По следам MUSE: как прошел форум операторов связи в Волгограде

02.05.2024 12:44

С 24 по 26 апреля в Волгограде прошло телеком-мероприятие MUSE. "Кабельщик" традиционно стал инфоспонсором события и подготовил репортаж с выездного мероприятия, организаторами которого является ассоциация "Ростелесеть". 

Как отметили организаторы, на форум зарегистрировалось 250 участников, причем приезжали по 3-4 человека от компании. 24 апреля на нулевом дне гостей мероприятия ждали экскурсии по Волгограду, а вечером — беседки с различными блюдами от партнеров, живая музыка, развлекательная программа, караоке, а также покерный и бильярдный турниры.

Конференция, 25 апреля, MUSE началась с секции госрегулирования. Открыл ее круглый стол "Борьба за справедливую стоимость размещения сетей на домах, опорах и в канализации. Стратегия применения закона о недискриминационном доступе в МКД и правила взаимодействия с УК".

Как отметил директор ассоциации "АСТО" Алексей Леонтьев, представители Россетей и других монополистов сейчас не могут ответить, почему их методики расчета тарифов не соответствуют прописанным в рекомендациях ФАС. "Они [сетевые компании — ред.] объясняют повышение нерегулируемых тарифов достаточно просто: вырос индекс потребительских цен, произошла инфляция и вот перемножили. Однако с регулируемыми тарифами так не работает", — пояснил Леонтьев.

В начале года прошло рассмотрение исков, поданных группой операторов, о признании некоторых пунктов в правилах недискриминационного доступа недействительными. Верховный суд отказал операторам в удовлетворении их требований, однако утвердил, что расходы, перечисленные в тарифах — не императивны. То есть операторы через суд вправе требовать исключения отдельных типов расходов из договора. 

Как отмечает эксперт, чаще всего из договора убирают работы по переносу сетей связи в случае модернизации. Именно эти затраты составляют 90% от тарифа. Обычно после исключения этого пункта тариф в 100 рублей снижается до 3-8 рублей.

В свою очередь, Алексей Сухов, генеральный директор Centra, поделился своим опытом снижения тарифов. Цены, которые действуют для компании сейчас, 4-8 рублей, сформировались относительно недавно. До этого оператор считал 30 рублей хорошей ценой после того, как монополисты выставляли цену в 400 рублей. 

Как отметил спикер, у ФАСа есть две методики расчета тарифов: сравнительная и затратная. Сейчас, в основном, применяется последняя: эксперты смотрят, во сколько сетевикам обходится содержание опор. Раньше, по словам Алексея Сухова, в перечень затрат включались расходы, которые не относятся к самой услуге. Учитывая, что сетевые компании несут небольшие затраты на содержание сетей, то после исключения из договора лишних затрат цена за опору составляет 4 рубля. При этом иногда такой тариф за опору в частном секторе может создать большую конкуренцию. 

В рамках круглого стола эксперты также затронули тему недискриминационного доступа в многоквартирные дома. Так, директор по правовым вопросам "Инсис" Ольга Шахметова отметила, что у закона есть свои подводные камни. Например, у многих компаний на текущий момент сети, которые строились давно, часто не соответствуют тем стандартам, которые будут приняты. И управляющие компании этим могут воспользоваться: они будут соглашаться на бесплатное размещение операторов в домах, а потом внимательно следить за тем, как операторы привели свои сети в порядок. Ольга уверена, что ни один оператор не сможет привести в порядок сети полностью ввиду их масштаба. Подробнее о рекомендациях спикера, касающихся взаимодействия с УК после принятия закона, читайте в телеграмм-канале "Кабельщик на выезде".

В свою очередь, Алексей Стуров, президент ассоциации компаний связи, предлагает ранжировать управляющие компании по наименьшему ущербу для самого оператора, а также в соответствии с законом расторгнуть все договоры, касающиеся доступа в МКД. Однако он добавляет, что гражданское законодательство не ограничивает в заключении отдельных договоров, будь то технический надзор со стороны УК или совместная реклама.

