OTT-сервисы – виртуальная реальность в России. Часть III

В предыдущей части мы рассказали о вопросах регулирования ОТТ и смежных сегментов и о пробелах этого регулирования, а также последствиях для операторского сообщества.

На этот раз рассмотрим то, как существующая практика использования OTT-сервисов соотносится с реальным государственным регулированием, а также поговорим об аудитории OTT-сервисов и поделимся статистикой крупнейших OTT-провайдеров России.

3. Реальности OTT-сервисов в России 

Технологические реальности OTT/IPTV сервисов, одинаковых по технологии и разных по правовому статусу, которые OTT-провайдеры и провайдеры хостинга дают через свои сайты и интернет-платформы, показаны на Рис.4: 

Рис. 4. OTT/IPTV-сервисы в разных сетях ПД

 

OTT-сервис (Вариант А) – пользователь запрашивает через сайт, а после заключения соглашения, согласно инструкциям на сайте, пользователь бесплатно или за плату получает OTT-сервис на свой гаджет, имеющий доступ в интернет через сети ПД или мобильные сети, где пользователям оказывают услуги связи операторы связи. 

IPTV-сервис (Вариант Б) – оказание услуг связи для целей кабельного вещания, в сети ПД по правилам, утверждённым постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 785. Для этого оператор связи заключает договоры с абонентами и в дополнение. 

Анализ десятков сайтов OTT-провайдеров и операторов связи (из нескольких сотен, доступных в московском регионе), даёт такую "картину", показывающую наличие отклонений от требований действующего законодательства РФ: 

А) Многие сайты предлагают IPTV/OTT-сервисы и требуют от пользователя ввод персональных данных, но на сайтах умалчивается об охране персональных данных. Почти все сайты онлайн-кинотеатров, дают детальное представление о предлагаемом контенте интернет-услугах, но часть из них также не отвечают требованиям законодательства РФ об охране персональных данных. 

Б) Да, наверное, сайты разных провайдеров и операторов связи выполняют ФЗ "Об информации…" в части обеспечения требований по идентификации (если бы это было не так, то сайты бы закрыли надзорные органы). Однако странным является то некоторые сайты для пользователя – "тайна за семью печатями", так как на них указан только бренд и тарифы, но трудно или невозможно понять:

б1) название компании, адрес электронной почты, реквизиты для взаимных расчётов, ИНН или ОГРН (чтобы не было путаницы между юрлицами с одинаковыми названиями), а также места приёма посетителей (для многих пользователей важно, чтобы провайдер имел такие места в их населённом пункте или регионе);

б2) какие именно телеканалы, видео фильмы и иной видео контент входят в тот или иной тариф. 

б3) регионы России, где OTT-сервисы будут идти с качеством, удовлетворяющим пользователей, учитывая громадную территорию РФ и разные часовые пояса. 

б4) гарантии провайдера об охране персональных данных и не заключается соответствующее соглашение, что "нарушает" п.2 ст.10 ФЗ "Об информации…".

В) Сайты некоторых IPTV-провайдеров предлагают сервисы за пределами территорий, охваченных их сетями ПД, что указывает на то, что они предлагают OTT-сервисы под названием IPTV. Это не запрещено и не противозаконно, но (!?) … следует опять напомнить о судебном деле (см. начало раздела 2)

Г) Многие сайты операторов связи, имеющих свои сети для оказания услуг связи для целей кабельного вещания, по телематике и (или) передаче данных, не указывают районы, территории и населённые пункты, охваченные их сетями ПД, а сначала требуют от потенциального абонента (пользователя) вводить персональные данные и подавать заявку на подключение. Да, пожалуй, это не запрещено законодательством РФ, но в явном виде противоречит правилам, утверждённым постановлениями Правительства РФ от 23.01.2006 № 32, от 10.08.2007 № 575 и от 22.12.2006 № 785. 

