Десять лет спустя. Кабельщики города Владимира

17.11.2015 14:25

В сентябре 2005 года вышел первый номер журнала "Кабельщик", и самая большая из статей была посвящена операторам КТВ города Владимира. С этого началась серия публикаций о кабельщиках из разных городов нашей страны, длилась она все 5,5 лет "бумажного периода" нашего издания. Что сталось со всеми ними за прошедшие 10 непростых лет, как они живут и выживают в новых условиях? Мы решили связаться с городами, о которых писали тогда, и рассказать нашим читателям, как развивается в них кабельное телевидение. Сегодня — о КТВ во Владимире.

Владимир — областной центр с 350 тысячами жителей. Десять лет назад почти весь рынок КТВ в городе делили между собой три компании: "Доброе" (OOO"Жанр"), "КЭТИС" и "Компания Навигатор". Их территории частично пересекались, но в основном каждый оператор работал в своих районах. При этом, по оценкам сторонних наблюдателей, у "Доброго" было примерно 40 тысяч абонентов, у "Кэтис" — 15 тысяч, у "Компании Навигатор" — 10 тысяч.
 
"Доброе" МТС (в прошлом — КТВ "Доброе")
КТВ "Доброе" в 2005 году работало уже 12 лет, за это время поглотило пять кабельных компаний и продолжало активно развиваться. Абонентам предоставлялся единый пакет из 71 телеканала, стоимость услуги была разной в разных районах — от 60 до 100 рублей в месяц. Компания интенсивно модернизировала свою сеть, заменяя медный кабель оптоволоконным, и уже тогда ставила целью в перспективе довести оптику до каждого дома. Одновременно расширялся и спектр услуг: с 2004 года абонентам начали предоставлять скоростной доступ в интернет, рассматривалась возможность внедрения охранно-пожарной сигнализации и IP-телефонии. "Для души" компания организовала собственную телестудию и около часа в день вела трансляции по своей сети местных новостей и собственных передач.
 
Рынок КТВ в то время развивался очень динамично, появились новые крупные игроки, и в начале 2006 года "Доброе" вошло в состав холдинга "Мультирегион". Это позволило ускорить модернизацию, и к осени 2008 года протяженность магистральной кабельной сети оператора достигала 190 км, причем 30% из них составляли оптические линии. Абонентам по-прежнему предоставлялся один пакет из 71 аналогового телеканала — их это вполне устраивало, хотя абонентская плата повысилась до 180 рублей. К этому времени уже более 10 тысяч абонентов компании пользовались доступом в интернет по ее кабельной сети.
 
Альберт Скворцов, в прошлом директор по информационным технологиям и средствам массовых коммуникаций телекомпании "Доброе", рассказывает: "Наша компания динамично развивалась и достигла определенного пика — дальше, на мой взгляд, развиваться было просто некуда. Абонентская база у каждого из трех основных операторов КТВ была стабильной, переток абонентов был небольшим, поскольку народ в этом плане очень инертен. Это было самое благоприятное время для продажи, и в 2010 году "Мультирегион", а с ним и наша компания (к тому времени мы были уже миноритариями), были проданы МТС. Хотели купить и наших конкурентов, но они запросили слишком высокую цену, и МТС решила строить собственную сеть в их районах. А для наших пользователей от смены хозяина практически ничего не изменилось: на тот момент у нас было 76 аналоговых каналов, абонентская плата была 216 рублей в месяц — все так и осталось. Мы тестировали трансляцию цифрового пакета — МТС продолжила развивать цифровое ТВ. А чего они достигли — спросите у них, пусть сами расскажут".
 
Альберт Скворцов
 
Спросить у МТС оказалось нелегкой задачей, но после продолжительной переписки мы получили ответы на наши вопросы от коммерческого директора фиксированного бизнеса МТС во Владимирской области Екатерины Малининой. Публикуем их с некоторыми сокращениями:
 
Кабельщик: Несколько лет назад ваша компания приобрела местного оператора КТВ — ООО "Доброе". Чем вы руководствовались при покупке и насколько она себя оправдала?
 
