основных вопросов остается обеспечение высокого качества воспроизведения видеоконтента – и это уже как раз наше поле деятельности. Доставить контент в хорошем качестве от источника до конечного потребителя, не важно, в какой бы точке земли он не находился.

Об авторе

Александр Лебедев
директор по стратегическому и операционному управлению компании "РТП-Медиа"
Ирина Севостьянова
руководитель отдела маркетинга компании "РТП-Медиа"