Объем российского рынка услуг связи в 2023 году превысил 1,9 трлн рублей

29.12.2023 15:37

В уходящем году российский рынок услуг связи в 2023 году вырос на 5,1%. Таким образом, его объем составил 1,9 трлн руб. И это самая высокая динамика рынка за последние более чем 10 лет. Такие данные в своем отчете приводит аналитическое агентство ТМТ Консалтинг.

Как и в предыдущие годы, драйвером роста в этот раз стал рынок мобильной связи. Так, по итогам 2023 года, на него пришлось пришлось 61% доходов отрасли. На этом фоне улучшились и показатели других крупных сегментов рынка, отмечают эксперты. Например, проникновение широкополосного доступа в интернет в 2023 году составило 54%. Абонентская база, в свою очередь, приросла на 1,4%. Доходы — на 2,5%.

Небольшой рост клиентской базы обеспечивается за счет расширения сетей операторов в пригороды крупных городов и частный сектор. А рост рынка платного ТВ при этом завершился. Так, число абонентов сократилось на 0,1%. Главной причиной такого оттока эксперты ТМТ Консалтинг называют конкуренцию с ОТТ-видосервисами, проблемы с вещанием у операторов спутникового ТВ. Доходы также снизились — на 0,6%.

В этом году проблемы с вещанием появились и у операторов спутникового ТВ. Так, согласно результатам исследования, их доходы снизились на 0,6%. В первую очередь, из-за санкций, которые проводят спутниковые операторы ради удержания своих подписчиков. Динамика доходов платного ТВ определяется же разнонаправленными факторами. С одной стороны, растут тарифы, успешно развивается платный сервис видео-по-запросу, распространяется партнерство с онлайн-кинотеатрами. А с другой —  положительно на общий счет, но негативно на выручку  влияет увеличение доли пользователей пакетов услуг.

В целом же, по оценкам аналитиков, в ближайшие годы определять динамику будет в первую очередь сегмент мобильной связи. Он остается наиболее крупным, а также показывает относительно высокий рост выручки. Кроме того, также высока вероятность ускорение роста в ключевых сегментах фиксированных услуг. Дело в том, что задача повышения стоимости там решается, однако возможности ограничены в условиях высокой конкуренции, в том числе со смежными рынками, а также ввиду сложностей, возникающих у отдельных игроков рынка. Услуги связи по-прежнему останутся основным источником доходов для операторов. Вместе с тем точка роста их выручки продолжит смещаться в нетелекоммуникационный сектор — медийные сервисы, а также ИТ-продукты и решения. 

Напомним, как ранее писал "Кабельщик", в прошлом году объем рынка телекоммуникаций превысил 1,8 трлн рублей.