Д) Часть операторов связи на сетях ПД не имеют своих OTT/IPTV платформ, а являются агентами других провайдеров. Поэтому сайты таких агентов-операторов рекламируют оказание OTT/IPTV сервисов, но далее переадресуют пользователей на другие сайты других для получения OTT/IPTV-сервисов. Эти действия не относятся к оказанию услуг связи, и не являются OTT/IPTV сервисами (об этом в законах РФ ничего не сказано)

4. OTT-сервисы и OTT-пользователи 

Выше было показано, как OTT-сервисы доставляют контент в телевизоры, компьютеры, мобильные устройства и иные гаджеты, имеющие доступ в интернет через сеть ПД. Для подключения к OTT-сервисам пользователь обращается к OTT-провайдеру через его сайт в Интернете. Если у пользователя телевизор или иной гаджет старой модели, то OTT-провайдеры предлагают пользователям приставку (STB). Если гаджет не "видит" контент предлагается установить приложение или можно использовать также стандартные браузеры.

Рис. 5. Статистика OTT-трафика для разных гаджетов

 

Сегодня в мире OТТ-сервисы потребляют более 1 млрд пользователей. По прогнозам ООО "Джейсон энд Партнерс Консалтинг" к 2025 году их число возрастёт до 1,5 млрд устройств и более, появятся также новые гаджеты, способные воспроизводить ТВ и видео контент с более высоким качеством. Новости RapidTVNews от 01.07.2020 говорят, что в США почти удвоилось время, которые пользователи тратят на просмотр онлайн-видео, с 3,6 часов в неделю в 2017 году до 7 часов в неделю в 2020 году. А проникновение традиционного платного ТВ снизилось с 75% до 62% в период с I квартала 2017 года по I квартал 2020 года.

Точное число OTT-пользователей в России неизвестно. Но в Москве на улицах или в общественном транспорте можно видеть, что примерно четверть людей постоянно глядят в экран гаджета, и часть из них потребляют OTT-сервисы. В России доля трафика OTT-сервисов – в среднем 15%. В Екатеринбурге – 17%, что выше, чем в Москве и Питере (см. на рис.5 статистику OTT-трафика для разных гаджетов). 

Чтобы успешнее конкурировать с OTT-сервисами, операторы на сетях КТВ и сетях ПД, ищут новые формы удовлетворения спроса пользователей смартфонов, планшетов, и других гаджетов, например, дают своим абонентам Wi-Fi доступ к услугам IPTV.

В 2019 году самым популярным видом видео контента является кинопродукция. Пользователи IPTV и OTT сервисов тратят на просмотр фильмов 45% времени, а пользователи мобильной платформы – треть. 2-е место занимает детский контент (24%), 3-е место – развлекательные программы (11% общего смотрения). В OTT-среде 2-е место по времени смотрения занимают спортивные программы (20%), а 3-е – познавательные (18%). Причина этих различий в том, что кабельное ТВ, IPTV и спутниковое ТВ – это в основном семейные просмотры, а OTT-сервисы – индивидуально через смартфоны и ноутбуки.

⦁ С каждым годом становится заметнее, что телепросмотр перераспределяется в пользу видео по запросу (VoD) именно в OTT-среде (онлайн-кино). В этом приложении доля просмотра видео по запросу составляет около 10% от общего времени просмотров. OTT-сервисы могут быть только при доступе в интернет. Там, где нет интернета и КТВ, в малых поселениях и в глубинке спутниковое ТВ является единственным источником телевидения.

⦁ Абоненты спутникового ТВ предпочитают новости и передачи про бизнес: на долю этих программ приходится 36% в общем объёме смотрения. На 2-м месте у спутниковых абонентов – детские каналы (21% суммарного времени смотрения), на третьем – документальные каналы и передачи (15%). При этом просмотр кино через спутники занимает только 10% всего времени и находится на 4-м месте.

В конце 2019 года в России услугами платного ТВ (PayTV) пользовалось около 44,2 млн абонентов, что на 2,3% выше, чем в 2018 году (Источник – ООО "Джейсон энд Партнерс Консалтинг"). 

