Как повлияла цифровизация на операторский бизнес: мнение отрасли

Начало можно прочитать здесь.

После перехода России на цифровое вещание и появления фактически бесплатного предложения федеральных каналов многие операторы почувствовали отток абонентов, иногда серьезный. Особенно те, кто делает ставку на дешевые пакеты. В связи с этим мы решили задать оператором вопрос, как повлияла цифровизация на их бизнес и что они делают, чтобы справиться с последствиями. 

Ответы наших респондентов считаем достойными публикации в полном объеме и без какой бы то ни было цензуры, но с намерением довести все сказанное до внимания авторов и апологетов ФЦП. 

Возможно, небезынтересна эта публикация будет и поставщикам контента, поскольку весьма отчетливо отвечает на другой вопрос: что ужасного вдруг произошло, что некоторые (особенно маленькие) кабельщики впали в такое уныние? 

 Вероника Десятая, компания "Инко" (Рязань) 

Цифровизация на нас сильно повлияла – в Котово (Волгоградская область), где у нас основной услугой было телевидение, мы потеряли 20% базы, в Кашире и Озёрах (Московская область) – 15% базы моно-ТВ. 

Пытаемся выйти из положения, продавая пакет услуг "интернет + ТВ", но это нас не сильно спасает. 

Телеканалы при ежегодной пролонгации договора просят увеличить базу или купить дополнительные каналы – мы тем самым увеличиваем свои затраты, вот только абонентов от включения новых каналов не больно прибавляется. 

Одна радость: они наконец-то начали рекламировать свой контент в рекламных паузах. Нам небольшое подспорье – кто-то позвонит и спросит, есть ли у нас этот канал в сети. 

 

 Николай Поляков, генеральный директор "Телеком МПК" (Дубна) 

Для минимизации паники среди населения мы со своей стороны сделали спецвыпуски по горячей теме на местном телевидении, своем сайте, активно взаимодействовали с администрацией города, поскольку в наш контакт-центр обращалось много жителей по переходу на эфирную цифру. 

Но главным в этой истории для нас было:  

1) стать центром компетенции по вопросу телевидения среди населения и по данному вопросу в том числе, объяснить, что произошло и что изменится для жителей региона нашего присутствия; 

2) сконвертировать данные обращения в продажи. 

Здесь мы разработали простое готовое решение (приставка + антенна + кабель) для клиентов, которые хотели перейти на эфирную цифру, причем данное решение успешно предлагали своим текущим клиентам как решение для дач с сезонным проживанием или удаленным частным сектором, где нет проводного интернета и кабельного телевидения.  

Для наших абонентов такое решение было более привлекательным, чем то, что обещала реклама, так как у населения нет полноценного понимания возможностей применения эфирной цифры за пределами квартиры (к примеру, понимание, что на даче можно смотреть 20–30 телеканалов в отличном цифровом качестве бесплатно). 

Наибольшее влияние оказалось на рынке, где есть коллективные антенны в многоквартирных домах, клиенты отключали кабельное телевидение с возможностью смотреть 150 телеканалов в пользу бесплатного сервиса эфирной цифры со значительно меньшим числом телеканалов. Соответственно, этот сегмент клиентов – пенсионеры на 90%, которые реально смотрят только первый мультиплекс. 

Что касается цифр, в целом всплеска отключений не наблюдали. Скорее, это единичные случаи.

 

 Александр Нефедов, генеральный директор "Трайтэк" (Владимирская область) 

Мы традиционно забираем долю с рынка со своими дешевыми предложениями. Опасение перехода людей на эфирную цифру было, но отток на мультиплексы оказался не таким высоким. Скорее, у нас стала ниже динамика притока. В малых городах переток абонентской базы в бесплатный эфир несколько больше. Хотя еще больше народа перетекает в Ростелеком. 

Тем не менее, я уверен, что пакетные тарифы, особенно дешевые, наоборот, способствуют сохранению базы ТВ. 

