Цифровизация. Переходный год. Как это отразилось на операторском бизнесе-2

07.02.2020 16:56

Первую часть можно прочитать здесь.

Ешь, молись, плати 

Пару лет назад заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин призвал отрасль (и прежде всего региональщиков) "молиться", чтобы при запуске второго мультиплекса на полную мощность в 2019 году у федеральных вещателей "все получилось". На данный момент, судя по всему, получается не очень, но за эти семь лет произошло великое множество удивительных событий, позволивших избранным на конкурсе ФКК каналам стать действительно избранными. 

В 2015 году был принят закон о must carry, обязавший всех кабельщиков и спутниковых операторов транслировать каналы второй десятки ровно так же, как и первой: то есть бесплатно, в строгой последовательности и без любых вставок собственной рекламы, а также забирать исходный сигнал только от РТРС. 

Единственным оператором эфирной цифры в стране был утвержден государственный оператор связи. 

Был спешно принят, а потом так же оперативно частично "отыгран" назад закон о запрете рекламы на платных каналах. 

Была изменена схема запуска второго мультиплекса: если ранее предусматривалось, что его строительство будет вестись от малых городов к крупным, то затем передатчики вплоть до 2018 года включались только в городах 100+ (вещатели до 2019 года платили лишь за 300 цифровых передатчиков, и для рекламодателей такого охвата вполне хватало; с момента окончательного запуска эфирной цифры в полном объеме число этих передатчиков составляет более 5 тыс.: как говорится, почувствуйте разницу). 

Официальный измеритель рейтингов стал единственным, принадлежал ВЦИОМу и выбирался государством. 

Был создан монополист в области продаж телерекламы – Национальный рекламный альянс. 

Окончательный переход на цифру был дважды перенесен. 

Для каналов приняли послабление в области максимально допустимых объемов рекламы, позволив транслировать в прайме 12 минут вместо девяти. 

Тема новых конкурсов на право вещания в эфирной цифре до сих пор не разморожена, а упоминание о строительстве "дополнительных" мультиплексов в крупных городах исчезло из финальной редакции ФЦП. 

Бесплатное вещание "обязательных" в ОТТ и интернете вывели из правового поля закона о must carry.  

Все эти годы в прессе периодически всплывали публикации то про судебную тяжбу РТРС с "Муз-ТВ" за неоплату вещания в мультиплексе, то про вещание "Спаса" несколько лет без подписанного договора со связистами, а вновь назначенный президент медиахолдинга "Красная звезда" Алексей Пиманов в одном из интервью 2015 года прямо недоумевал, почему фактически принадлежащая государству "Звезда" должна платить за место в коммерческом мультиплексе на общих основаниях в то время как потраченный на проект "ОТР" бюджет предназначался именно этому каналу. 

Так или иначе, замминистра Волин абсолютно не лукавит, говоря, что изначально названный коммерческим второй мультиплекс по факту сейчас именовать таковым ну никак нельзя. В его составе есть помимо упомянутой "Звезды" вполне себе государственный "Мир", некоммерческий "Спас" (да, автор статьи в курсе, что на канале есть реклама в виде телемагазинов). И совершенно точно можно сказать, что для ряда других каналов – участников второго мультиплекса эфирный "колхоз" давно перестал быть делом добровольным. По крайней мере, с экономической точки зрения. 

А что первый? 

Одним из первых распоряжений правительства на тему цифрового ТВ, датированным аж ноябрем 2007 года, предусматривалось, что в число обязательных телеканалов необходимо включить (без конкретики в названиях): 1. общероссийский информационный канал, освещающий основные события, происходящие в нашей стране и за рубежом; 2. общероссийские информационно-развлекательные каналы; 3. общероссийский канал, освещающий события культурной жизни общества; 4. общероссийский детский канал; 5. общероссийский спортивный канал; 6. региональный канал, освещающий события, происходящие в каждом субъекте Российской Федерации. Пакет обязательных общедоступных радиоканалов предлагалось сформировать в составе радиоканалов "Радио России", "Юность", "Маяк" и одного регионального радиоканала в каждом субъекте РФ. Таким образом, планировалось, что "в каждом субъекте Российской Федерации пакет будет состоять из пяти или шести общероссийских, одного регионального телевизионных каналов и четырех радиоканалов, которые будут распространяться на территории проживания 100% населения субъекта Российской Федерации". 

Особенно драматичной выдалась "битва за детей": у каждого из вечных конкурентов – "Первого" и ВГТРК – уже был собственный детский канал ("Теленяня" и "Бибигон", соответственно), и никто из них не хотел уступать, предоставив в результате почетное право выбора государству. Оно же, в свою очередь, решило по-своему: указом президента Медведева от 24 июня 2009 года № 715 эти каналы были объединены, и симбиоз получил название "Карусель" с долей учредителей по 50% у каждого и двумя главными редакторами СМИ. Сам же объединенный канал запустился лишь в конце 2010 года. 

В том самом судьбоносном 2012 году стало понятно, что все обязательные каналы в первый мультиплекс уже не влезают (изначально он был рассчитан максимум под восемь телеканалов), и было принято очень своевременное решение (пока бóльшая масса телезрителей еще не купила себе новые цифровые телевизоры или приставки) о срочном переходе со стандарта DVB-T на DVB-T2. В результате в пакет стало возможным добавить сначала на 9-ю кнопку вновь созданное отдельным решением президента "Общественное телевидение России", а затем и уже упоминавшийся выше ТВЦ. 

