Зачем идет "Дождь"?

21.11.2012 14:57

На днях телеканал «Дождь» заявил, что намерен участвовать в конкурсе на право вхождения во II цифровой мультиплекс. Победа в нём сулит множество заманчивых перспектив, но и цена — кусается. И все-таки неясно, какова нынешняя бизнес-модель канала?

Второй мультиплекс, в отличие от первого, формируется в основном за счет крупных негосударственных каналов, уже вещающих в эфире. С учетом перспективы отключения аналогового эфирного вещания уже в 2015-2017 годах, для этих каналов участие в конкурсе — обязательное условие сохранения аудитории, фактически — выживания. На этом фоне телеканал «Дождь», распространяющий свой сигнал в кабельных сетях, со спутника и в интернете, — практически единственный, кто собрался перейти в «эфирную лигу», где зарабатывать можно только на рекламе.
 
О том, зачем канал идет в эфир, мы узнали у генерального директора «Дождя» Натальей Синдеевой:
 
«Телевизор по-прежнему является удобным и излюбленным способом проведения домашнего досуга жителей нашей страны. Для телеканала „Дождь“ участие во втором мультиплексе является стратегической инициативой и надежной инвестицией. Для РТРС, в свою очередь, „Дождь“ будет стабильным и надежным партнером с прозрачной экономической моделью, ориентированной на продажу рекламного времени. А уникальный информационно-развлекательный формат телеканала позволит существенно разнообразить портфель второго мультиплекса».
 
По словам Натальи Синдеевой, вхождение в ЦЭТВ также «позволит каналу существенно увеличить технический охват и довести высококачественный сигнал почти до 100% телезрителей России».
 
Всё это так, но нас заинтересовал вопрос — готов ли канал к тому объёму инвестиций (а речь идёт о $30 млн), который придётся ежегодно вкладывать каждому из участников II мультиплекса? 
 
«Телеканал „Дождь“ технологически лучше всех готов к вызовам индустрии нового времени. В отличие от каналов, претендующих на мультиплекс и уже осуществляющих аналоговое эфирное вещание, „Дождь“ избежит финансовых вложений, связанных с параллельным распространением аналогового и цифрового эфирного сигнала. Плюс, возможность участия в мультиплексе откроет доступ к недоступной сейчас для телеканала нише рынка — рекламным бюджетам эфирного телевидения, к нише, которая в данный момент почти в 50 раз превышает объем всего рынка рекламы неэфирного телевидения. Таким образом, речь идет не о дополнительных $30 млн затрат ежегодно, а о том, что проект реализации распространения через мультиплекс уже через два года начнет приносить прибыль», — отвечает на этот вопрос Наталья.
 
Видимо, будущая выручка от рекламы должна покрыть и затраты «Дождя» на организацию четырёх версий канала для разных часовых поясов России.
 
Помимо ежегодных обязательных взносов и организации нескольких временных версий вещания, вступление во II мультиплекс таит в себе и ещё некоторые риски. Например, пока непонятно — на какие рейтинги сможет рассчитывать «Дождь», учитывая, что в глазах большинства зрителей и экспертов рынка он представляет собой телеканал для узкой целевой аудитории (по некоторым оценкам тон и тематика канала адресована 2-3 млн человек).
 
Наталья Синдеева с такими оценками не согласна: «Дождь» — это телеканал для широкой аудитории. У нас очень разнообразный контент: новостные, информационно-аналитические, культурно-просветительские проекты, документальные и художественные фильмы. Мы постоянно находимся в движении, запускаем новые программы. Из ближайших премьер — 7 декабря стартует новое развлекательное шоу с Романом Романовичем. У нас очень гибкая сетка вещания, которая позволяет оперативно реагировать на происходящее в стране и мире и рассказывать об этом зрителям. Уже сейчас каждый месяц нас смотрят более 6 миллионов человек, и вхождение в категорию федеральных эфирных телеканалов позволит увидеть все разнообразие «Дождя» ещё большему количеству телезрителей».
 
Также пока не ясно — когда число домохозяйств, способных просматривать каналы в формате DVB-T2, дорастёт до существенных процентов, чтобы обеспечить резкий рост телесмотрения. На текущий момент доля таких домохозяйств очень мала.
«Мы делаем интересный, качественный контент. Распространяя наш сигнал через мультиплекс, мы даем дополнительные возможности телезрителям увидеть его. И эти возможности не ограничиваются форматом DVB-T2. Более того, согласно ФЦП в ближайшие годы планируется серьезная перестройка инфраструктуры отрасли, которая, в том числе, будет способствовать процессу модернизации оборудования в домохозяйствах», — рассуждает на эту тему гендиректор «Дождя».
 
