Цифровизация. Переходный год. Как это отразилось на операторском бизнесе

Избранные 

К тому моменту как этот материал выйдет в печатном виде, Государственная Дума уже может принять закон, который переложит финансовую нагрузку по оплате цифрового эфирного вещания каналов второго мультиплекса в малых городах с плеч самих вещателей на федеральный бюджет. В условиях стагнирующего рекламного рынка и ухода активной (а значит, и платежеспособной) части зрителей в интернет по-другому и быть не могло. Мы же, войдя в "двадцатые" годы, решили вспомнить, с чего все начиналось и чем в итоге закончилась история "двадцатки". 

История вопроса 

14 декабря 2012 года Роскомнадзор провел первый и до настоящего момента единственный конкурс на право вещания в эфирной цифре. Соответствующее поручение Минкомсвязи было дано в августе того же года премьер-министром (а до 7 мая 2012 года президентом РФ) Дмитрием Медведевым. О необходимости конкурса и намерении его провести начали говорить еще в 2010 году, но сроки постоянно сдвигались.  

Каждый победитель конкурса на место в мультиплексе разово заплатил в федеральный бюджет за право вещания на всю Россию чуть больше 36 млн рублей и кроме того обязывался в течение трех месяцев с момента утверждения итогов конкурса заключить 10-летний контракт с государственным оператором связи РТРС, предоставить ему минимум четыре временных дубля вещания, EPG и подачу сигнала за свой счет. 

На десять заветных мест претендовали 17 конкурсантов, среди которых были такие телеканалы как "2×2", "02ТВ", Russia Today, ныне не существующий "21+" и даже, страшно представить, телеканал "Дождь", который, к слову, чуть не занял 19-ю кнопку вместо ТНТ, проиграв ему всего один голос членов комиссии. 

Примечательно, что явные фавориты, "на всякий случай", подали от себя сразу десять заявок (на все возможные места во втором мультиплексе), а, например, канал "Звезда" изначально шел на конкурс только на 7-ю (и никакую другую) позицию, и не прогадал. 

Поскольку входным барьером для участия было соотношение программ отечественного производства не менее 55% по отношению к программам зарубежного производства, на конкурс вовсе не пошли каналы "Ю" и "Дисней", запустившийся на месте "7ТВ" с начала 2012 года. 

Итоги того конкурса были для сторонних наблюдателей удивительны: в мультиплекс вошли целых два (!) спортивных канала, но ни одной кнопки от холдинга "Проф-медиа", тогда еще не ставшего частью империи "Газпрома". 

РЕН ТВ стал первым среди вторых, а СТС и ТНТ получили невыгодные с точки зрения маркетинга 13-ю и 19-ю кнопки, соответственно. Праздник был и на улице телеканала "Мир", в одночасье оказавшегося эфирным. 

Самый неожиданный результат получил холдинг Ивана Таврина: не пойдя на конкурс каналом "Ю", который, по сути, до осени 2012 года все знали именно как "Муз-ТВ", он, обратив внимание на незадолго до этого произнесенные слова Дмитрия Медведева о том, что в составе второго мультиплекса должен быть, по его мнению, музыкальный канал, быстро реанимировал проект "Муз-ТВ" как кабельный канал и неожиданно для многих выиграл конкурс, тем самым получив вместо одной эфирной сети две: "Ю" – в аналоге и "Муз"– в цифре. 

Итоговая "десятка" первого состава образца 2012 года в результате выглядела так: РЕН ТВ, ТВЦ, СТС, "Домашний", "Спорт 1", "НТВ + Спорт Плюс", "Звезда", "Мир", ТНТ, "Муз". 

Все последующие "дополнительные" конкурсы, как и частные решения Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, были связаны не с выделением новых цифровых частот, а с заменой одних уже существующих вещателей на новых. 

Государственно-молодежный мультиплекс 

Разрабатывая свои бизнес-планы, участники конкурсов на второй мультиплекс исходили из первоначальных положений федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации", предполагавшей повсеместное отключение аналога и переход на цифру еще в 2015 году. 

"Дебет с кредитом" уже тогда сходился далеко не у всех победителей. И причины выбывания из второго мультиплекса, с последующими "перевыборами", были преимущественно финансовыми. Что, впрочем, не помешало признать уже в сентябре 2013-го новым победителем конкурса на право вещания во втором мультиплексе канал "Спас", вряд ли бывший в тот момент более финансово устойчивым, чем повторно проигравшие претенденты на вакантную кнопку ТВ3, "Пятница" и "Дождь". 

