На Украине за год в 2 раза выросло количество OTT и IPTV-домохозяйств

17.04.2014 15:41
На Украине в 2013 году количество домохозяйств, использующих OTT и IPTV составило чуть более 340 тысяч (5,5 % от общего количества домохозяйств платного телевидения). А годом ранее данный показатель составлял только 2,5 %, — об этом сообщают результаты нового исследования аналитической компании Expert & Consulting, о котором пишет “Капитал”.
 
Согласно исследованию Expert & Consulting, по итогам IV квартала 2013 года количество украинских домохозяйств, смотрящих кабельное аналоговое ТВ сократилось на 7,6 % и составило 3,9 млн. Спутниковое телевидение же занимает долю в 3,8 млн домохозяйств в общем объеме домохозяйств Украины.
 
Разумеется, развитию интернет-телевидения в Украине способствует увеличение проникновения интернета и устройств для приема сигнала интернет-ТВ (смартфонов, планшетов, телевизоров с функцией Smart TV). Так, согласно данным Expert & Consulting, одно домохозяйство для просмотра видеоконтента в интернете использует в среднем по два компьютера, телевизора и смартфона. То есть, в целом это 5‑6 устройств.
 
Если IPTV является локальной сетью и предоставляется в рамках одного интернет-провайдера, то сигнал OTT могут принимать абоненты всех провайдеров. Причем операторы IPTV могут гарантировать качество приема “картинки”, но прием сигнала через OTT-технологию будет зависеть от скорости доступа к интернету конкретного оператора.
 
Видеосервис “Диван ТВ” начал работу в 2011 году, позиционируя себя как онлайн-кинотеатр, позднее добавив прямую трансляцию телеканалов в интернете (предлагает наиболее дорогой пакет по цене 119 грн в месяц — 181 канал на экране телевизора и 75 телеканалов на сайте или подписка только на мультимедийный контент за 35 грн в месяц). С 2012 года заработали онлайн-кинотеатры Мegogo.net и Oll.tv (последний входит в медиагруппу “Украина”), которые сначала предоставляли доступ только к видеотеке. Если Мegogo.net предоставлял доступ по рекламной модели, то Oll.tv — по подписной (стоимость подписки на месяц составляет 40 грн, на год — 399 грн). Начальника отдела коммуникаций и связей с общественностью медиагруппы “Украина” Сергей Товстенко-Забелин сообщает, что сейчас общее количество подписчиков Oll.tv насчитывает несколько сотен тысяч, а постоянных — несколько десятков тысяч. В 2014 г. представители данных видеосервисов задумались о внедрении линейного телевидения. Весной Oll.tv получил уже более 15 лицензий на предоставление программной услуги по технологии IPTV. (планируется использовать сети оператора “Укртелеком” с потенциальной абонентской базой в 1,6 млн пользователей). На прошлой неделе стало известно, что к запуску интерактивного ТВ готовится также Мegogo.net (на сегодня оператор в тестовом режиме предоставляет доступ к семи украинским телеканалам).
 
Интерактивным телевидением интересуются не только видеосервисы, но и крупнейшие украинские операторы кабельного телевидения — “Воля” и “Триолан”. Весной 2013 года “Воля” запустила OTT-услугу “Воля Smart HD” (15 тысяч абонентов, 3 тысячи из которых являются также пользователями онлайн-фильмотеки компании, стоимость пакетов варьируется от 90 до 150 грн, доступ к фильмотеке — 30 грн).
 
Директор киевского провайдера “Триолан” Вадим Сидоренко рассказал, что компания предоставляет доступ только к интернет-телевидению. “Общая база абонентов у нас составляет более 40 тысяч, однако количество абонентов, которые платят, — всего 2‑3 тысяч”, — отмечает он, поясняя, что пользователи доплачивают только за премиальные телеканалы по отдельности (в среднем абоненты тратят 20‑30 грн в месяц).
 
Аналитики компании Expert & Consulting отмечают, что в среднем пользователи интернет-телевидения ежемесячно расходуют 80 грн. Потенциальные пользователи готовы платить в два раза меньше — только 39 грн.
 
Относительно популярности контента представитель “Воли” выделил зарубежные фильмы и сериалы, представитель divan.tv сообщил об интересе к независимым нишевым телеканалам, представитель Oll.tv отметил, что 30 % контента приходится на спортивные программы, 20 % — на премьеры сериалов, на эротику и премьерные фильмы — по 5 %.
 
Добавим, что глава Национальной телекомпании Украины (НТКУ) Зураб Аласания предлагает ввести налог на общественное телевидение для развития общественного вещания на Украине, ссылаясь на пример Великобритании, — об этом пишут “Киевские Ведомости”.
 
Вариант, который используется в Греции, где налог на ТВ включается к оплате за электроэнергию, Аласания считает не совсем честным. Однако представители региональных телекомпаний, в частности, директор Харьковской областной телерадиокомпании, полагают введение такой оплаты единственным выходом для Украины и региональных телеканалов.
 
Уже российские “Ведомости” пишут о том, что выросли долги украинских телеканалов перед российскими телекомпаниями и продюсерами за ранее купленный контент. Данному вопросу было посвящено специально созванное совещание у замминистра связи Алексея Волина. “По просьбе телекомпаний министерство предоставило площадку для обсуждения ситуации на Украине и выработки консолидированной позиции индустрии”, — сообщили в министерстве.
 
В 2013 году украинские каналы купили права на российский контент общей стоимостью в $200-300 млн. По оценке KVG Research, российские телеканалы потратили только на чисто премьерный контент (в 2012 году) 38,8 млрд рублей (около $1,3 млрд, данных за 2013 год нет). Ситуация на Украине прояснится в течение месяца, будет более понятно экономическое положение местного телевидения, поэтому участники собрания решили собраться через месяц для дальнейшего обсуждения ситуации.
 
UPD
Парламент Украины принял закон об общественном телевидении и радиовещании в Украине, — об этом сообщает “Украинская Правда”. За проект закона № 1076 от 12.12.2012 проголосовали 243 депутата. Законопроектом предусмотрено создание юридического “Национальная общественная телерадиокомпания Украины”.