Екатерина Малинина: Бизнес группы МТС — это развитая экосистема взаимосвязанных активов: мобильный и фиксированный бизнес, банк, розничная сеть, спутниковое ТВ и др. Наша задача — обеспечить абонентов целым спектром телеком-сервисов, предоставляемых одной компанией. Именно поэтому мы стали универсальным оператором и наряду с мобильными услугами начали предоставлять фиксированные — домашний интернет и телевидение. 
 
Все сделки МТС по приобретению внешних активов детально анализируются перед покупкой, и если решение принято — значит, сделка нам выгодна. Так было и во Владимирской области — с приобретением местного оператора мы получили не только технологический актив в виде сети связи, но и команду профессионалов с развитой экспертизой. Прочные рыночные позиции, развитая телеком-инфраструктура, человеческий ресурс приобретённого оператора — все это стало отличным базисом для дальнейшего развития фиксированного бизнеса МТС во владимирском регионе.
 
К.: Как развивается ваша сеть во Владимире, какие услуги предоставляете и на какой территории?
 
Е. Малинина: Фиксированные сети связи МТС охватывают сегодня более 90% домохозяйств регионального центра, включая микрорайоны Лесной и Энергетик. Мы активно развиваем сети связи во владимирском регионе: услуги проводного домашнего интернета и цифрового телевидения доступны жителям Суздаля, Петушков и ряда поселков.
 
За последние три года МТС модернизировала более 60% своей фиксированной сети во Владимире, в результате вся наша сеть в городе функционирует на основе технологии FTTB ("оптика до дома"). Это позволяет предоставлять доступ в интернет на скорости до 100 Мбит/с и услугу цифрового телевидения в формате DVB-C. Во Владимире транслируем 156 цифровых каналов. Уже более 60% абонентов кабельного телевидения МТС во Владимире перешли на цифровой формат телевещания, и этот показатель продолжает расти.
 
Недавно мы запустили новый сервис "Мультирум". Подключив его, абоненты цифрового ТВ могут смотреть цифровые каналы, на которые они подписаны, на нескольких телевизорах в доме. Абонентская плата за услугу — всего 50 рублей в месяц за каждый дополнительно подключенный телевизор.
 
На рынке фиксированных сервисов связи Владимира у нас прочные позиции, МТС лидирует по предоставлению услуг домашнего телевидения. Мы делаем ставку на то, чтобы представить абонентам лучшие предложения по качеству трансляции и наполнению пакетов. Базовый пакет цифрового ТВ — самый большой на рынке Владимира: 130 каналов, включая 26 HD. Мы считаем, это лучшее предложение по числу предоставляемых ТВ-каналов и ежемесячной стоимости базового пакета (во Владимире — 260 рублей в месяц, в Суздале и Петушках — 240 рублей). У нас выгодные тарифы и на пакетные предложения: например, ШПД-интернет и базовый пакет ЦТВ — от 550 рублей в месяц. 
 
К.: Собираетесь ли приобретать другие компании или будете развивать собственную сеть?
 
Е. Малинина: МТС сегодня делает ставку на развитие собственных сетей связи во Владимирской области. Мы постоянно повышаем их качество — сейчас, например, модернизируем узловые участки сети и коммутаторы во Владимире, что повысит управляемость и надежность нашей сети. В дальнейших планах развитие собственных сетей связи во владимирском регионе, в том числе выход с услугами ШПД и ЦТВ в новые населенные пункты. 
 
К.: Как оцениваете платежеспособный спрос населения на ваши услуги?
 
Е. Малинина: Услуги связи плотно вошли в жизнь владимирцев и составляют неотъемлемую часть их потребительской корзины. МТС развивается, повышает качество сервисов, предлагает выгодные тарифы и скидки — и мы видим, что спрос на наши фиксированные услуги связи продолжает расти. Так, в первом полугодии 2015 года по сравнению с первым полугодием 2014-го на 25% увеличилось подключение цифрового ТВ в регионе, а спрос на проводной интернет МТС среди жителей вырос практически в два раза. 
 
