OTT-сервисы – виртуальная реальность в России. Часть IV

Часть I     Часть II     Часть III

В предыдущей части мы рассказали о том, как существующая практика использования OTT-сервисов соотносится с реальным государственным регулированием, а также поговорили об аудитории видеосервисов и поделились статистикой крупнейших OTT-провайдеров России.

На этот раз рассмотрим объёмы и доходы OTT-сервисов в России, а также то, как они менялись с каждым годом. В конце подведем итоги и расскажем, что нужно сделать, чтобы узаконить OTT / IPTV сервисы и устранить их виртуальность в России.

6. Объёмы и доходы OTT-сервисов в России

Следует отметить, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям до 2015 года "не замечало" OTT сервисы в России. Позже в своём докладе "Телевидение в России в 2018 году" назвало OTT новым направлением продвижения и монетизации телевизионного контента, легального видео в Интернете: онлайн-видео, онлайн-кинотеатры или видео хостинг. В этот период была высокая динамика экономических и аудиторных показателей OTT-сервисов. В 2018 году Rambler Group приобрела онлайн-кинотеатр Okko, а Ростелеком запустил собственную OTT-платформу Wink. Интерес к данному медиа сегменту проявляют крупные компании: YouTube, RuTube, Megogo, Ivi. 

Представители телевизионной индустрии уделяют все больше внимания сегменту онлайн-видео. Полноценно заработал онлайн-плеер сервиса "Витрина ТВ", предназначенный для трансляции телеканалов в Интернете и интегрированный к декабрю в 70 площадок, включая онлайн-кинотеатры ivi и Megogo. Напомним, что "Витрина ТВ" – единая платформа для трансляции контента федеральных телеканалов в интернете, учредителями которой являются "Первый канал", ВГТРК, "Национальная Медиа Группа" и "СТС Медиа". В 2018 году к ней присоединился "Газпром-Медиа", после чего на единой платформе в Интернете стали распространяться все крупнейшие телеканалы. В 2018 году ведущие игроки медиа индустрии – интернет-компании "Яндекс", Mail.ru и Rambler, а также правообладатели "Первый канал", ВГТРК, "СТС Медиа", "Газпром-Медиа", НМГ – подписали "антипиратский меморандум" на срок до 1 сентября 2019 года, когда, по ожиданиям, должен быть принят новый антипиратский закон. Этот меморандум предполагает создание и последующее ведение Роскомнадзором реестра ссылок с нелегальным контентом, которые будут поступать от правообладателей, а также внесудебное сотрудничество сторон. Меморандум предполагает ограничение доступа и снижение активности использования ресурсов с пиратским видео контентом.

В 2018 году изменился рейтинг крупнейших интерактивных платформ (см. ниже Рис. 10). Из него выбыл Tvigle (рыночная доля более 5%), не выдержав конкуренции. Ещё в 2017 году к его сервису были вопросы, т.к. 95% выручки ему приносила реклама, что противоречило общей OTT-тенденциям. "TНT-Premier" (активы "Газпром-Медиа") близок, чтобы войти в число крупнейших OTT-платформ. Остальным представители лидирующей шестёрки удалось сохранить свои позиции, хотя нельзя сказать, что они показали значительный рост. По сравнению с 2017 годом свою долю приумножили Ivi (с 32% до 36%) и Okko (с 17% до 19%); по результатам года суммарная выручка этих компаний в структуре рынка составила 35%. Обе компании росли выше среднерыночных темпов, при этом Okko показал самый высокий рост по выручке – 81%, рост Ivi составил 56%. Оставшаяся часть рынка выглядит так: Amediateka – 9%, Megogo – 9%, Tvzavr – 6% и 21% приходится на другие OTT-сервисы.

В 2018 году изменилось распределение ТВ-аудитории на интерактивных платформах по устройствам потребления. До 69% выросла доля пользователей OTT, отдающих предпочтение стационарному компьютеру, 34% выбирают мобильные платформы и ещё 25% потребляют OTT-телевидение традиционным способом – на домашних экранах.

