Хотели как HD, но получилось как обычно

Считается, что зритель ценит HD-качество, и оно является "продающим" и для телевизионных экранов, и для контента, и для услуг операторов платного телевидения. Однако при текущих порядках доставки телесигнала в России HD-версия представляет собой угрозу для федеральных телеканалов. 

Некоторое время назад крупные федеральные и сетевые телеканалы перешли на производство в HD-качестве. Это, конечно, потребовало солидных вложений. Новый стандарт должен был укрепить имидж телеканалов и привлечь дополнительные просмотры, как минимум – удержать лояльного зрителя, поскольку контент в формате "высокого разрешения" и объемного звука обладает куда большей зрелищностью и привлекательностью, чем в "стандартном разрешении" (SD). Сегодня, спустя почти 10 лет после внедрения этой инновации, что об этом думают зрители, и как это сказывается на аудитории телеканалов? 

Для начала добавим важную подробность. Производство федеральных каналов (Первого канала, России 1, НТВ и прочих) сейчас идет в HD-качестве. Но затем сигнал … ужимается и уже в SD-качестве в составе мультиплексов поставляется на миллионы телевизоров в стране. А HD-версии этих телеканалов поставляются абонентам цифровых услуг операторами платного телевидения. 

Хочет ли зритель смотреть "картинку" в HD-качестве? Вероятно, да, иначе зачем две трети горожан обзавелись большими телевизионными HD-экранами, и половина подписана на цифровые услуги операторов платного телевидения, что дает доступ к HD-каналам. При этом что мы знаем об аудитории HD-версий федеральных телеканалов? Эти данные не на слуху, поскольку официальный измеритель Mediascope не измеряет аудиторию HD-версий телеканалов отдельно от их стандартных версий. 

Из данных MediaHills известно, что HD-версии федеральных телеканалов в Москве собирают, в среднем, около 1-2% от аудитории их мультиплекс-версий (MUX). К примеру, мультиплекс-версию телеканала Россия 1 в декабре 2021 года в Москве каждую минуту смотрело, в среднем, 199,7 тысяч зрителей, а HD-версию этого же телеканала – только 3 тысячи зрителей, что составило порядка 1,5% от размера аудитории "стандартной" версии (MUX). 

Телеканал

версия MUX, тысяч человек

HD-версия, тысяч человек

соотношениеHD/MUX

Россия 1

199.7

3.0

1.5%

Первый канал

166.6

4.0

2.4%

НТВ

161.2

0.1

0.1%

РЕН ТВ

69.1

0.1

0.2%

ТНТ

57.1

0.1

0.1%

Матч ТВ

33.0

0.2

0.7%

 
Таблица 1. Размер аудитории различных версий телеканаловв Москве в декабре 2021 года, данные MediaHills

 

На примере Москвы получается, что телеканалы производят свой контент в HD-качестве ради 1-2% аудитории. Уточним, что здесь речь идет исключительно о просмотре телеканалов в так называемых "традиционных" средах, в линейном варианте, на экране телевизора. Все равно, весьма любопытная экономика, учитывая, что именно эти среды приносят телевидению основную аудиторию и рекламные бюджеты. 

Большинство зрителей, в принципе знакомых с HD-версиями телеканалов, ценит их и периодически смотрит HD-версии федеральных телеканалов. Наиболее распространенный вариант зрительского поведения – эпизодический просмотр таких версий. Самые большие мотиваторы для переключения зрителя на HD-версию – это спортивные трансляции и художественные фильмы: "когда идет трансляция интересного мне боя или матча", "когда идёт важный матч, то включаю HD-версию", "HD версию включаю, когда смотрю фильмы", "HD - когда смотрим фильмы, в остальное время обычная версия" . 

Свежие данные Mediahills подтверждают слова респондентов. В декабре 2021 года самым ярким примером востребованности HD-версии Первого канала оказалась трансляция Кубка Первого канала по хоккею 2021, а именно встречи сборной России со сборными Канады и Швеции. В Москве аудитория HD-версии этих трансляций составила 22 тысячи зрителей и 19,5 тысяч зрителей соответственно, что составляет более 5% от аудитории мультиплекс-версии (MUX). В Санкт-Петербурге это соотношение было еще выше – порядка 10-11% от аудитории мультиплекс-версии. Также в число декабрьских трансляций с наибольшей долей зрителей HD-версии вошли такие яркие и красочные передачи как "Голос", "Новогодняя ночь на Первом. 30 лет спустя", "Вечерний Ургант" и ряд других. 

