Банки могут обязать отменять подписки на онлайн-сервисы по требованию клиента

28.03.2023 16:30

Глава "Общественной потребительской инициативы" (ОПИ) Олег Павлов предложил разрешить банкам отменять списывание денег, которое производится без согласия пользователей, с банковских карт за подписки на онлайн-сервисы. Соответствующее заявление он направил руководителю ЦБ Эльвире Набиуллиной. 

Необходимость, по мнению Павлова, в этой практике обусловлена тем, что сейчас увеличивается число операций по запросам мошенников и просто не вполне порядочных предпринимателей, не исключая крупнейшие интернет-площадки и популярные медиасервисы, пишут "Известия".

Ключевой упор сделан на подписках, предполагающих продление платежей и отписаться от которых не всегда возможно. Большинство жалоб клиентов связано с площадками, которые предлагают доступ к аудио- или видеоконтенту. Обычно, по словам главы ОПИ, плательщик в этом случае обращается в банк с просьбой прекратить дальнейшие списания средств. Однако там клиентам предлагают перевыпуск карты, что зачастую влечет за собой дополнительные расходы, или отправляют людей решать этот вопрос с тем сервисом, где была оформлена подписка.

В связи с этим, Павлов просит ЦБ дополнить требования к банкам, которая закрепит норму о том, что они не вправе отказывать плательщику в отзыве акцепта на списания и не должны осуществлять перевод денежных средств по требованию получателя средств.

Ранее также депутат "Единой России", координатор партийного проекта "Цифровая Россия" Антон Немкин предлагал законодательно обязать интернет-сервисы предупреждать клиентов о планируемых списаниях. Законопроект будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. 

В банках подтверждают, что они не имеют оснований прекратить списание денег по подписке по просьбе клиента, так как выступают сторонним лицом в договоренностях между держателем карты и поставщиком услуги. Если привлекать к этому банки, придется наделять их большими полномочиями, что, в свою очередь, приведет к необходимости изменения требований в текущем законодательстве, считают эксперты. Более того, издержек на реализацию такой инициативы может быть больше, чем выгод от нее для клиентов.

Некоторые кредитные организации предлагают услугу, например в мобильном приложении, которая позволяет заблокировать периодические платежи без обращения к компании, предоставляющей сервис. В других банках можно в режиме одного окна посмотреть все подписки без возможности отмены.

Эксперты отрасли и представители нескольких сервисов считают инициативу ОПИ избыточной, так как, по их словам, подписка легко отменяется внутри самого приложения или сайта. Некоторые сервисы для удержания пользователей еще предлагают различные бонусы и скидки на услуги.