Рис. 10. Структура рынка OTT-сервисов, 2018 г.

 

В этом отчётном периоде большинство OTT-провайдеров значительное внимание уделили мобильной аудитории. Крупнейшие игроки рынка оптимизировали собственные мобильные сервисы. Среди наиболее активно работающих можно выделить Ivi, Amediateka, Okko. Приоритетом остаётся телевизионное смотрение и для аудитории Okko: 90% зрителей используют сервис через Smart TV и PS4, на мобильные устройства приходится 8,5%, стационарные компьютеры – 1,5%. Более значительных успехов в борьбе за мобильную аудиторию достигла Amediateka: через мобильные устройства сервисом пользуются 40%, STB – 38%, Smart TV – 15%, стационарные компьютеры – 7%. 

ТВ-рынок на интерактивных платформах в 2018 году показал существенный рост, где 56% пользователей Рунета ежедневно смотрят онлайн-видео, а 7 млн пользователей платят за контент. Несмотря на отсутствие единства в определении долей телевидения на OTT-платформах, подсчёт показателей указывает, что в ближайшие годы рынок продолжит рост на 24–26% ежегодно. 

В 2018 год российский рынок легальных OTT-сервисов показал значительный рост (см. рис. 11). Тогда крупнейшие правообладатели настояли на согласии легальных онлайн-кинотеатров использовать систему международного измерителя Nielsen для универсального подсчёта просмотров, что должно сделать более прозрачной и унифицированной систему индустриальной статистики. По сравнению с 2017 годом выручка увеличилась на 45% и достигла 11,1 млрд руб. Необходимо отметить, что по сравнению с 2017 годом, когда выручка выросла на 60%, прирост оказался менее значительным, но общая положительная тенденция налицо – российский рынок телевидения на интерактивных платформах неуклонно растёт 5-й год. 

Рис. 11. Рынок OTT-сервисов, млрд руб. (Источник: ТМТ Консалтинг)

 

В 2018 году, как и в предыдущие годы, растут доходы от пользовательских платежей и от рекламной модели, но их соотношение заметно изменилось. Реклама принесла OTT-сервисам 3,8 млрд рублей (рост на 10%), в то время как доход от платной модели составил 7,6 млрд рублей (рост на 70%).

Общая аудитория легальных OTT-сервисов составила 47 млн пользователей. За год аудитория выросла на 7 млн, при том что два предыдущих года она практически не росла. Вместе с общей выросла и аудитория, оплачивающая услуги OTT. К концу 2018 года она насчитывала 3,5 млн пользователей (2,6 млн в 2017 году). Такой рост позволяет говорить о том, что потенциал для расширения потребительской аудитории не исчерпан. Рынок растёт не только за счёт увеличения суммы чека на отдельного пользователя, но и в значительной степени за счёт появления новых потребителей платного контента – зрителей, которые впервые приняли решение приобрести доступ к качественному содержанию. Сейчас это главным образом касается фильмов и сериалов. 

Заключение  

Смею предположить, что лучшим способом устранения виртуальности OTT и IPTV сервисов будет являться создание в России одной или нескольких саморегулируемых организаций, объединяющих интересы OTT и IPTV провайдеров и обеспечивающих соблюдение требований законодательства РФ с учётом общепринятой международной практики. Именно это установил ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (№ 149-ФЗ). Остаётся надеяться, что этому поможет сказанное в данной публикации. 

Есть и другие направления, которые, по моему мнению, должны быть отражены в этом Федеральном законе. Например, пускай даже на уровне терминов и общих положений: о противодействии хакерам, спаму, вирусам и т.п. Пока в России каждый поступает по своему разумению, как пользователи, так и провайдеры, сетевые операторы и регуляторы. Но сказанное, безусловно, относится к безопасности интернета и рунета, как на уровне государства, провайдеров и пользователей – населения России. Уверен, этими вопросами должны заниматься все, включая саморегулируемые организации.

