По всем статьям: как привести контент в соответствие с законодательством

Григорий Урьев 13.03.2024

Закон о запрете *ЛГБТ-пропаганды поставил вещателей и видеосервисы в затруднительное положение. Они должны повторно отсмотреть свои медиаархивы и отредактировать контент в соответствии с новыми положениями законодательства, что, естественно, непросто и приводит к дополнительным расходам. Как минимум, необходимо сформировать штат специализированных редакторов, обучать персонал работе с новыми реалиями. Забот доставляет и то, что пока нет четких критериев отнесения того или иного момента контента к ЛГБТ-пропаганде.

По сути, ЛГБТ-пропаганда запрещена с 2013 года, правда статья 6.21 КоАПРФ касалась только несовершеннолетних. Новые правила, вступившие в силу 5 декабря 2022 года, запретили пропаганду среди людей любого возраста. Пакет документов "о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений, педофилии и смены пола" коснулся пяти законов: "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (№149-ФЗ), "О СМИ" (№2124-I), "О государственной поддержке кинематографии" (№126-ФЗ), "О рекламе" (№38-ФЗ) и "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (№436-ФЗ). Также в КоАП РФ добавлены две новые статьи (6.21.1 и 6.21.2) и внесены изменения в формулировку статьи 6.21. Новая редакция запрещает "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и смены пола".

Практика правоприменения этого закона достаточно строгая: штраф за одно нарушение может доходить до 4 млн руб. Согласно информации СМИ, только 12 видеосервисов по итогам 2023 года получили штрафы на сумму 29,3 млн рублей за ЛГБТ-демонстрацию.

Варианты решения

Строгих критериев ЛГБТ-пропаганды в законе нет, поэтому решение вопроса "относится ли то или иное произведение к ЛГБТ-пропаганде?" отдается на откуп экспертов, у которых пока не сложилось общего мнения. В такой ситуации результат экспертизы может зависеть от того, какой именно специалист анализирует конкретное произведение. Кроме того, учитываются контекст, мотивация героев, их поведение в отношении той или иной конкретной сцены и многое другое. Это, особенно в медиаотрасли, под силу только человеку, несмотря на успешные кейсы автоматизированных систем в других отраслях.

У вещателей и видеосервисов пока нет другого выбора, как анализировать контент вручную и редактировать его в соответствии с новыми требованиями с применением человеческого труда. Для оптимизации этого процесса, конечно, нужны процессы, системы и инструменты, которые помогали бы автоматизировать процесс и обеспечивать разделение труда экспертов. Давайте разберемся. Весь процесс предэфирной подготовки может быть разделен на следующие этапы:

Редакционный отсмотр контента

Первый этап состоит из просмотра материалов для выявления сцен, которые могут быть отнесены к ЛГБТ-пропаганде. Здесь требуются эксперты высокой квалификации, которые в курсе всех последних изменений в законодательстве, затрагивающих медиаотрасль и смежных с нею. Результатом является составление списка "опасных сцен" для каждой единицы контента, которые потом передаются старшему или главному редактору (эксперту).

Принятие решения по каждой сцене

Здесь эксперт принимает решения по каждой отдельной сцене: где-то необходимо размыть изображение, где-то поменять возрастной ценз или просто дать команду удалить конкретную сцену, наложить шум на бранные слова или оставить только те, которые не попадают под запрет, и тому подобное. В процессе этой работы для каждой сцены нужно подобрать аргументы, чтобы присвоить верную возрастную классификацию и составить своего рода ТЗ для дальнейших действий монтажеров.

Редактура или видеомонтаж

После выявления опасных сцен возрастной ценз всего произведения определяется по самой из опасных. Возможно, для снижения возрастного рейтинга часть материала придется отредактировать. Когда решение о вариантах редактирования принято, контент отдается в работу режиссеру монтажа, финально итоги его работы могут быть согласованы с главным редактором.

На последнем этапе, когда известен хронометраж "опасных сцен" и прописаны все действия, в принципе возможно использование искусственного интеллекта (AI, ИИ). Однако финальный отсмотр и принятие решений все равно останутся за человеком. К примеру, помимо сюжета и контекста, необходимо теперь оценивать и положительную или отрицательную окраску действий героев.

Редактор по запросу

Как показала практика телеканалов и видеосервисов, компаниям пришлось пойти на значительные изменения как организационных, так и бизнес-процессов. Кто-то отправлял сотрудников (редакторов-модераторов, юристов и т. д.) на обучение, кто-то добирал штат для технической обработки контента. Однако такие действия все-таки стоят дорого для каждой отдельной телекомпании или видеосервиса и будут долго окупаться. Предэфирная подготовка контента, сделанная специализирующимися на этом внешними экспертами, позволяет СМИ, телеканалам и VoD-платформам не заниматься самостоятельно поиском и содержанием специалистов соответствующей квалификации, и, тем не менее, подготовить свой контент для публикации в соответствии с законодательством.

Компании, которые предоставляют подобные услуги проверки юридической чистоты видеоконтента, уже появились и работают в России. Они позволяют участникам медиарынка оптимизировать затраты на оплату труда (ФОТ) персонала телеканала, не закупаться самостоятельно дорогостоящим оборудованием, требующим периодической модернизации. Также предэфирная подготовка контента на аутсорсинге позволяет оптимизировать затраты на покупку лицензий ПО и техподдержку оборудования.

В результате, законодательное регулирование содержания современного контента фактически формирует новый рынок юридической очистки публикуемых произведений. Причем ЛГБТ-пропаганда – не единственная юридически значимая тема. Есть еще и просмотр на указание статуса иноагента, выявление сцен курения и демонстрации алкоголя, защита чувств верующих и многое другое.

Казалось бы, можно было поручить предэфирную подготовку искусственному интеллекту. Как я уже говорил, автоматизировать процессы на одном из последних этапов приведения контента к законодательным нормам возможно. Однако это малая толика работ, которые можно поручить ИИ. К примеру, вырезать сцены по уже согласованному экспертами хронометражу. Все же пока еще человека в процессе предэфирной подготовки контента полностью заменить невозможно, несмотря на все прорывные технологии. AI в данном случае может выступать лишь помощником, и технологиям еще есть куда развиваться.

*ЛГБТ – признано экстремистским, его деятельность запрещена в РФ.

Об авторе

Григорий Урьев
Генеральный директор компании "Синтерра Медиа"