Любопытно, что на профильном спортивном телеканале – Матч ТВ – интерес к HD-трансляциям оказывается значительно ниже. В Москве в декабре 2021 года аудитория HD-версии составила, в среднем, менее 1% от аудитории MUX-версии телеканала. Самое большое соотношение зрителей HD-версии в декабре 2021 года наблюдалось на ряде трансляций Формулы-1 и Лиги Чемпионов.  

Телепередача

Дата

Начало

MUX, тысяч человек

HD, тысяч человек

соотношение HD/MUX

1

Формула-1. Гран-при Саудовской Аравии

05.12.2021

20:15

77.1

1.6

2.1%

2

Футбол. Лига чемпионов. "Бавария" (Германия) - "Барселона" (Испания)

08.12.2021

22:45

97.7

1.8

1.8%

3

Формула-1. Гран-при Абу-Даби

12.12.2021

15:45

93.2

1.6

1.7%

4

Футбол. Лига Европы. "Марсель" (Франция) - "Локомотив" (Россия)

09.12.2021

22:45

114.8

1.8

1.6%

5

Футбол. Лига чемпионов. "Реал" (Мадрид, Испания) - "Интер" (Италия)

07.12.2021

22:45

79.7

1.2

1.5%

 
Таблица 2. Трансляции Матч ТВ, лидирующие по соотношению аудитории HD-версии и мультиплекса. Москва, декабрь 2021 года

 

Данные свидетельствуют о том, что спрос на HD-версии федеральных телеканалов не столь велик. Что довольно обидно, учитывая, что производство телеканалов идет именно в этом качестве. И для телеканалов было бы вполне логично "продвигать" свои HD-версии. Однако в перспективе если спрос на HD-версии станет более массовым, это…. грозит телеканалам потерей части просмотров.

Подчиняясь закону, операторы размещают телеканалы первого и второго мультиплексов, то есть двадцать телеканалов, на первых двадцати "кнопках" – конечно, в стандартном качестве. Далее идут региональные и популярные тематические телеканалы, и только потом – HD-версии федеральных телеканалов. Что означает, к примеру, что между Первым каналом и Первым HD находятся десятки других вещателей (у разных операторов – по-разному). То же самое касается и других телеканалов первого и второго мультиплекса - России 1, НТВ, Матч ТВ, Рен ТВ и ТНТ. Стандартное зрительское действие при переключении каналов – "листать" телеканалы при помощи пульта. Редкий зритель, листая несколько десятков телеканалов, не "зацепится" на своем пути за какой-либо контент, забыв о первоначальном намерении. Получается, что зритель уходит, скажем, с Первого канала, с намерением переключиться на Первый HD, но по пути останавливается на каком-либо другом телеканале. Конечно, для переключения зритель может использовать электронное меню на экране телевизора. И это тоже "витрина", на которой представлен контент других телеканалов, который точно также может заинтересовать зрителя. 

Почему бы зрителям не включать сразу HD-версию федерального телеканала? Такие ценители "высокого разрешения" есть, и они декларируют, что смотрят только HD-версии телеканалов: "включен постоянно HD формат", "все время HD", "если есть HD версия, смотрю только его (канал)". Но таких зрителей мало. Как мы уже видели на данных MediaHills, в Москве аудитория HD-версий федеральных телеканалов составляет менее 3% от аудитории обычных версий. 

Почему так происходит? Для зрителей все-таки первичен интерес к контенту, а не к числу пикселей. Пример типичного зрительского поведения – это поиск подходящего контента путем переключения между телеканалами. На первых 20 кнопках у зрителей находятся все самые популярные телеканалы. Именно на них приходится основной объем просмотра зрителей – 80% всей телевизионной аудитории в 2021 году. Поэтому не удивительно, что маршруты многих зрителей регулярно ограничиваются перелистыванием первых двадцати, а то и первых десяти телеканалов. Чтобы добраться до HD-версий, зрителю приходится проделывать долгий путь. А это излишние усилия, которые противоречат пассивной и расслабленной природе телесмотрения: "Включаю тот, который ближе…", "что первое попало", "…какой канал ближе". Вот и получается, что во многих случаях зрителю проще остаться на стандартной версии, "зацепившись" за понравившийся контент. 