Далее прошел круглый стол "Регуляторика оператора связи со стороны надзорных органов. Налоговые риски. Последние требования со стороны РКН" с участием директора по правовым вопросам "Инсис" Ольги Шахметовой и юрисконсульта Powernet Марии Рекаевой. Эксперты рассказали, как в современных реалиях остаться с бизнесом, не продавая его. Кроме того, Ольга Шахметова назвала несколько признаков, на которые обращают внимание надзорные органы и которые следует избегать компаниям, разделившим свой бизнес. 

Юрисконсульт Powernet Мария Рекаева рассказала о том, какие методы может использовать налоговая для проверки. Среди них — разговоры с сотрудниками, в том числе уже не работающими в компании, общение с абонентами на тему того, с кем у них заключен договор и кто приезжает из специалистов. Органы также принимают во внимание субъективное мнение о компаниях, добавляет эксперт.

Исполнительный директор ассоциации "Ростелесеть" Ольга Сергеева рассказала о формировании регламента по антивирусной защите у оператора связи в рамках формирования пакета по КИИ. По ее словам, ФСТЭК просит поставить антивирусную защиту, защитить антивирусом электронную почту и другие сервисы, периодически обновлять антивирус, а также написать правила, как в организации работает эта система. Что касается последнего, то здесь ассоциация составила примерный список из 39 документов, которые должны быть у компаний. Он делится на три части: общие документы (политики, стратегии), которые определяют общее отношение компании к информационной безопасности и защите объектов КИИ, регламенты и порядки — более структурированные документы, которые определяют как защитить объекты, а также инструкции, в которых прописаны обязанности и действия, которые должны выполнять сотрудники в конкретных случаях.

Секцию госрегулирования закрыл круглый стол "Требования к объектам критической информационной инфраструктуры КИИ. Активность регулятора. Типовые объекты КИИ у оператора". В нем приняли участие президент Ассоциации "Ростелесеть" Олег Грищенко, Ирина Семенова, курирующая вопросы КИИ в Powernet, исполнительный директор ассоциации "Ростелесеть" Ольга Сергеева, директор по правовым вопросам "Инсис" Ольга Шахметова, технический директор "Синт" Кирилл Бондарев.

Олег Грищенко отметил, что сейчас операторы подвергаются мощным кибератакам. И компании должны понимать, откуда они идут и какие у них должны быть средства защиты. "Тут две затратных составляющих: люди, которые будут это реализовывать, и сами средства защиты", — добавил эксперт.

Помимо этого спикер объяснил, почему сейчас остро стоит вопрос в части информационной безопасности. Так, у каждого оператора должен быть заместитель руководителя, ответственный за обеспечение ИБ. При этом данный специалист должен иметь высшее профильное образование или документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации не менее 360 часов.

Кирилл Бондарев добавил, что специалисты по информационной безопасности должны иметь опыт от 3-х лет. Кроме того, они должны ежегодно проходить тестирования и каждые три года повышать квалификацию. Поэтому такие сотрудники сейчас будут стоить очень дорого. 

Как отметил Олег Грищенко, руководитель думает, что нужно поручить обязанности по ИБ сисадмину или юристу, которые, в свою очередь, в этом не разбираются. Поэтому, считает эксперт, надо собирать комиссию, в которую войдут несколько сотрудников, для совместной работы в части ИБ.

Кирилл Бондарев добавил, что безопасник не должен совмещать обязанности, он будет отвечать только за безопасность. "Его нужно обучить должным образом, и его должны слушаться, даже руководители. Потому что в случае его увольнения найти подходящего специалиста быстро не получится, и тогда могут возникнуть проблемы, если придет с проверкой", — подытожил спикер. 

Далее прошли околоконтентная секция и секция развития, где выступили в том числе сотрудники компании Powernet. В первой главный редактор телеканала "Волжский+" (Powernet) Александр Калашников рассказал, как городские камеры стали источником собственного контента и позволили модернизировать канал. Он также добавил, какие еще фишки помогли сделать телеканал более популярным у абонентов. Среди них — актуальная температура, погода, музыка, сообщения в эфир.

