"Протон" потерпел крушение 16 мая вследствие производственного дефекта

09.06.2014 16:30
Завершена работа комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя "Протон-М". В субботу, 7 июня Александр Данилюк, первый замгендиректора ФГУП "ЦНИИмаш" и глава комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" 16 мая, представил результаты расследования руководству Роскосмоса, — об этом сообщили "Известия". 
 
Данилюк прокомментировал: "Члены комиссии — а их больше 20 человек — пришли к выводу, что причиной аварии стал производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата. Эта версия окончательная, не думаю, что тут нам будет что добавить".
 
Напомним, что 16 мая ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником связи "Экспресс АМ4R" стартовала с Байконура. На 324-й секунде полета начала работу третья ступень. Она должна была закончить на 583-й секунде, но уже на 546-й секунде телеметрия показала резкое падение давления в рулевом двигателе третьей ступени. Разрушение третей ступени произошло на высоте 160 км при скорости полета 7 км/с. Все составные части, а также компоненты топлива сгорели в плотных слоях атмосферы. Спутник должны были вывести на геостационарную орбиту в точку стояния 80° в.д. 
 
Если следовать версии комиссии, то производственный дефект был допущен на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), который является филиалом центра Хруничева. В "Хруничеве" пояснили, что закупка, установка и испытания подшипника проводились именно на ВМЗ. 
 
Но источник в руководстве "Хруничева" рассказал, что считает выдвинутую комиссией версию несостоятельной. "Версия с подшипником никак не ложится в те математические модели, которые сделаны. Но альтернативной версии у нас нет. Честно говоря, мы сами не понимаем, что произошло, однако и в Центре Хруничева, и в Конструкторском бюро химавтоматики, где разрабатывался двигатель, полагают, что версия о подшипнике здесь не подходит", — отмечает источник.
 
Данилюк парировал, что Центр "Хруничева" является заинтересованной стороной, поэтому в составе комиссии по расследованию причин аварии их представителей нет, а точка зрения специалистов Центра не является единственно правильной. "Оценку производили независимые эксперты, и среди них особых разногласий не возникло", — подвел итог Данилюк. 
 
Добавим, что пока причины аварии не будут установлены и локализованы на производстве, не будут возобновлены старты "Протонов". Поэтому, если работа комиссии затянется, то придется сильно менять пусковую программу в течение года. Так, на неопределенное время может быть перенесен запуск "Экспресс-АМ6″, который должен был состояться 15 июля.
 
Больше всего неудачных запусков последних лет произошло благодаря нештатной работе разгонных блоков "Бриз". Поэтому чаще всех претензии были направлены к омской компании ПО "Полет" ("дочке" Центра "Хруничева"). Еще в августе 2012 года от занимаемой должности были освобождены заместитель гендиректора по качеству и сертификации "Полета" Владимир Приходькин, а также главный технолог, заместитель главного инженера по качеству "Полета" Сергей Анохин, а генеральному директору "Полета" Григорию Мураховскому был объявлен выговор.
 
Предварительной версией был отказ рулевого двигателя третьей ступени. Оставалось неизвестным, из-за чего упало давление в двигателе. Причиной мог быть как посторонний предмет, случайно попавший в агрегат при его сборке, так и расхождение сварного шва и др. Сразу были исключены версии ошибки в расчетах и сбоя в системе управления, так как запуску ракеты предшествовал смоделированный полет с теми же исходными данными, по которым была составлена программа реального полета.
 
Убытки России от потери спутника "Экспресс-АМ4R" могут достигнуть 19 млрд рублей за 3 года. Единовременные убытки составили 10,64 млрд рублей: полная стоимость спутника по страховым документам — 7,8 млрд рублей, стоимость ракеты "Протон-М" — 1,521 млрд рублей, стоимость разгонного блока "Бриз-М" — 447 млн, стоимость головного обтекателя — около 170 млн рублей, стоимость услуг по запуску — 690 млн, стоимость транспортировки ракеты на космодром — 20 млн рублей. Причем, в течение 3 лет, пока не будет построен новый спутник, убытки будут расти, так как Россия должна будет арендовать отсутствующие мощности у зарубежных, либо частных российских вещателей (примерно $80 млн в год).
 
Напомним, что "Экспресс-АМ4R" был построен в качестве замены спутнику "Экспресс-АМ4″, который был потерян при запуске 17 августа 2011 года. После аварийного срабатывания разгонного блока "Бриз-М" спутник "Экспресс-АМ4″ оказался на нерасчетной орбите.
 
Напомним, что в 2014 году с помощью "Протона-М" должны были быть запущены еще четыре российских космических аппарата: три, созданных по заказу ГПКС ("Экспресс-АМ6″ в июле, "Экспресс-АМ8″ в августе, "Экспресс-АМ7″ в сентябре) и один — компании "Газпром космические системы" ("Ямал-401″ в августе). Также при помощи "Протона" в текущем году должны состояться еще несколько запусков иностранных спутников: SES (Astra 2G в III квартале), Inmarsat (Inmarsat-5 F2 в мае; Inmarsat-5 F3 в III квартале; EuropaSat в декабре), Администрации связи и транспорта Мексики (Mexsat 1 в июне), Turksat (Turksat 4B в июне), TerreStar Networks (TerreStar 2 в июне).
 
Достаточно неудачным оказался и прошлый, 2013, год для спутниковых запусков, так как часть из них была отсрочена из-за определенных неудач и не вовремя прибывших на стартовый комплекс спутников. В результате, только 18 коммерческих космических аппаратов были запущены в 2013 году.