Закон о рекламе: крайними снова окажутся операторы

Алексей Амелькин 30.06.2014
Новость о законопроекте с поправками в закон о рекламе, похоже, потрясла телекабельную отрасль. Давно нас так не трясло. Хотя это ж не новость: пробные шары были закинуты давно, тот же Алексей Волин на конференции CSTB-2014 заикался об этом. Но как-то тогда никто не озаботился проблемой, все дружно посчитали, что дело это долгое, и нас обязательно спросят. Но не спросили, как и вообще по поводу законов обычно и не спрашивают, даже странно, что можно было подумать иначе. Забыли, что наш законодательный орган давно уподобился принтеру.
 
Понятно, что запрет рекламы на платных каналах заденет эти самые телеканалы, и может повлиять на отрасль в целом, но об этом уже написано, так что нет смысла повторять. Однако, я заметил, что операторы как-то уж слишком спокойно восприняли эту новость, а некоторые даже с ехидством: пускай телеканалы сами разбираются, прочувствуют, так сказать, какого нам было с вещательными лицензиями, да и отсутствие рекламы на нас не отразится, а может даже так и лучше.
 
Позлорадствовать могу и я, ведь когда мы в Верховном суде бились против вещательного лицензирования, нас действительно ни из СМИ, ни из телеканалов никто не поддержал, да и жалобу в Генпрокуратуру поддержала только одна компания. Но нельзя забывать, что крайними в нашей отрасли по традиции являются именно операторы связи, так что реальность для нас может оказаться далёкой от ожиданий. Поэтому придётся нагнать тоски и предложить варианты развития событий.
 
Вероятный каналопад добавит нам радости от перестройки спутниковых антенн и другого оборудования, что и так последнее время стало нашим основным занятием - мало нам замен и падений спутников. Также возрастёт время любезного общения по этому поводу с нашими абонентами. Только всё это не слишком страшно, есть варианты и похуже.
 
Вариант А развития событий, так скажем, не страшный. Согласно той формулировке, что есть в законопроекте, реклама "пропадёт" с эротических телеканалов, "Нашего футбола" и им подобным, продаваемым а-ля-карт, ведь только эти телеканалы продаются исключительно по платной подписке или с применением декодирующих устройств. Все остальные платные встречаются у разных операторов в разных пакетах, в том числе в социальных, и строго говоря, под формулировку не подпадают. В крайнем случае любой платный телеканал может отдаться кому-нибудь по связному договору, и заявить, что теперь он якобы уже не такой.
 
Но когда наши радетельные законодатели увидят опять рекламу на телеканале, например, Discovery, они свою недоработку поймут, и ситуация перейдёт в Вариант Б, хотя вряд ли что помешает этому варианту быть первым и единственным.
 
Здесь всё гораздо хуже. Раз реклама на платных телеканалах запрещена, то Роспотребнадзор, Роскомнадзор или ФАС, причём скорее всего по жалобе какого-нибудь озабоченного абонента, начнут требовать, чтобы на телеканалах, распространяемых операторами в доппакетах не было рекламы. И это будет та ещё задача: делать один пакет, называть его социальным или строго разбирать телеканалы: с рекламой в социалку, за которую берём минимальную плату на техобслуживание, без рекламы — в допы. Это вам будет не антенну покрутить по поводу падения спутника! Причём один пакет может и не спасти: продвинутый абонент вполне может заявить, что не хочет платить лишнего, то есть за телеканалы без рекламы - ведь теперь-то он точно будет понимать, какие каналы действительно платные, а какие нет.
 
При этом надежда малых операторов, что вот сейчас некоторые эфирные телеканалы, которые с нас требуют оплаты, теперь не будут делать этого, на самом деле основания под собой не имеют: свободу договора никто пока не отменял.
 
Фантастика? Подумайте, сколько всего "напечатанного" в законах, с чем мы сейчас живём, мы несколько лет назад и представить себе не могли...

Об авторе

Алексей Амелькин
Президент Ассоциации операторов кабельного телевидения "Макател"