В свою очередь сервис-инженер компании Андрей Пантелеев рассказал, какими навыками и качествами должен обладать сервис-инженер. Например, хороший специалист, по мнению спикера, имеет творческое мышление для поиска нестандартных решений, продвинутые навыки работы с Ethernet/FTTx/PON сетями, умеет объяснять сложное простыми словами, готов учиться новому и осваивать новые сервисы и типы работ в организации и другие. Полный перечень качеств и навыков представлен в телеграм-канале "Кабельщик на выезде".

Закончилась деловая часть секцией маркетинга. В начале директор по развитию IPTVPortal Виктор Бритько рассказал, как оценивать маркетинговую активность. По словам спикера, всегда нужно ставить цели при проведении активностей (мероприятий), чтобы была возможность оценить результаты. Также эксперт представил несколько вариантов целей, и рассказал, как подсчитать примерную стоимость потенциального абонента, какие инструменты можно использовать на одном мероприятии и где его лучше проводить. 

Далее состоялся круглый стол по маркетингу, в котором приняли участие Сергей Приставский (Powernet), Виктор Бритько (IPTV Portal), Наталья Сарычева (Centra). Наталья Сарычева в продолжении предыдущего доклада отметила, что посчитать цифры по проведенным активностям бывает зачастую сложно, если используется одновременно несколько маркетинговых инструментов. Сергей Приставский согласился с Виктором в том, что необходимо считать некоторые метрики. Однако сказать, сколько конкретно людей привело то или иное действие нельзя, добавил спикер, но можно заметить, как компания начала отличаться и продавать.

Говоря о маркетинговых войнах, Сергей отметил, что интернет практически одинаковый у всех провайдеров: нет идеального оператора, у которого не случается сбоев, не повышается ping и тд. Поэтому на рынке есть два варианта противостояния: война цены и брендов. Региональные операторы соревнуются обычно с федеральными. И так как последнии имеют большой бюджет, с ними "биться" бессмысленно, считает Сергей Приставский. Но у федеральных компаний есть свои минусы, например четкое планирование. "Они, допустим, вложили в рекламу 5 тыс. рублей, значит тут должно прийти 5 абонентов, если нет плана, то делать не будут. Кроме того, так как они управляются головными офисами из Москвы, у них долго принимаются решения. Ко всему прочему, у них шаблонное общение с абонентами. Маленькие же операторы — юркие, легко адаптируются, чувствуют самостоятельность", — пояснил спикер. 

Наталья Сарычева согласилась, что у федеральных операторов много рекламы и денег на нее, но у них может быть слабый сервис в некоторых субъектах страны, что может сыграть на руку региональным компаниям.

День завершился ужином с развлекательной программой и выступлением приглашенной кавер-группы. На следующее утро участников ждала экскурсия в офис Powernet в Волжском. Гости отправились смотреть отделы и рабочие зоны провайдера, а также КосмоПарк, благоустройством которого занимается компания. Одним из направлений стала презентация структуры Powernet, где сотрудники рассказали о том, как формируется команда, как проходят рабочие процессы, и, что особо заинтересовало гостей, о принципе самоуправления.

Так, в компании отметили, что 100% выручки находится в распоряжении сотрудников, которую отделы самостоятельно распределяют между собой исходя из необходимых затрат. В случае, если заложенного бюджета не хватает, сотрудник отдела обращается в бюджетный комитет с инициативой перераспределить процент с другого отдела, у которого, например, деньги не используются в полном объеме сейчас. При этом в большинстве случаев другие сотрудники поддерживают предложение, понимая в этом необходимость. При этом внутри компании абсолютная прозрачность в финансовой части: каждый может посмотреть основные статьи затрат отделов, остаток средств, зарплаты своих коллег и т.д. Кроме того, специалисты компании сами могут назначать себе премии и оклады.

Больше фотографий с мероприятия и тезисов с докладов опубликованы на канале "Кабельщик на выезде".