Media as a Service: новый стимул развития медиаотрасли

Григорий Урьев 18.11.2025

Трендом этого года уже стал глубокий сдвиг телевизионной отрасли в сторону гибридных медиа. Это симбиоз эфира, диджитала и социальных сетей. Если раньше это были весьма параллельные сущности, то сейчас – единое целое с соответствующей контентной и редакторской политикой.

Технологическая составляющая медиабизнеса следует этому же тренду. Уже очень скоро Media as a Service (MaaS) станет реальностью. По сути, цель этой модели – предоставить компаниям доступ к широкому спектру медиауслуг без содержания собственных отделов для каждого аспекта производства и распространения медиаконтента. Вещатели будут заниматься творчеством и контентной политикой, а вся технология и инфраструктура станет доступна как сервис.

Вся Future Zone крупнейшей мировой выставки IBC в этом году – это молодые айтишники, что-то слышавшие про профессиональное ТВ. Они меняют нарративы и философию отрасли. Они говорят: "Зачем нужно много специализированного железа, связанного непонятными и сложными протоколами за много денег. Берем вычислительные мощности и используем их под разные задачи. Сейчас этот сервер выполняет функцию матрицы, а через пять минут – транскодера". Все это называется медиаплатформой или экосистемой.

Привычный всем медиапоток используется только для доставки зрителям. Никаких SMPTE ST 2110 (набор стандартов для передачи мультимедиа, включая цифровое видео, аудио и метаданные по IP) и SDI (Serial Digital Interface, предыдущий стандарт). И это не просто слова. Под эгидой Европейского вещательного союза (ЕВС, European Broadcasting Union) уже создан MXL SDK, представляющий правила разработки медиаприложений.

И третий, важный результат этого года. Искусственный интеллект из модной игрушки превращается в реальный инструмент для творческих коллективов медиаотрасли. Мы видим, как наши новые продукты, к примеру, умный медиаархив с возможностью поиска по персонам/локациям/контексту, набирают популярность среди редакторов телеканалов. И если раньше с нами как с технологической компанией взаимодействовали в основном технические службы телеканалов и вещателей, то сейчас явным трендом является прямое взаимодействие с творцами. Это означает, что производители контента имеют больше возможностей заниматься творческими задачами, не отвлекаясь на технические. Представить себе такое пять лет назад было трудно.

Резюмируя, хочу сказать, что перерождение ТВ в гибридные медиа с одной стороны, падение стоимости вычислительных ресурсов в последние годы с другой и бурное развитие ИИ с третьей стороны, ведут к неминуемой трансформации технологий для ТВ от производства в типовые ИТ-решения. А компании, работавшие на стыке телекома и ТВ, теперь активно развиваются на стыке ИТ, ТВ и телекома.

Об авторе

Григорий Урьев
Генеральный директор компании "Синтерра Медиа"