Экозамещение. Часть 1

Григорий Кузин 05.12.2022
После ухода с рынка РФ некоторых зарубежных производителей потребительского оборудования, осваивать освободившееся пространство ринулись китайские вендоры. Но в сегменте умных телевизоров они столкнулись с неожиданными конкурентами в лице российских операторов цифровых экосистем.
 
Термин "импортозамещение" давно и прочно вошел в лексикон профессионалов практически любой отрасли российской экономики. А в последние месяцы он стал актуален как никогда ранее. Применительно к медиа- и телеком-рынку как правило речь идет о необходимости замены зарубежных технологий и профессионального оборудования отечественными аналогами, а также о заполнении контентных ниш, освободившихся после ухода из России некоторых западных правообладателей.
 
Но на самом деле этими направлениями процесс импортозамещения не ограничивается — изменения наблюдаются и в сфере потребительских устройств. Так, после прекращения официальных поставок зарубежными вендорами, начал меняться рынок смартфонов. Согласно данным аналитического отчета GS Group об импорте мобильных телефонов в РФ за первые девять месяцев 2022 года, доля компании Huawei увеличилась до 2,8%, тогда как годом ранее была около 1%. Realme увеличила поставки на 67%, а доля производителя на рынке составила 14,6%. Tecno нарастил поставки в четыре раза, заняв долю 7,6%. В то же время импорт iPhone снизился на 58%, а доля компании в поставках смартфонов в РФ с начала года упала почти вдвое — до 7,3%. Samsung пока занимает 15% рынка, но поставки вендора в штуках год к году сократились на 63%.
 
Эта статистика наглядно демонстрирует, что фактически происходит замещение одних зарубежных брендов другими зарубежными брендами, что сложно назвать полноценным импортозамещением. Несколько иная картина наблюдается на рынке телевизоров. Традиционно его лидерами были корейские производители Samsung и LG. Но в начале марта 2022 года Samsung прекратил все поставки в РФ, сославшись на проблемы с логистикой. А в конце того же месяца остановил свой российский завод, выпускавший в том числе телевизоры. Его примеру последовала и компания LG, которая прекратила поставки с середины марта этого года.
 
После ухода из России крупнейших корейских производителей на рынке освободилась огромная ниша, которую аналитики оценивают примерно в 1,5 млн телевизоров. Отчасти этой ситуацией воспользовались китайские вендоры. В частности, компания Xiaomi увеличила долю продаваемых устройств с 4,8% до 11,7%. Казалось бы, повторяет тот же сценарий, что и со смартфонами, но есть один важный нюанс — получить свою долю на рынке активно стараются и российские производители телевизоров. Причем они нацелены именно на сегмент Smart TV. Доля умных телевизоров на базе отечественных платформ — с российскими телегидами, голосовыми помощниками, онлайн-кинотеатрами и другим софтом выросла в разы — до 10-20%, хотя еще годом ранее составляла 1,5-2%.
 
Рост объемов продаж в первую очередь касается Smart TV, работающих на ПО "Яндекса" и "Сбера". По оценке "Яндекс.Маркета", доля телевизоров на платформе "Яндекс ТВ" на российском рынке выше 20%. А по информации "Сбера", продажи телевизоров с "Салют ТВ" выросли на 85% по отношению к 2021 году, а в 2023 году прогнозируется, что они займут более 10% рынка.
 
Мы становимся очевидцами появления нового тренда. Особенно важно отметить, что речь идет не о вендорах ТВ-оборудования, а о выпуске телевизоров под собственными брендами крупными медиаплатформами.
 
В третьем и четвертом квартале сразу несколько крупнейших операторов цифровых экосистем заявили о выпуске телевизоров под собственным брендом. МТС запустил в продажу линейку Kion Smart TV, развивая таким образом одноименную экосистему. Пока в линейке представлено шесть моделей умных телевизоров с диагоналями 24″, 32″, 43″, 50″, 55″ и 65″ на базе ОС Android 11 с оболочкой Kion. Несмотря на то, что телевизоры "заточены" под Kion, возможность установки на них сторонних стриминговых сервисов не заблокирована.
 
"Яндекс", который ранее предоставлял свою программную платформу "Яндекс ТВ" сторонним производителям, принял решение о выпуске телевизоров под собственным брендом. Линейка его устройств состоит из шести моделей диагональю 43″ и 50″ с разрешением 4K и встроенным голосовым помощником "Алиса". Smart TV от "Яндекса" будут интегрированы в экосистему устройств с "Алисой". Пользователи смогут управлять ими голосовыми командами как через пульт, так и при помощи "Яндекс Станции".
 
"Сбер" дополнил модельный ряд Smart TV под торговой маркой Sber двумя доступными по цене моделями. Они оснащены экранами 32″ и 43″ с разрешением HD и Full HD и построены на ОС "Салют ТВ" с виртуальным ассистентом "Салют". При этом старт продаж брендированных телевизоров этой марки состоялся еще в марте этого года с четырех 4K-моделей.
 
В ноябре оператор цифровой среды "Триколор" также анонсировал выпуск телевизоров под собственным брендом. Линейка включит в себя четыре модели умных телевизоров с диагоналями от 32″ до 55″. Младшая модель 32″ обладает HD-разрешением, а остальные — 4K. Устройства работают на базе платформы Android TV. На них предустановлено приложение "Триколор кино и ТВ", а также предусмотрена возможность установки и любых сторонних приложений.
 
Таким образом, новый тренд, который мы наблюдаем прямо сейчас правильнее называть не импортозамещением, а экозамещением, потому что на смену зарубежным производителям приходят не просто российские вендоры, а российские экосистемы. Нужно понимать, что все перечисленные выше компании не просто продают какое-то количество своих телевизоров, но в то же время получают и такое же количество подписчиков, что даже важнее для развития бизнеса.
 
Именно данный аспект представляется наиболее интересным. Его я и разберу во второй части статьи, которая выйдет после "Пирингового форума", в рамках которого уже 9 декабря пройдет панельная дискуссия с участием представителей этого рынка. Они расскажут о своем видении этой тенденции и о том, какое место брендированные ТВ займут в экосистемах российских медиакомпаний. А я по итогам поделюсь своими выводами.
 
Так что прощаюсь, но совсем ненадолго.

Об авторе

Григорий Кузин
директор проекта "Медиалогистика" компании MSK-IX