Выбранный для просмотра контент далеко не всегда "требует" HD-качества: "HD включаю при футбольных матчах, а когда идут передачи то это не имеет значения какого качества изображения", "HD-версию включаю при просмотре фильмов, в остальных случаях - обычную версию". Современный зритель значительную часть времени смотрит телевизор в фоновом режиме, и тогда он предъявляет еще меньше требований к качеству изображения: "если фоново смотрю телевизор, то обычная", "как фоновый режим обычный может показывать", "обычную в качестве фона".

Эти обстоятельства приводят к тому, что многие зрители забывают о наличии телеканалов в HD-качестве: "если вспомню, что он у меня есть, его ещё найти надо", "чаще смотрю обычную версию, HD-версию включаю редко, потому что забываю про неё". 

Конечно, не все телесмотрение фоновое и с низкой вовлеченностью. Как мы уже рассмотрели выше, многие зрители периодически находят для себя контент, ради которого стоит предпринять определенные усилия и переключиться на HD-версию: "когда есть время и интересная программа", "когда идёт важный матч, то включаю HD-версию", "когда много спецэффектов". Согласно декабрьским данным MediaHills такими примерами стали "Голос", "Новогодняя ночь на Первом. 30 лет спустя", а также, что еще более любопытно, выпуски новостных передач "Время" и "Вести". Но даже здесь успех не гарантирован, ведь такая возможность есть далеко не у всех абонентов цифрового платного телевидения. Точнее, она имеется только у зрителей, проживающих в московском часовом поясе, где стандартная и HD-версии федеральных телеканалов идентичны. Во всех остальных часовых поясах между этими версиями имеется разница во времени выхода передач (у Первого HD есть дополнительная версия +4 часа). Многие телезрители научились использовать эту разницу: "повтор программы посмотреть", "посмотреть на 2 часа позже", "когда не успел посмотреть обычную версию, так как в HD-формате мск время вещания". Для определенных ситуаций это даже удобно, но полноценный просмотр HD-версии при таких обстоятельствах, очевидно, невозможен. 

В настоящее время РТРС запустил в тестовом режиме на Москву и область трансляцию первого мультиплекса в HD-качестве. Оценить качество изображения могут все желающие, у кого имеются HD-телевизоры, поддерживающие стандарты DVBT-2 и кодек HEVC (впрочем, эти две функции вполне могут выполнять и телевизионные приставки). Не будем забывать, что порядка 95% московских домохозяйств, где имеется хотя бы один исправный телевизор, пользуется услугами операторов платного телевидения и мало интересуется тем, что может предложить цифровое эфирное вещание. Цифровой эфирный прием используют, преимущественно, малообеспеченные группы населения, по большей части – представители старшего поколения (старше 60 лет), в таких домохозяйствах редко можно встретить HD-телевизор. К сожалению, при таком раскладе вряд ли стоит ожидать того, что население массово протестирует и оценит цифровые эфирные телеканалы в HD-качестве. 

Подведем итог. Телеканалы инвестировали серьезные средства в производство вещания в HD-качестве, но большинству зрителей телеканалы поставляются все равно в SD-качестве. Даже у подписчиков цифровых пакетов на первых кнопках в обязательном порядке идут стандартные версии. Такой расклад вряд ли эффективно работает на имидж телеканалов. В большинстве случаев зрители оказываются вполне удовлетворены просмотром стандартной версии, а часть зрителей и вовсе забывает о наличии HD-версии. Этот результат можно было бы назвать разочаровывающим, если бы не его альтернатива. Чтобы добраться до HD-версии, зрителю приходится долго листать каналы, и всегда есть вероятность потерять этого зрителя – если он по пути заинтересуется другим контентом и остановится на другом телеканале. Однако даже с этим раньше можно было мириться. Сейчас активно растет пользование стриминговыми видеосервисами – такими как ivi, Кинопоиск HD, Оkko, more.tv, Kion и прочими. На этих сервисах уделяется трепетное внимание HD-качеству. В том числе там можно встретить большой выбор контента телеканалов в HD-качестве. И у тех, кто смотрит эти сервисы на экране большого телевизора, поддерживающего формат HD (или UHD), неизбежно формируется вкус к качеству изображения. Переключаясь на телеканалы, зрители неизбежно видят разницу между SD и HD изображением. И она играет не в пользу телевидения. Можем ли мы исключить этот фактор из того, что по результатам 2021 года телепросмотр в России оказался на 8% ниже показателей 2020 года?


Source URL: https://www.cableman.ru/article/khoteli-kak-hd-no-poluchilos-kak-obychno