К.: Как строите отношения с правообладателями контента?
 
Е. Малинина: В соответствии с законом. Со всеми правообладателями заключены соответствующие договора на уровне федерального центра компании. 
 
К.: С какими трудностями сталкивается компания в своем развитии? 
 
Е. Малинина: На возникающие сложности мы отвечаем улучшением наших услуг. Если, например, демпингует локальный оператор, МТС улучшает качество сервисов, предлагает конкурентоспособные тарифные планы с интересным контентом и не только не теряет абонентской базы, но и наращивает ее. За последний год число наших абонентов ШПД во Владимире выросло более чем на 10%.
 
К.: Как планируете развивать свой бизнес?
 
Е. Малинина: Наша основная задача — увеличение и развитие абонентской базы, в том числе за счет привлекательных тарифов, пакетных предложений, перевода абонентской базы с аналоговых на цифровые сети, развития узко сегментированных сервисов (для родителей, для пенсионеров и т. п.). Планируем выходить на новые территории и развивать присутствие на существующих рынках — модернизировать сети, улучшать качество услуг и сервиса. 
 
"Владимир КЭТИС"
 
В 2005 году в компании "Владимир КЭТИС" побывать мне не пришлось, но спустя три года мы побеседовали с ее директором Ириной Сосниной (см. "Кабельщик", 2008, № 10(35), с.66-78). К этому времени КТВ "Доброе" уже было куплено холдингом "Мультирегион", и это заметно повлияло на ситуацию в городе: если раньше территории операторов почти не пересекались, то в 2008 году были уже значительные зоны пересечения. Обострилась борьба за клиентов. Компания делала ставку на качество обслуживания, невысокую цену подключения (300 рублей) и абонентскую плату (110 рублей за пакет из 60 каналов), предоставляла льготы многодетным семьям и одиноким пенсионерам. Сеть была построена по гибридной технологии: основные магистрали на основе ВОЛС плюс коаксиальные "кусты" на группы домов. Абонентам предлагалось не только КТВ, но и доступ в интернет — в основном по технологии DOCSIS. В планах была модернизация сети с постепенным переходом на Ethernet и запуск цифровых пакетов ТВ.
 
О том, как развивалась компания и как обстоят сейчас дела, рассказали нам по Скайпу начальник технической службы компании Всеволод Сименидо и главный инженер Геннадий Юдаков. За последние 10 лет ситуация заметно изменилась — работать стало сложнее, за клиентов приходится бороться. Если раньше в городе были, по сути, три "доморощенных" классических оператора КТВ, то сегодня сюда пришли федеральные компании — МТС, "Ростелеком", "ТрансТелеком". Кроме того, услугу многопрограммного телевидения начали предоставлять и те местные компании, что ранее предлагали своим абонентам только выход в интернет.
 
Всеволод Сименидо, ООО "Владимир КЭТИС"
 
"КЭТИС" за минувшие годы успел перевести практически всю свою сеть на оптоволокно, причем для передачи цифровых пакетов использует модуляцию QAM 256. Она предъявляет высокие требования к качеству сети, зато позволяет в полосе одного частотного канала передать больше телевизионных программ. "Конкуренты работают с модуляцией QAM 64, — говорит Всеволод Сименидо, — у них, возможно, меньше заморочек при постройке и обслуживании сетей, но пропускная способность значительно ниже. А мы (используя модуляцию более высокого порядка) экономим частоты в сети, при этом меньше нагрузка на активное линейное оборудование, да и каналообразующего оборудования требуется меньше".
 
Доступ в интернет компания предоставляла сначала по технологии DOCSIS 1.1 и DOCSIS 2.0, а за последние пять лет полностью перешла на Ethernet. В сети уже третий год в тестовом режим осуществляется ТВ-вещание в цифровом формате, без кодирования пакета. IP-телевидением не занимаются: не хотят самим себе создавать конкуренцию. В предоставлении IP-телефонии не видят коммерческого смысла, поскольку в городе развита сотовая связь. "Мы со своей сетью вышли за пределы своего Ленинского района, но особенно разрастаться не стремимся, — говорят мои собеседники. — Делаем ставку на уплотнение в домах и улучшение качества предоставляемых услуг. Абонентская база выросла незначительно, но и потеряли мы тоже не много".
 
