Канал HGTV Home&Garden принял участие в исследовании пространства дома в массовой культуре

Специалисты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ совместно с телеканалом о доме и ремонте HGTV Home&Garden провели исследование, методами семиотики – науки об использовании знаков и их систем в общении. Исследователи хотели установить, каким пространство современного дома видит массовая культура и какие трансформации произошли с самим понятием дома за последние годы.

Проанализировав фильмы, рекламные ролики, публикации в прессе и другие тексты массовой культуры, эксперты изучили образ дома в трёх смысловых категориях: "Пространство дома", "Люди дома" и "Назначение дома".

В группе "Пространство дома" уходящим оказался код "Дом-музей", обозначающий дом как место для бережного хранения прошлого и предметов-носителей личной или фамильной памяти. А доминируют коды "С нуля" и "Среди своих", отражающие тренды к "расхламлению", организации пространства и налаживанию добрососедских отношений. Новыми развивающимися кодами стали "Тактильность" (стремление наполнить дом различными текстурами), а также "Снижение потребления", то есть экологичный тренд.

В смысловом пространстве "Люди дома" код "Традиционная семья" отмечен экспертами как уходящий, на смену ему пришли доминантные коды "В ритме города" и "Полнота жизни", а также развивающийся код "Новый быт". Новые бытовые условия, в том числе благодаря службам клининга, доставки и другим, позволяют работающей женщине дома отдыхать, а не "работать во вторую смену". Кроме того, дом стал восприниматься, как несколько хаотичное пространство, где не всё идет по плану, можно нарушать табу и устанавливать собственные правила.

В поле "Назначение дома" в числе уходящих кодов оказалось "Застолье", а доминирующим стал код "WFH-Культура" (work from home). Дом превратился в хаб городского стиля жизни и стал выполнять функцию домашнего офиса, фитнес клуба, а при определенных обстоятельствах больницы/тюрьмы/изоляции. Развиваются коды "Контент-Хаус", обозначающий дом, как место жизни и лабораторию для совместного творчества, и "Мета-дом", отражающий дом, как новое пространство для самовыражения, новую природу (metaverse), которая сращивает все больше физического и виртуального.

Исследование представила Людмила Запорожцева, Ph. D. в области семиотики и культурных исследований, профессор НИУ ВШЭ. А открытый разговор о доме поддержали эксперты: политолог Екатерина Шульман, организатор пространств Жанна Васенина, руководитель московского офиса компании INTELLIGER Дарья Макурова.