Правда или миф: просмотр телевизионного контента в России снижается

05.12.2023 13:16

Эксперты нередко говорят, что люди стали меньше проводить время у экранов ТВ, а ОТТ-платформы, наоборот, приобретают популярность, особенно среди молодежи. Что об этом думают сами игроки отрасли, считают ли они, что видеосервисы смогут затмить телевидение, узнал "Кабельщик". 

Телесмотрение и рост ОТТ-платформ в цифрах

Для начала вспомним несколько статистических данных. Согласно аналитике Mediascope*, которая была представлена на собственной конференции компании, телесмотрение линейного ТВ равняется 3:38 мин. в день и составляет 41% от всего медиапотребления. На интернет же приходится 47% медиапотребления, а тратят на него россияне в среднем 4:13 мин. в день.


Фото: Mediascope

В свою очередь гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров на XI межрегиональном медиафоруме "ЕнисейРФ" сообщил, что за последние пять лет — с 2018 года — доля тех, кто говорит, что не включает телевизор, выросла в три раза с 13% до 31%. При этом, по словам Федорова, отказавшиеся от телевизора интернет-пользователи знакомы с темами, героями и контентом, который транслируется на телевидении.

В тоже время группа людей, которые смотрят только телевизор, сократилась с 23% до 16%. Большая же часть россиян потребляет контент и в интернете, и из телеэфира. И всего 2% россиян не пользуется ни одним, ни другим источником информации.

"Очень четко было видно, насколько сильно отличается медиапотребление поколения до 18-20 лет от того, которое старше, просто потому, что первые уже вырастали в ситуации, когда телефон - это доступ к любой информации, которую всегда можно найти. <...> Сейчас необязательно собирать семью у одного экрана, сейчас можно смотреть контент и обсуждать, находясь в разных точках мира. Это совсем другой способ медиапотребления", — прокомментировал заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев на Конгрессе НАТ.

Как отметил гендиректор Telecom Daily Денис Кусков в рамках Конгресса НАТ, сейчас больше растет нелинейный просмотр и количество зрителей. Так, у ОТТ-платформ 37 млн подписчиков. Год к году рост составил порядка 10%

В рамках заседания на CSTB генеральный директор "МТС Медиа" Алексей Иванов заметил, что для них драйвером смотрения стал ОТТ. "Мы в разы выросли в том времени, которое люди проводят с нами. Kion живет и в IPTV, и в ОТТ", — добавил он. Так, по его мнению, люди, которые вчера смотрели ТВ начинают переходить на видео по запросу в IPTV. Но это, считает он, не идет в ущерб телесмотрению. 

ТВ — король охвата

Вещатели, тем временем, твердо уверены в том, что ТВ продолжает оставаться самым широкоохватным каналом и будет таким и в будущем. Генеральный директор "Медиа Телеком", директор по контентной политике ПАО "Ростелеком" Александр Косарим на CSTB заявлял, что линейное ТВ является популярным, потому что зрители освобождены от выбора, который иногда может занимать достаточное количество времени.

Подобной точки зрения придерживается и Александр Нечаев: "Зритель не любит тратить время на выбор контента, и телевидение решает его проблему".

По словам генерального директора "Национальной Медиа Группы" Светланы Балановой, почти 80% видеопотребления в стране — это потребление телевидения, просто в разных средах. "ОТТ-платформы начинают для себя изобретать телевидение, например кнопкой "покажи что-нибудь", введением рекламного просмотра. Сегодня то, что казалось убийцей телевидения, превратилось в продолжателей ТВ", — добавила она на пленарной сессии Конгресса НАТ. 

Там же гендиректор НТВ Алексей Земский подчеркнул, что телевизионный контент более востребован в онлайн-кинотеатрах, чем оригинальные проекты самих ОТТ-сервисов. "Они [видеосервисы — прим. ред.] начали договариваться с нами, чтобы премьера на платформе была раньше на месяц, чем на телевидении. Дальше выяснилось, что значительно больше людей посмотрят картину, если премьера пойдет параллельно на ТВ и онлайн-кинотеатрах в один день. Потому что мы, как телевидение, привлекаем значительно больше людей, мы анонсируем свои проекты. Поэтому, проекты, выходящие на платформе параллельно с нами, они получают значительно больше зрителей и внимания", — заявил Земский. 

Светлана Баланова также отметила, что большая часть контента произведена медиахолдингами, даже для видеосервисов, поэтому если в будущем проектов будет больше — это все равно будет доминирование медиахолдингов.

Будущее телевидения 

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков, говоря о перспективах телевидения, сомневается, что будущее за линейным ТВ. По его мнению, будущее за тем, что будет больше интересно зрителям. 

Его позицию о том, что необходимо концентрироваться на создании качественного контента для успешного будущего отрасли поддержали и другие спикеры, участвовавшие в Конгрессе НАТ. 

"Для нас важнейшая задача — аппелировать к тем, кто будет смотреть нас завтра и послезавтра. Те, которые с нами сегодня, они с нами все равно: им это привычно, у них есть традиции семейного просмотра. <...> У поколения, которое придет на смену этим зрителям, совершенно иные традиции и мотивации видеопотребления. И только в исследовании их и формировании концепции, как с ними работать, как устроена их ценностнастная шкала, почему они будут делиться тем или иным, только это и станет успехом телевидения завтра. Можно достичь успеха в телевидении завтра. <...> Зритель сам поймет, где ему интересно, наша задача — идти за интересами зрителя. Мы не сможем предположить, какой способ доставки будет наиболее востребован 2035 году. Какая бы ни была среда и способ доставки контента, главное, чтобы был профессиональный контент", — считает Александр Нечаев.

В тоже время Алексей Земский добавил, что неизбежен симбиоз платформ и телевидения. "Чтобы мы нашим зрителям было комфортно, чтобы мы их не теряли, мы должны сотрудничать. <...> Могу спрогнозировать: в 2035 году все устройства будут принимать эфирное ТВ даже без сим-карты и Wi-Fi. Оно будет интегрировано со всеми платформами, которые имеются в стране, а платформы будут интегрированы с эфирным ТВ — это наше будущее", — подытожил гендиректор НТВ.

 

*Исследование TV Index, Mediascope Cross Web, Кроссмедиа панель (Москва), Metrix (данные единого измерителя), население 12+, сентябрь-октябрь 2023, время потребления среди населения в день и доля по времени