Медиаиндустрия в эпоху Цифрового средневековья

Ярослав Городецкий 21.05.2020

Прошло уже два месяца, как объявили карантин, или режим самоизоляции. Всей страной мы перестали жить своей привычной жизнью. Наш круг живого общения сузился до пределов семьи и продавщицы ближайшего магазина.

Знакомство с новой реальностью

Все это, на самом деле, очень похоже на переезд в другую страну – как человек, имеющий опыт эмиграции, могу это подтвердить. При самоизоляции точно так же, как и при иммиграции, резко рвутся социальные связи, а над сохранением оставшихся приходится много работать. Чувство ностальгии по офису, которое многие из нас сейчас испытывают, также очень похоже на ностальгию по покинутой стране.

В моем случае пик ностальгии приходился примерно на 3-й месяц после отъезда – то есть как раз на тот самый момент, который все мы сейчас переживаем. Потом постепенно наступает привыкание и адаптация к окружающей действительности, вживание в нее. У иммигранта появляются новые знакомые, новые интересы, новая жизнь. Воспоминания о старой жизни постепенно размываются, теряют черты реальности и становятся похожи на воспоминания о безвозвратно ушедшем счастливом детстве. А потом и вовсе вытесняются новой реальностью куда-то в область сновидений.

Ограничения на перемещения в ближайшее время могут ослабить, но полностью снимать их не будут еще долго. А значит, воспоминания о посещенных футбольных матчах, торгово-развлекательных центрах или заграничных курортах скоро станут для нас чем-то далеким и малореальным, чем-то вроде участия в слете пионерской дружины или поездки с институтскими товарищами "на картошку". Общение с коллегами в офисе и друзьями скорее всего сократится до минимума – страх заразиться скорее всего будет перевешивать желание поболтать о жизни, да и потребности в таком общении после нескольких месяцев в самоизоляции уже не останется.

Таким образом, граф социальных связей у жителя мегаполиса очень скоро мало чем будет отличаться от жителя отдаленного сельского хутора. Даже у самого социально активного горожанина общение в семье в результате карантина вышло на первый план. И чем больше у человека семья – тем интереснее и насыщеннее становится его жизнь.

Ценности Цифрового средневековья

Новый образ жизни формирует и новые ценности: дом, здоровье, стабильная работа станут для людей гораздо важнее, чем саморазвитие и место в общественной иерархии. Люди перестают понимать, зачем им жить в городе, если можно из виртуального хутора переехать в реальный, и наслаждаться там вкусной едой и прогулками на свежем воздухе без маски и риска для здоровья. Благо, что работа, образование и развлечения теперь доступны через интернет.

Новая система ценностей и образ жизни вовсе не новы, с ними человечество жило по меньшей мере тысячу лет. Это время принято называть средневековьем, оно длилось с момента падения античного мира до начала промышленной революции, которая сформировала современные города. По аналогии, наступающее новое время можно будет назвать Цифровым средневековьем. Люди переедут за город и, лишившись доступа к офисам, предприятиям и торгово-развлекательным центрам, перенесут свою созидательную энергию и потребительскую активность в интернет.

Перспективы отрасли

Что ждет нашу отрасль в результате этого тектонического сдвига? В отдаленной перспективе – процветание, ведь просмотр видеоконтента станет основным развлечением людей, а значит, мы сможем претендовать на те деньги, которые раньше уходили на туризм или в индустрию моды. Но путь к этому процветанию будет тернист. До коронавирусного кризиса телевидение и интернет жили за счет реальной экономики, которая платила за рекламу своих продуктов и услуг. Сейчас реальную экономику ждет неминуемое падение, и, как следствие, поток денег по рекламной модели монетизации уменьшится. Поэтому будущее индустрии – за платной монетизацией, но, чтобы потребитель платил за контент, производителям необходимо повышать его ценность в глазах потребителя и придумывать нетривиальные маркетинговые ходы.

Безусловно, с изменением ценностей и жизненного уклада общества должен измениться и производимый контент. В новых условиях снова станет востребован семейный контент, так как он даст возможность семье собраться вместе у телевизора после рабочего и учебного дня, проведенного у индивидуальных экранов. Родители с удовольствием будут платить за качественный контент, который будет позволять это делать. Это могут быть и старые добрые семейные фильмы, и качественный спорт, и образовательно-развлекательные фильмы формата Discovery Channel. Очень "зашли" бы интерактивные шоу с игровой механикой – например, кто мешает сделать интерактивную версию "Что? Где? Когда?", чтобы каждая семья почувствовала себя командой знатоков? Думаю, многие семьи были бы готовы заплатить небольшой взнос, чтобы иметь возможность отвечать на вопросы ведущего наравне со знатоками, соревноваться с другими семьями и претендовать на денежные призы и всероссийскую славу.

Вообще, медиаиндустрии грех жаловаться на нынешние времена. Медиапотребление выросло на десятки процентов и точно не снизится обратно: по данным из Уханя, после отмены карантина интернет-трафик составил 120% от докарантинных значений. У людей появилось гораздо больше времени и увеличилась потребность в онлайн-развлечениях, а значит, потенциальная платежеспособная аудитория медиапродуктов стало гораздо больше. Осталось понять, как изменились их потребности, и научиться их удовлетворять. И тогда нашу отрасль ждет золотой век.

Об авторе

Ярослав Городецкий
генеральный директор CDNvideo