Минсвязи предлагает перекроить схему производства спутников связи

25.07.2014 12:57
Вчера на заседании Правительства министр связи и массовых коммуникаций Рф Николай Никифоров выступил с докладом (полный текст доклада размещен на сайте Минсвязи) о состоянии российской спутниковой группировки гражданского назначения, в рамках которого внес предложения по существенному изменению схемы финансирования и создания спутников связи.
 
В частности, министр призвал отказаться от помощи зарубежных партнеров при строительстве космических аппаратов, объяснив это необходимостью снижения зависимости от других стран в спутниковой отрасли. 
 
"Первый и главный тезис — мы заказываем только российские спутники. Российские инженеры, российские предприятия, российские космические аппараты, российские запуски. Очевидно, что в современных условиях мы не сможем обеспечить гарантированного развития нашей гражданской спутниковой группировки, если будем зависеть от зарубежных партнеров. Сейчас эта зависимость чрезвычайно высока: 80-90% импортных компонентов в полезных нагрузках и до 30-40% в платформах космических аппаратов", - пояснил министр необходимость такого шага.
 
Далее Николай Никифоров сообщил о необходимости повысить с нынешних 3% долю российских компаний на мировом рынке спутниковых услуг связи и вещания. Для этого, по мнению министра, надо "решить проблемы, связанные со сроком производства космических аппаратов гражданского назначения, обеспечить гарантии их успешных запусков, а также безупречной работы в рамках срока активного существования".
 
Ну а чтобы достичь всего вышеперечисленного, Минкомсвязи предложило перейти на так называемый контракт полного цикла, то есть перенести финансовую ответственность и компенсацию упущенной выгоды оператора спутниковой связи на компанию-производителя космического аппарата. Соответственно, это ляжет либо на плечи "Объединенной ракетно-космичской корпорации" (ОРКК), либо на подрядчиков, которых она будет привлекать к строительству спутников.
 
"Мы заказываем спутник к определенной дате. Он должен появиться на орбите и заработать в установленный срок. Каждый месяц или год жизни спутника имеет конкретную цену, исходя из упущенной выгоды оператора. Она и должна быть основой для расчета компенсации. ОРКК, либо одно из предприятий-подрядчиков ОРКК, являясь единственным исполнителем должно гарантировать это", - уточнил Никифоров.
 
Проще говоря, в будущем все финансовые риски, проблемы со спутниками, задержки в их запуске и неудачные запуску перейдут в зону полной ответственности ОРКК. "Конечно же, исполнитель должен будет страховать свои риски, но это именно та системная рыночная модель, которая за 5-7 лет радикально изменит качество наших спутников", - добавил министр связи.
 
В своем докладе Николай Никифоров выделил также еще один важный момент - схему финансирования строительства КС, которая, на взгляд министерства, несовершенна и требует изменений.
 
"До настоящего времени у нас сохраняется запутанная и неоптимальная схема перекрестного финансирования, которая была сформирована при реализации постановления Правительства РФ №626 от 25 августа 2001 года «О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения», - рассказывает министр. - Схема предполагает многократное перекрестное субсидирование, которое включает и многомиллиардные субсидии Россвязи на производство спутников, и условно-бесплатные ракеты в рамках Федеральной космической программы, и символические тарифы на услуги связи для спецпотребителей. Это еще один фактор, который породил целый ряд проблем, вылившихся в итоге в задержки с производством космических аппаратов, и в незастрахованные аварии ракетоносителей".
 
Основываясь на этом опыте, министерство разработало и согласовало новую "четкую, понятную и прозрачную схему тарифицирования услуг космической связи для спецпотребителей (президентская, правительственная и специальная связь) и простую, одноканальную схему финансирования этих услуг из средств федерального бюджета", предлающую, по сути, снижение госсубсидий и увеличение внебюджетных источников финасирования создания спутников для того же ФГУП "Космическая связь". 
 
"При этом мы также понимаем, что при новых контрактных условиях, новых тарифах на услуги и при отсутствии государственного субсидирования средства на изготовление спутников «Космической связи» придется привлекать уже самостоятельно, причем в большей части на долговом рынке, нежели на кредитно-банковском. Предприятию придется отвечать по долговым обязательствам не только ответственностью за финансовый успех бизнеса по предоставлению услуг, транслируя ответственность на ОРКК в части производства, запуска и гарантированного срока жизни спутника, но и гарантировать погашение долговых обязательств правом собственности на активы предприятия", - объяснил некоторые особенности нововведений Никифоров.
 
Также он заявил, что все вышеуказанные изменения в деятельности ГПКС невозможны, если предприятие будет и далее существовать в форме ФГУП, поскольку ФГУП не может быть собственником активов и имущества. В данном случае им является государство, которое передает ФГУПу имущество и активы в оперативное управление.
 
"Для нормальной работы на долговых рынках предлагаем Правительству поручить Минкомсвязи представить согласованные предложения об акционировании ФГУП «Космическая связь» с 100% долей государства и сохранением предприятия в списке стратегических предприятий страны", - подытожил свое выступление Никифоров.