Рис. 6. Услуги платного ТВ в России 

Доли абонентов на сетях КТВ, IPTV, OTT и спутникового ТВ и других ТВ-сервисов показаны на Рис.6. В 2019 г. к IPTV и OTT подключилось около 600 тыс. новых пользователей, но в России нет данных об их общем количестве. OTT-сервисы предлагаются не как самостоятельный способ подключения, а как один из возможных. 

Пользователь может выбрать любой сервис или одновременно: несколько сервисов спутниковое традиционное кабельное ТВ (аналоговое и цифровое КТВ), OTT; IPTV, Smart TV мобильных приложений т.д. При этом пользователь может потреблять ТВ в интернете через OTT-платформы, в городской квартире – через КТВ или IPTV, за городом – через спутниковое ТВ. Операторы традиционного платного аналогового и цифрового КТВ по кабелям или через спутник продолжали терять абонентов из-за влияния на них IPTV и OTT-сервисов

5. Крупнейшие OTT-провайдеры в России

В этом разделе приведены сведения из общедоступных публикаций, учитывающие, что:

А) В законодательстве России сегодня нет понятий, связанных с OTT/IPTV, но во многих публикациях, в т.ч. на сайте Минкомсвязи РФ, имеются сведения об OTT-провайдерах. 

Б) В реестре аудиовизуальных сервисов на сайте Роскомнадзора недоступны сведения о количестве OTT-провайдеров, на этом сайте можно узнать кое-что об ограничении доступа к информационным ресурсам, а также название провайдера, если известно его доменное имя или сетевой адрес. 

В) В интернете и иных публикациях нет сведений о количество OTT-провайдеров, по-видимому из-за того, что в России нет саморегулируемых организаций OTT/IPTV провайдеров (возможно, количество легальных OTT-провайдеров более сотни)

Г) Приказ Росстата от 12.03.2015 № 95 "Об утверждении статистического инструментария для федерального наблюдения за деятельностью в сфере связи" установил: "… выделяются доходы от VAS-сервисов…, доходы от OTT-сервисов (VAS – Value Added Services – услуги, приносящие дополнительные доходы, но этот термин нигде не встречается в НПА, кроме упомянутого приказа Росстата). То есть, некоторые сервисы мобильного ТВ являются OTT-сервисами. 

Рис. 7. Крупнейшие провайдеры платного ТВ в России 

На рис.7 показаны доли крупнейших в России операторов платного ТВ в 2019 году из 44,2 млн абонентов (Источник – ООО "Джейсон энд Партнерс Консалтинг") "Триколор ТВ", выросла у "Ростелекома" и МТС (за счёт новых абонентов спутникового ТВ) и "ВымпелКом" (за счёт OTT-сервисов). Рост доли "Другие" с 16,8% в 2018 году до 17% в 2019-м произошёл за счёт ПАО "Мегафон", у которого теперь учитываются не только абоненты NetbyNet, но и подписчики на OTT-сервисы "Мегафон ТВ". 

Ниже приведены краткие сведения об оказании OTT-сервисов рядом крупных операторов платного ТВ: 

МТС в 2020 году расширяет OTT-сервисы, но это не новый, а существующий OTT-проект МТС 2.0. Этот сервис будет работать по подписке, что позволит пользователям иметь доступ не только к телеканалам, но и фильмам, а также к собственному контенту. МТС намерен в ближайшие годы привлечь примерно 10 млн пользователей платного видео контента по всем каналам доставки, включая кабельное, спутниковое, мобильное ТВ, OTT и IPTV. В результате, МТС может стать лидером по OTT-сервисам к концу 2025 года. Инфо на сайте даёт основания предположить, что по OTT-сервисам МТС сотрудничает с ООО "ЛайфСтрим".

"ВымпелКом" ("Билайн") в 2019 году позволяет своим абонентам "Домашнего телевидения" смотреть около 60 телеканалов, в т.ч. 6 HD-качестве, на устройствах под управлением iOS. "Билайн" имеет OTT-сервис, позволяющий помимо основного назначения, превратить iPhone или iPad в пульт для управления. Для пользования OTT-сервисом абонентам нужно скачать в AppStore приложение "Билайн" ТВ, принять договор оферты и ввести логин и пароль учётной записи от "Домашнего телевидения" или "Домашнего интернета". Пока "Билайн" не называет объёмы своих OTT-сервисов.