Ирония ситуации в том, что именно на искусственно созданном все в том же 2012 году по указу президента Д. Медведева канале ОТР появились вставки региональных общедоступных каналов с кабельной 21-й кнопки, решение о чем было принято в 2019 году председателем правительства РФ Д. Медведевым

История же с фиксированным порядком кнопок первого мультиплекса появилась много позже, и ни один из опрошенных "Кабельщиком" экспертов рынка не смог доподлинно сказать, почему получилось именно так, а не иначе: если с порядковым номером "Первого" (1), "России" (2) и НТВ (4) все было логично и очевидно, а добавившийся к ним отдельным указом тогда еще питерский "общенациональный канал российских регионов" предсказуемо стал "Пятым" не только по названию, то тогдашние "Вести" (ныне "Россия-24"), "Культура" и "Россия-2" (нынешний "Матч") получили свои нынешние порядковые номера достаточно случайно. 

Итого, сейчас среди десяти каналов первой десятки есть как и самые рекламоемкие в стране, так и два телеканала вообще без рекламы (и это вовсе не детская "Карусель", а ОТР и "Культура"). 

Допустимые жертвы 

Существует легенда, что ТНТ получил свою 19-ю кнопку, а не прогнозировавшиеся всеми 12–13–14-ю как своеобразное наказание от членов ФКК за пресловутый "Дом-2" и "Камеди Клаб". Не сказать, что перемещение канала вниз в частотных планах кабельщиков после принятия закона о must carry сильно пошатнуло его аудиторные позиции, но и активности в деле продвижения канала в эфирной цифровой среде не добавило.  

Зато этой возможностью прекрасно воспользовались телевизионщики с "Мира", единственным посылом промокампаний которых долгое время было "смотрите нас во всех сетях на 18-й кнопке".  

Введение принципа "обязательности" в кабеле, конечно же, сильно добавило аудитории бывшим неэфирным каналам, но существенно расклад сил в топе главных каналов никак не изменило: "Спас" по доле аудитории находится сильно ниже многих тематических и "немультиплексовых" каналов (вроде "Кино ТВ", "Русского детектива" или "Че" с "2×2"), а "Матч" периодически и сейчас уступает платному "Дому кино" с бесконечными "Сватами". 

Тем не менее изменился контент самих каналов. РЕН ТВ с 2012 года отказался сначала от ночной эротики, затем от программы "Неделя с Марианной Максимовской", а следом и от темы гуманоидов (хотя его и сейчас принято этим троллить) и сделал упор на информационное и документально-публицистическое вещание.  

В программах типа "Танцы на ТНТ" стало больше социально ориентированных сюжетов и героев, а лица канала из "Камеди" начали призывать, к примеру, ходить на выборы.  

На "Звезде" стало предсказуемо больше политики и пропаганды силы российского оружия.  

"Муз-ТВ" может вручить награду Розе Рымбаевой или показать в своем эфире "Песню года". 

"Пятница" успешно монетизирует социальные драмы, в том числе тяжелые темы про онкологию, брошенных детей и бедность. 

У кого больше 

В 2020-м двадцатка обязательных каналов принадлежит или контролируется государством либо частными лицами с "государственной" политической позицией. 

Напрямую к Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании относятся 2-я, 6-я, 7-я кнопки (а также все три обязательных радиоканала и все региональные врезки в цифре, за исключением ОТР); 8-й кнопкой ВГТРК владеет пополам с "Первым каналом".  

В свою очередь, 1-я кнопка принадлежит как государству, так и холдингу "Национальная Медиа Группа", в составе которого также каналы 5-й, 11-й, 13-й и 14-й кнопки (а покупка 20-й кнопки, как минимум, обсуждалась сторонами в 2019-м году).  

"Газпром Медиа" собрал пакет из 3-й, 4-й, 15-й, 16-й и 19-й кнопок.  

Не входят в состав национальных медиахолдингов, но, по меньшей мере, частично финансируются из государственного бюджета ОТР (9-я кнопка), ТВЦ (10-я), Звезда (17-я) и "Мир" (18-я). 

Церковь у нас, как известно, отделена от государства, но канал "Спас" с 12-й кнопки, как и его собственник, – это нечто большее, чем религия, и чуть меньшее, чем политика. 

И наконец, среди топ-менеджеров и главных ведущих канала можно увидеть людей из кузницы кадров ВГТРК (генеральный директор ТВЦ Юлия Быстрицкая, генеральный директор и генеральный продюсер телеканала "Спас" Борис Корчевников), либо "Первого" (президент медиахолдинга "Красная звезда" Алексей Пиманов), либо НТВ (генеральный директор "Пятого канала" Юрий Шалимов, генеральный директор РЕН ТВ Владимир Тюлин, генеральный директор телеканала "Пятница" Николай Картозия). 

В СССР, как известно, были не каналы, а программы: первая, вторая, третья (московская), четвертая (учебная), пятая (ленинградская). История, как обычно, вновь развивается по спирали?

Третью часть можно прочитать здесь