Чтобы узаконить OTT / IPTV сервисы и устранить её виртуальность в России, о чем сказано выше, надо избавиться от иноязычной сленговой аббревиатуры "OTT" (OTT отсутствует в законодательства РФ, пользователям она малопонятна, а провайдеры – "каждый понимает по-своему…"). Для этого в терминах OTT-сервис, OTT-портал, OTT-провайдер, OTT-пользователь, OTT-платформа надо заменить "OTT" на термин "интернет", т.к. OTT-технологии ни что иное как передача контента с использованием IP-протоколов в информационно-телекоммуникационных сетях "интернет". (Кстати, в Директиве № 2010/13/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза об оказании аудиовизуальных медиа-услуг имеются подобные термины и также не упоминаются сервисы OTT/IPTV.) Чтобы это стало нормой, целесообразно ввести примерно такие небольшие поправки в ФЗ "Об информации…" (№ 149-ФЗ), которые соответствуют ФЗ "О связи" (№ 126-ФЗ) и НПА, утверждённым Правительством РФ и Минкомсвязи России. 

1) Вести в ст.2 ФЗ "Об информации…" такие термины на основе определений сайта Минкомсвязи России:

Интернет-контент (контент, мультимедиа) – информация, содержимое сайта и (или) файлов, передаваемых через сеть "интернет" пользователям интернет-сервисов для последующего хранения или воспроизведения на пользовательских устройствах. К интернет-контенту относятся: копии аудиовизуальных произведений, сообщений и материалов, радиоканалов, телеканалов, визуальных, звуковых и музыкальных произведений, книг, текстов, новостной, справочной, рекламной, игровой и иной информации.

Интернет-платформа – аппаратно-программный комплекс, ресурс, сервер или иные устройства, имеющие доменное имя и (или) сайт в сети "Интернет", которые обеспечивают представление интернет-сервисов, приём, хранение, формирование интернет-контента. Интернет-платформа может иметь множество сайтов, принадлежащих разным владельцам, пользующихся ими на основании договора с интернет провайдером или провайдером хостинга. Доступ пользователей к интернет-платформе обеспечивают сеть "интернет", а также сети передачи данных третьих лиц, к которым подключено пользовательское оборудование (компьютер, телевизор или дополнительное оборудование и иные гаджеты, включая их операционные системы и прикладные программы, обеспечивающие подключение к сети ПД и интернет-сервисам). Интернет-платформа, имеющая присоединение к сети телерадиовещания, принимающая и распределяющая телеканалы (ТВ-контент) и (или) радиоканалы, является фрагментом сети связи общего пользования и должна создаваться и вводиться в эксплуатацию согласно законодательству РФ в сфере связи.

Интернет-портал – интернет-платформа, предоставляющая широкий набор интернет-сервисов и различный интернет-контент: поиск информации и доступ к новостям, прогноз погоды, сведения о курсах валют, перечень ссылок на сетевые ресурсы и т.п. Интернет-портал может быть универсальным (для всех пользователей), отраслевым или тематическим, ориентированным на определённую группу пользователей. 

Интернет-пользователь (пользователь) – юридическое или физическое лицо, являющееся пользователем интернет-сервисов, и одновременно получающее услуги связи по доступу в интернет от оператора связи согласно законодательству РФ в сфере связи. Интернет-пользователем может быть также интернет провайдер, провайдер хостинга или оператор связи, одновременно получающий и предоставляющий различные интернет сервисы.