 

 Игорь Попов, заместитель директора "Осколтелеком ТВ" (Старый Оскол) 

Переход на эфирную цифру в меньшей степени заметили в городе, так как проникновение сервисов КТВ и IPTV очень плотное. Для статистики, общий отток абонентов КТВ на момент перехода на цифру, с начала года был 3,7%, на конец года он вырос до 4,8%. 

Больше проблем и хлопот доставила очень запутанная, бездарная и непонятная рекламная кампания перехода на цифру. От обилия вопросов абонентов раскалились телефоны, сайт, соцсети. Волнение абонентов КТВ передалось даже некоторым сотрудникам, которые после потока разноречивой информации начали сомневаться в своей вменяемости и путать эфирный и кабельный аналог и цифру. 

Но люди, которые привыкли получать сервис КТВ в полном объеме, не торопятся переключаться на условно бесплатные эфирные каналы, особенно после того, как узнают, что для начала требуется купить антенну и приставку. 

Очень много вопросов к РТРС и их фактической неготовности предоставлять качественный сигнал общедоступных телеканалов (ООТК). Налицо отсутствие технической возможности их приема путем присоединения к оборудованию РТРС и постоянные проблемы с качеством эфирной трансляции ООТК. 

Огромная проблема – отсутствие резервного источника сигнала ООТК, конкретно – со спутника. При слишком частом проведении профилактических, ремонтных и аварийных работ РТРС на своем оборудовании абоненты остаются без каналов первого и второго мультиплексов, так как нет законного резервного источника сигнала. А трансляцию ООТК без местных рекламных врезок очень ревностно отслеживают местные представители рекламщиков. Их позиция, с поддержкой правообладателей каналов, – "если нет в канале местных врезок, пусть люди вообще не смотрят канал, даже непродолжительное время в аварийной ситуации". 

 

 Алексей Липилин, директор по стратегии и развитию спутникового ТВ МТС 

Несмотря на цифровизацию, МТС упрочили свое лидерство по приращению абонентской базы. По итогам III квартала мы вышли на третье место среди операторов по объему платящей абонентской базы. 

Переход на цифровое вещание и массированная рекламная кампания, к этому приуроченная, определенным образом давили на зрителя: многие откладывали покупку спутника или подключение к платному ТВ. Нам вопреки общему тренду на рынке на протяжении года удавалось сохранять стабильный прирос базы, но в целом настроение аудитории было выжидательным. 

После того как люди получили возможность бесплатно смотреть 20 каналов по всей стране, многие с бóльшим вниманием стали рассматривать возможность перехода на платное ТВ: они разочаровались в бесплатном предложении или у них были завышенные ожидания к нему. 

Мы видим, что изменилось отношение к платному ТВ: если хочешь качественную картинку и большой выбор каналов – иди к частному оператору. К этому подталкивают и контентное наполнение каналов, и экономическая ситуация. 

Благодаря тому что наш бизнес сопряжен с бизнесом материнской компании, мы смогли предложить абонентам не только телевизионные сервисы, но и дополнительные возможности в формате конвергентных продуктов для спутникового и домашнего ТВ. 

Особенно успешно был реализован конвергент в спутниковом ТВ МТС. В начале прошлого года мы вывели на рынок конвергентное решение: предложили абонентам спутниковые каналы в высочайшем качестве и безлимитный интернет в едином пакете. И угадали: более трети новых подключений сейчас приходится именно на этот продукт. В некоторых регионах – больше половины. К осени мы его улучшили и усовершенствовали и предлагаем оборудование по исключительно доступной цене (2990 рублей полный комплект с месяцем включенных сервисов по ТВ и интернету). Нам важно, чтобы абонент оставался с нами и стабильно пользовался нашими услугами. Именно это – основная наша цель. 

Спутниковое ТВ МТС никогда не рассматривало себя в отрыве от других сервисов МТС. Мы – часть большой экосистемы, способной заполнить те ниши, которые не могут быть охвачены с помощью других продуктов и технологий. И обеспечить качественными сервисами тех людей, которым другие сервисы недоступны. 