"Триколор" запустил OTT-сервисы в начале 2019 года, сегодня его пользователями доступно нескольких OTT-платформ. Смотреть онлайн-телевидение, в том числе и в формате HD, можно через STB, гибридный приёмник, а также через приложения "Триколор Кино и TV" на Smart TV (ОС Tizen, Sony/Philips, Android TV), смартфонах и планшетах (iOS, Android). В его OTT-сервисе также доступны 3 пакета телеканалов — "Матч! Футбол" (1 канал), "Матч! Премьер" (3 канала) и "Детский" (22 канала). Если у пользователя уже есть действующая подписка на спутниковые каналы указанных пакетов, она также открывает доступ и к онлайн-просмотру. В 2019 году OTT-сервис у Триколора достиг 1 млн подписчиков.

"НТВ-Плюс" имеет число платящих подписчиков OTT-платформы в 2019 г. около 50 тысяч. С момента запуска обновлённого сервиса в январе 2017 года общее число установок мобильного приложения "НТВ-Плюс.ТВ" на всех платформах составило примерно 806 тысяч. Общее число платящих абонентов выросло на 22%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в 2019 году превышает 55 тысяч человек.

"ЛайфСтрим" ("Смотрёшка") даёт OTT-сервисы для платного ТВ нескольким десяткам тысяч пользователей самостоятельно и через множество своих агентов. "Смотрёшка" предлагает более 280 ТВ-каналов, более 20 тысяч фильмов и мультфильмов 4-х онлайн-кино в России: ivi, Megogo, Amediateka и START, а ее приставки подключают к YouTube.

В Рунете также были найдены ссылки на некоторых зарубежных OTT-провайдеров. Наиболее популярным OTT-провайдерами можно назвать Netflix и YouTube, последним владеет компания Google и он стал самым популярным видео хостингом в мире и вторым по посещаемости, но россияне в нем составляют около 2%.

Значительную часть в OTT-сервисах составляет онлайн-кино (кроме ТВ, радио, СМИ, видеоигр, интернет-покупок и т.п.). СМИ сообщают, что аудитория крупнейших российских онлайн-кинотеатров в 2019 году, в млн человек: Megogo – 50, ivi – 49, Tvzavr – 30. Ниже приведены результаты опросов в России о видео-контенте и гаджетах в интернете за 2019 год от Компании "Делойт" (см. ниже Табл. 1, 2, Рис. 8 и 9). Подробнее об этом сказано в этой и этой публикации.

Таблица 1. Онлайн видео сервисы, используемые для просмотра платного видео контента (% от опрошенных)

Ivi (Россия, онлайн-кино) 51
Megogo (Россия, онлайн-кино) 28
Amediateka (Россия, онлайн-кино) 28
Кинопоиск (Россия, онлайн-кино) 24
Okko (Россия, онлайн-кино)
22
Netflix (США, онлайн-кино) 19
Интерактивное ТВ/IPTV (разные страны) 16
Цифровые магазины (Google Play и т.д.) 13
Платный сервис ТВ-каналов (разные страны) 9

 

Рис. 8

Таблица 1. Сайты онлайн видео сервисов, используемые  для просмотра видео контента (% от опрошенных)

YouTube (США, онлайн-кино, музыка и много др.) 89
ВКонтакте (Россия, онлайн-кино, музыка и много др.) 59
Яндекс (Россия, онлайн-кино, музыка и много др.) 52
Одноклассники (Россия, социальная сеть) 36
Instagram (США, социальная сеть) 32
Кинопоиск (Россия, онлайн-кино) 26
Онлайн-кинотеатры (Россия, разное онлайн-кино) 25
Facebook (США, социальная сеть) 20
Сайты с фильмами и мультфильмами (разные страны) 19
RuTube (Россия, онлайн-кино и много др.) 17
Twitch.tv (США, онлайн-кино и много др.) 3
TikTok (США, онлайн-кино и много др.) 3

 

Рис.9

Продолжение следует...