Первым несовпадение будущих доходов и расходов почувствовал телеканал ТВЦ, привыкший за все время своего существования не столько зарабатывать, сколько тратить. Воспользовавшись удачной политической конъюнктурой, связанной с приходом нового мэра Москвы, только недавно выбранный "двенадцатым" канал, в соответствии с указом президента от 20 апреля 2013 года № 367 в одночасье стал "десятым", таким образом переместившись из состава "коммерческих" вещателей второго мультиплекса в "государственные" первого. Это позволило "ТВ Центру" переложить бремя своих расходов на вещание в цифре по стране на федеральный бюджет, но одновременно забило первый гвоздь в крышку гроба регионального ТВ, поскольку места для вещания в первом мультиплексе, первоначально предусмотренного предыдущим указом президента на эту тему, больше не осталось.  

Итак, первая "замена в команде" второго мультиплекса произошла менее чем через полгода после декабрьского конкурса. Осенью 2013-го место ТВЦ занял "Спас", в расширенной программной концепции которого говорилось, что он будет уходить от религиозной тематики и станет "консервативным общественно-информационным каналом". Следующее свободное место в составе второго мультиплекса появилось в конце все того же 2013 года, когда в ВГТРК прошла первая волна сокращения бюджета: из состава мультиплекса по собственной инициативе вышел канал "Спорт 1", и его место на 15-й позиции на "довыборах" по результатам декабрьского конкурса наконец-то (с третьей попытки) занял телеканал ТВ-3 (а проиграл опять "Дождь", бывший на этом конкурсе уже единственным соперником победителя). 

В кулуарах самого первого конкурса поговаривали, что изначально два спортивных канала в состав коммерческого мультиплекса вошли с весьма прозаичной и – опять же – экономической целью: чтобы конкурировать за зрителя, но не за зарубежные права на телетрансляции между собой: вкупе с тогда еще существовавшей "Россией-2" можно было бы выходить на международный рынок закупки спортивных прав единым пулом из трех каналов, добиваясь существенных преференций по цене. 

Пятница, 16-я 

Третью замену в составе второго мультиплекса иначе как спецоперацией не назовешь. Схема выглядела следующим образом: вновь создававшийся "Национальный спортивный канал" (тогда еще никто не знал доподлинно его эфирное название) получал сеть распространения, включая огромный пул аналоговых эфирных частот и 3-ю кнопку в первом мультиплексе, от канала ВГТРК "Россия-2", которая все это время предпочла хранить молчание по проекту, техническую базу от АНО "Спортивное вещание" (пул ПТС и другого "железа", оставшегося от сочинской олимпиады) и, наконец, людские кадры и права на трансляции от газпромовского телеканала "НТВ + Спорт Плюс". При этом стало вакантным шестое место во втором мультиплексе, которое по итогам третьих (и на сегодня последних) "довыборов" в сентябре 2015-го получил уже принадлежащий к тому времени все тому же "Газпром Медиа" телеканал "Пятница", предсказуемо обыграв "8 канал".  

Собственно, детище Николая Картозии участвовало и в самом первом конкурсе на второй мультиплекс (в декабре 2012-го), но тогда проиграло, поскольку ребрендинг из MTV только планировался, а случился лишь летом 2013 года. 

Спецоперацию чуть было не испортил некстати появившийся инсайд в федеральной прессе про "болельщика номер один", но в результате все у всех прошло хорошо, включая главного продюсера канала "Матч" Наталью Билан, двумя годами ранее выигравшую 14-ю кнопку для "Домашнего" в качестве генерального директора. 

Что же касается изначально платного спутникового канала "НТВ + Спорт Плюс", в 2019 году он умудрился реинкарнироваться третий раз, получив в порядке уступки от ныне обязательного "Матча" перед "выключением" сеть аналоговых частот во всех крупных городах, включая Москву и Питер. В эфире канал зовется "Матч. Страна", а в вещательной лицензии – все так же, как и десять лет назад. 

Вторую часть можно прочитать здесь.


Source URL: https://www.cableman.ru/article/tsifrovizatsiya-perekhodnyi-god-kak-eto-otrazilos-na-operatorskom-biznese