Интернет-провайдер – юридическое или физическое лицо, оказывающее интернет-сервисы в соответствии с законодательством РФ и получившее доменное имя и (или) сетевой адрес самостоятельно или по договору от другого интернет-провайдера. Интернет-провайдер на территории РФ осуществляет хранение интернет-контента, а также текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений интернет-пользователей в принадлежащих интернет-провайдеру технических средствах накопления информации. К интернет-провайдерам относятся оказывающее интернет-сервисы провайдеры хостинга, владельцы сайтов и интернет-платформ, операторы информационных систем и (или) организаторы распространения информации в сети интернет, а также операторы связи, которые в соответствии законодательством РФ получили доменное имя оказывают услуги связи абонентам и пользователям на своих сетях передачи данных, имеющих доступ в сеть интернет. При этом:

а) Интернет-провайдеру не требуется лицензия на оказание услуг связи в соответствии законодательством РФ:

- если интернет-провайдер не использует в своей деятельности сеть связи общего пользования и не оказывает на ней услуги связи. 

- если интернет-провайдер на основе агентского договора с другим интернет-провайдером на своём сайте и (или) интернет-платформе даёт рекламу или переадресовывает интернет-пользователей на другие сайты. 

б) Если интернет-провайдер имеет сайт и (или) интернет-платформу, а также сеть передачи данных, где он распределяет пользователям контент телеканалов и (или) радиоканалов (IPTV), то, согласно законодательству РФ в сфере связи, он является оператором связи и оказывает услуги связи для целей кабельного вещания, для чего должен иметь соответствующую лицензию и заключать договоры с абонентами и вещателями. (Физическое или юридическое лицо, которое на своей сети передачи данных ведёт приём и распределение (трансляцию) пользователям сигналов телеканалов и (или) радиоканалов, является оператором связи, оказывающим услуг связи для целей кабельного вещания.)

Интернет-сервис (интернет-услуги) – деятельность юридического или физического лица (провайдера хостинга, интернет-провайдера и (или) иного владельца интернет-платформы и (или) сайта), который без изменения содержания, бесплатно, за плату и (или) за счёт рекламы передаёт (отправляет) пользователям интернет-контент через сеть интернет. Порядок оказания интернет-сервисов определяются соглашением, которое пользователь заключает с интернет-провайдером согласно инструкциям и правилам на сайте. К интернет-сервисам относятся также передача (отправка) пользователям онлайн-ТВ, онлайн-видео, интернет-телевидение, онлайн-кино (интернет-кино), потоковое видео (стриминг) и иные интернет-сервисы. Интернет-сервисы неразрывно связаны с услугами связи, которые в соответствии с законодательством РФ в сфере связи оказывают пользователям третьи лица – операторы связи на сетях передачи данных. При этом оказание интернет-сервисов и услуг связи на сетях передачи данных являются разными видами деятельности, разрешёнными в РФ. 

Распространение интернет-контента – передача (отправка) сайтом или интернет платформой информации, аудиовизуальных произведений, сообщений и (или) иных материалов и информации через сеть "Интернет" на конкретные адреса пользователей по их запросам и в соответствии с соглашением, заключённым и интернет-провайдером.

2) Заменить в частях 1 и 2 ст.5 ФЗ "Об информации…" слово "Информация … …" на фразу "Информация и интернет-контент …".

3) Заменить в ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об информации…" слово "… информацию, … …" на фразу "… информацию и интернет-контент, …".

4) Заменить в ч. 1 ст. 10.5 ФЗ "Об информации…" фразу "… владелец сайта и (или) страницы сайта …" на другую, соответствующую интернет-процессам: "… владелец интернет-платформы (портала), сайта и (или) страницы сайта …". 

5) Заменить в пунктах 2 и 4 ч.3 ст.10.5 ФЗ "Об информации…" фразу "хостинга или …" на другую, соответствующую интернет-процессам: "…хостинга, интернет-провайдеру или …".

6) Заменить в ч. 4 ст.10.5 ФЗ "Об информации…" фразу "хостинга или …" на фразу "…хостинга, интернет-провайдер или …".

 

Часть I

Часть II

Часть III


Source URL: https://www.cableman.ru/article/ott-servisy-virtualnaya-realnost-v-rossii-chast-iv