 

 Яна Гладышева, операционный директор ГК "Орион"

На нас, как и на всех без исключения операторов, в большей степени повлияло не отключение аналога, а агрессивная рекламная кампания, которой сопровождался переход на "бесплатную" цифру. В I и II кварталах мы суммарно зафиксировали отток порядка 50 тыс. домохозяйств, однако уже в III квартале тенденция изменилась. Как мы и предполагали, многие абоненты, оценив "бесплатное" телевидение, предпочли вновь оплатить подписку. Уже на конец октября был зафиксирован возврат 20 тыс. домохозяйств. Мы предполагаем, что данный тренд сохранится, и к просмотру "Телекарты" вернется абсолютное большинство. Со своей стороны, мы не прекращаем информирование о выгодных предложениях, формируем скидки для тех, кто единовременно оплачивает подписку на длительный период.

 

 Олег Фатун, NetByNet

Мы не склонны связывать естественный отток только с цифровизацией. Да, безусловно, она сыграла роль, особенно в регионах, удаленных от центра, где люди начали больше экономить, и бесплатная возможность смотреть ТВ для них – благо. В целом абонент, как и прежде, готов платить небольшие деньги за любимые каналы, поэтому ждать кардинального роста ARPU в ближайшее время не приходится. В ход у операторов снова пошли демпинговые инструменты. Для клиентов это счастье, а для телекома – *опа. Создаются почти бесплатные низкомаржинальные непубличные пакеты, операторы начинают меньше зарабатывать, меньше платить каналам, меньше тратить на продвижение и привлечение.

 

 Сергей Шагиахметов, директор по маркетингу ПАО "Таттелеком"

В Республике Татарстан переход на цифровое вещание произошел 14 октября. И примечательно, что по итогам того месяца мы зафиксировали более чем 20% рост числа подключений к услугам кабельного телевидения и IPTV "Таттелекома" по сравнению с хорошим с точки зрения продаж сентябрем.

Обусловлена такая ситуация следующим. Населению интересны местные каналы и их контент, новости, причем как на русском, так и на татарском языках. Учитывая отсутствие таких каналов в представленных мультиплексах, многие жители республики приняли решение подключиться к услугам ТВ от "Таттелекома". Всего в нашей сети представлены 38 республиканских и муниципальных каналов, которые удобно располагаются, начиная с 21-й кнопки.

 

 Олег Грищенко, ассоциация "Ростелесеть"

Появление эфирной цифры заметили те операторы, у которых не было социального пакета. Соответственно, категория граждан, нуждающихся только в 20 каналах, от них ушла. Возможно, со временем часть вернется, соскучившись по платным каналам. Операторы, у кого исторически был социальный пакет из 25–40 аналоговых каналов, не получили заметного оттока абонентов.

 

Андрей Д.

У нас один пакет один 200 рублей, для пенсионеров 150 рублей. 100 с небольшим каналов в цифре, 60 в аналоге. С переходом на цифру отвалилось около 20% абонентов. Половина точно на эфирную цифру ушла.

 

 Дамир Акмалов, "Телесеть+" (Ижевск)

Мы потеряли около 10% клиентской базы за год в связи с этим, особенно ярко это было на самом дешевом тарифе. Ничего сделать не можем. Часть отвалившихся приходит обратно, кто не умеет сам настраивать и постоянно испытывает проблемы с сигналом, но это единицы. Думаем, что после запуска собственного канала с местным контентом можно будет снова привлечь часть клиентов.

 

 Вадим Ващилов, Санкт-Петербург

Потери абонентов, конечно, есть, но есть и обратные течения. Особенно когда погода становится нелетней. Абоненты обнаруживают, что рога на телевизоре – это еще не антенна, и гарантий приема не дает. Но, как ни странно, скандалить идут по-прежнему к нам: типа это мы должны обеспечить им прием 20 каналов (конечно, бесплатно) и это мы виноваты в срывах эфирного вещания. Это последствия глупой рекламной кампании в период перехода на цифру.


Source URL: https://www.cableman.ru/article/kak-povliyala-tsifrovizatsiya-na-operatorskii-biznes-mnenie-otrasli