Тарифная политика "Россетей" заставляет операторов демонтировать сети связи

Владимир Карасёв 30.08.2023

Ситуация, которая сложилась у нашей компании с ПАО "Россети Московский регион", сама по себе парадоксальна. Я думаю, что не только у нашей компании, но и у всех операторов связи России, которые ведут монтажные работы по подключению к сети Интернет частного жилого сектора в городах и сёлах России. 

Президент РФ Владимир Владимирович Путин на всех форумах ставит задачу: "интернет в каждую деревню". Мы как законопослушные операторы, обладающие необходимым техническим и творческим потенциалом, прокладываем оптические линии связи в сельские населенные пункты, подключаем к высокоскоростному интернету все социально значимые объекты: школы, детские сады, ФАПы, амбулатории, ну и, конечно, частный сектор. Естественно, для достижения поставленной президентом задачи в самих деревнях мы используем опоры ПАО "Россетей", так как ставить свои опоры нам не разрешает отдел архитектуры и градостроительства. Мы понимаем, что в соответствии с законом "О связи", мы обязаны платить за использование чужой инфраструктуры, но в Законе написано: "за соразмерную плату". Однако компания ПАО "Россети Московский регион", являющаяся монополистом и собственником опор, вместо того чтобы оказывать операторам связи содействие в реализации задач, поставленных президентом РФ, решила, что на этом можно хорошо заработать и быстро окупить стоимость опор за счет операторов связи.

В августе мы были вынуждены приступить к демонтажу уже построенных нами волоконно-оптических сетей связи в деревнях с низкой рентабельностью.  Нам проще и дешевле вернуть деньги собственникам частных жилых домов, которые подключились к сети интернет и телевидению, чем производить оплату "Россетям" за использование их опор. 

Бизнес сводится к нулю из-за непомерно высокой платы – 81 рубль за  одну опору в месяц. Простой математический расчёт показывает, что полная стоимость одной железобетонной опоры окупается за семь лет только за счет оператора связи. При этом срок ее службы составляет не менее 30 лет.

Тариф, установленный Россетями – 81 рублей в месяц – был бы для нас приемлемым, если бы мы с каждой арендуемой опоры подключали  бы  один частный дом. Однако во многих деревнях подключается всего несколько абонентов.

Например, в деревне Иванчиково, в которой мы демонтировали наши сети, мы смонтировали  ВОЛС  по  62  опорам,  из  расчета сразу на все частные дома деревни,  а  подключились  только  три   дома. Рентабельность, соответственно,  отрицательная.  Такая ситуация наблюдается во многих деревнях,  несмотря  на  то,  что  цены  наши  за  услуги  связи очень демократичны: 750 рублей в месяц за 100 Мбитный интернет + 100 ТВ каналов. Цены за подключение мы также держим на низком уровне – они только окупают стоимость оборудования. Стоимость подключения частного жилого дома составляет 6000 рублей, в которые входит полная стоимость оптического кабеля по технологии "оптика в дом" и оборудования а именно: абонентский терминал G-PON, кросс-шкон, оптический патч-корд и медный патч-корд до роутера-маршрутизатора или компьютера. Месячный тарифный план зависит от скорости передачи данных в сети Интернет. Монтажные и пусконаладочные работы мы осуществляем практически бесплатно.

Сейчас будем демонтировать волоконно-оптическую сеть на улице Луговая в деревне Мендюкино. На данном участке 64 опоры, а подключено 4 частных дома. Люди уже извещены, привозят оборудование – абонентский терминал, роутер-маршрутизатор. Мы возвращаем деньги в полном объёме. 

Вчера обсуждали данный вопрос с несколькими операторами связи Московской области. С завышением тарифов столкнулись операторы "Флекс" (Ногинск), "Гарантия" (Коломна), "Рост" (Луховицы), ИНКО-Телеком (Зарайск и Луховицы). Это не только в нашем регионе, но и по всей Московской области много таких операторов.

Многие операторы отмалчиваются, кто-то договаривается, вместо того, чтобы консолидироваться. Несколько операторов выиграли дела в суде и для них был установлен тариф: 57 рублей за одну опору. Но для сельской местности это все равно много. Здесь тариф за одну опору должен составлять не более 10–20 рублей в месяц. Тем более, что окупаемость затрат за эксплуатацию опор у "Россетей" есть и без нашего участия. Цена за обслуживание этих опор уже включена в стоимость их услуг на предоставление электроэнергии.

Мы считаем, что данный вопрос должен решаться на правительственном уровне, если мы хотим дать по-настоящему высокоскоростной интернет в периферийную часть городов и сельскую местность. Жители деревень и сёл, конечно, могут использовать интернет через сотовую связь, но с каждым годом растёт число приобретаемых ими телевизионных панелей с технологией Smart. Надо откровенно признать, что мобильный интернет не тянет данную технологию, телевизионная картина периодически подгружается, да и не сопоставимы скорости передачи данных по ВОЛС и через сотовый модем. 

Накануне я отправил письмо Министру Мингосуправления информационных технологий и связи Московской области Надежде Васильевне Куртяник. В письме я объяснил, что "Россети" не должны уравнивать тарифные планы на аренду опор операторами связи в городе и в сельской местности. Стоимость аренды опор в городе частично окупается охватом абонентов многоэтажных жилых домов. В деревнях и селах при монтаже ВОЛС, в соответствии с проектом, мы сразу строим сеть из расчета охвата 100% частных жилых домов, соответственно, используя все опоры данного населенного пункта. А по факту подключаются пока 10–15% частного сектора, которые даже частично не окупают затраты предприятия. Есть деревни с многоэтажным жилым фондом, но это же не город, там 5–7 трех-/четырехэтажных жилых домов. Затраты на прокладку ВОЛС большие, так как связаны с земельными работами: копка многокилометровой траншеи под ВОЛС до населённого пункта с последующей укладкой в неё ВОК, затем уже монтаж ВОК по опорам Россетей 0,4 кВ. Свои опоры нам не даёт устанавливать отдел архитектуры и градостроительства, в котором говорят: "Вы нам такой частокол тут устроите..."

Если "Россети" в ближайшее время не изменят ценовую политику за эксплуатацию опор, мы вынуждены будем демонтировать наши сети в населённых пунктах с отрицательной и низкой рентабельностью.  Необходимо, чтобы “Россети” установили различные тарифы для города и сельской местности. Тогда будет смысл продолжать работать и развиваться в деревнях и сёлах.

Текущая же ценовая политика “Россетей” неминуемо приведет к увеличению стоимости услуг операторов связи не только для абонентов нашей сети, но и при предоставлении услуг для государственных нужд. Остановка развития строительства сетей связи приведёт к отсутствию технической возможности подключения объектов социальной значимости к системе видеонаблюдения по системе "Безопасный регион", а это сельские территориальные управления, видеонаблюдение за состоянием дорожного движения, детских игровых площадок и т.д.

В принципе, вся ситуация предельно ясна – она идентична для  всех  операторов связи Подмосковья: жмут и давят со всех сторон.

Весь парадокс  заключается  в  том,  что операторов связи  сейчас развелось  очень много. "Большому брату" трудно уследить за нами: надо содержать огромный аппарат Роскомнадзора и ФСБ. Национализировать сети и  средства  связи  операторов – как-то неправильно и не актуально,  значит, надо создать невыносимые условия для нас,  чтобы мы либо  продались,  либо слились с более крупными компаниями, что, по-моему, с успехом сейчас и делается.

Об авторе

Владимир Карасёв
Директор ООО "Квант"