Мы также попросили Наталью Синдееву дать оценку инициативе НАТа и ряда отдельных персон организовать вещание II и III мультиплексов по принципу «must carry» для всех кабельных сетей.
 
«Переход на цифровое вещание будет способствовать появлению многих благоприятных возможностей как для телеканалов, так и для операторов кабельных сетей. В любом случае, компромисс по вопросам организации распространения сигнала мультиплекса между игроками рынка будет достигнут путем взаимного соглашения», — считает Синдеева.
 
Удастся телеканалу войти во второй мультиплекс или не удастся (а мы надеемся, что у «Дождя» всё получится), в любом случае переход на рекламную модель идет полным ходом. Недавно канал заключил договор о сотрудничестве с крупнейшим медийным рекламным агентством — Video International. И если не на попадание в ЦЭТВ, то на увеличение доходов это событие явно должно повлиять. 
 
«Сотрудничество с селлером способствует повышению рекламных доходов, и наше сотрудничество с „Видео Интернешнл“ не является исключением из этого правила. „Видео Интернешнл“ — надежный партнер с ключевой компетенцией в области продажи рекламы на эфирном телевидении», — резюмирует Наталья Синдеева.
 
О целесообразности
 
Несмотря на столь содержательную беседу, вопрос — потянет ли «Дождь» дополнительные траты в размере $30 млн (а ведь вступление во второй мультиплекс — не единственная статья расходов телеканала) остался открытым. И беспокоит он не в том ключе — откуда канал возьмёт эти деньги, а почему «Дождь» готов тратить огромные суммы на вещание через РТРС, а не оптимизировать работу с кабельщиками, что может принести не меньший прирост аудитории при существенно меньших затратах?
 
Развивает мысль Олег Грищенко, президент ассоциации операторов «Уралтелесеть»: «Удивляют телеканалы, которые открыто транслируются в интернете и подают заявки на включение во второй мультиплекс, но требующие с кабельных операторов деньги за право трансляции. Несколько не логично сначала ограничивать распространение высокой стоимостью за телеканал, а затем заявлять о готовности платить огромные деньги за бесплатное распространение по этим же сетям».
 
С этим мнением солидарен и Алексей Амелькин, президент ассоциации кабельного телевидения «МАКАТЕЛ»: «Заявка „Дождя“ во II мультиплекс выглядит, мягко говоря, очень странно и нелогично, хотя меня никакие действия каналов уже давно не удивляют. „Дождь“ — это, как я понимаю, пока первый и единственный платный телеканал, который решил попасть в государственный цифровой эфир. Причём этот телеканал по стоимости предложения для операторов отнюдь не из дешёвых, поэтому у кабельных операторов, особенно малых, представлен относительно слабо. Получается — или телеканал решил сменить концепцию и стать условно-бесплатным (о чём нигде пока не объявлялось), или у него просто завалялся лишний миллиард рублей в год, что сомнительно. Позволю себе неприличный вопрос: не захотел ли „Дождь“ за счёт кабельных операторов оплатить себе ещё и эфир? Учитывая, что II мультиплекс, скорее всего, будет обязательным, то эти подозрения, конечно, вряд ли оправдаются. Если же канал решил отказаться от платной концепции, то ему проще договорится на нормальных условиях с кабельщиками и не тратить миллиард: небольшие операторы возьмут его на бесплатной основе или даже с небольшой платой, а даже если крупные операторы и потребуют оплаты, то, думается, всё равно это будет значительно дешевле миллиарда. Учитывая, что телеканал уже находится в пакетах почти всех спутниковых операторов, то зрительская аудитория канала будет практически максимальная, и тратить ради 3-5% населения такие деньги очень неразумно. Скорее всего, такие странности происходят из-за того, что телеканалы и, видимо, рекламодатели до сих пор недооценивают абонентскую базу кабельных и спутниковых операторов и переоценивают эфир».
 
Вне зависимости от итогов конкурса и смены стратегии канала по наращиванию своей аудитории, одно можно сказать с уверенностью: «Дождь» — это 100% optimistic channel!

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"