Геннадий Юдаков, "Владимир КЭТИС"
 
"Что касается федералов, — говорит Всеволод Сименидо, — то и МТС, и "Ростелеком" ("ТрансТелеком" у нас не очень давно) застроили весь город, но у них есть свои проблемы и свои очевидные минусы. Первый — это замедленная реакция первой линии техподдержки. Колл-центр находится бог знает где, людям приходится звонить по федеральному номеру 8-800, ожидать в очереди, получать не всегда грамотную консультацию — это не секрет. Абоненты, перешедшие к нам от федеральных компаний, рассказывали, как под Новый Год у них возникли проблемы с интернетом, которые были устранены только через две-три недели. А мы находимся в спальном районе, к нам можно прийти, поговорить, в конце концов даже пройти к руководителю компании. Вы попробуйте в крупной компании попасть к руководителю регионального отделения — да никогда. А мы близко, и реагируем на проблемы оперативно. Вот на днях сильная гроза была, "повышибало" оборудование в большом сегменте сети в субботу, но часов за 12-15 мы всю ее подняли. 
 
 
У федералов есть и чисто технические проблемы. У одних IPTV и интернет в паре не всегда качественно работают, телевизионное изображение часто рассыпается. У других есть проблемы с интернетом: у них всего один магистральный канал, он ненадежный, и интернет у них во Владимире падает достаточно часто. Это заставляет людей искать альтернативу в лице региональных компаний.
 
Не все наши конкуренты ведут себя корректно. Агенты федералов ходят по домам и рассказывают небылицы о том, что нашу компанию закрывают или "присоединяют к большой сети", так что надо переоформлять подписку на услуги у нового оператора. Другие под флагом федеральной программы цифровизации телевидения агитируют наших абонентов переходить к ним. Подрядные организации одного из федералов без нашего разрешения подвешивают свои кабели к нашим трубостойкам, которые на такую нагрузку не рассчитаны. Нам приходится с этим бороться.
 
Еще одна проблема (и не только у нас в регионе) — демпинг со стороны федеральных компаний. Они готовы ронять цены на свои услуги "в пол" (запас-то у них есть), лишь бы увеличить свою базу. Город застроен весь, а клиентов у них меньше, чем запланировано. Вот и пытаются переманивать абонентов акциями "300 рублей за 50 Мбит/с интернета и 100 телеканалов", а где-нибудь пониже и очень мелким шрифтом приписывают, что это на три месяца, а потом тариф увеличивается. Люди не обращают внимания на мелкий шрифт — и попадаются на эту уловку.
 
Мы тоже устраиваем акции, чтобы абонентам было невыгодно на два-три месяца от нас уходить. К примеру, летом предлагаем большую скидку при оплате вперед за три месяца. Мы следим за тем, какие телеканалы востребованы — стараемся и на этом поиграть. Сейчас предлагаем базовый аналоговый и цифровой пакеты. В аналоговом пакете 60 телеканалов, в цифровом (с учетом двух десятков федеральных) — 80 каналов, в том числе больше десятка в HD-формате. Абонентская плата за КТВ — 180 рублей в месяц, за доступ в интернет — от 390 рублей (безлимитный доступ на скорости 12 Мбит/с)". 
 
Мои собеседники отмечают, что запуск цифровых эфирных мультиплексов практически не повлиял на их бизнес — в первую очередь из-за географических особенностей Владимира. Город стоит на холмах, застройка очень плотная, многие старые районы расположены в низинах между холмами, а вышка с эфирными передатчиками находится в 30 км от города, так что эфирные сигналы принимаются далеко не везде. Второй фактор — разрушена домовая инфраструктура, распределительная сеть коллективных антенн (за исключением новостроек), а на комнатную антенну эфирные каналы хорошо принимаются только в условиях прямой видимости передатчика. Третья причина — подбор каналов. По всем измерителям каналы, входящие в первую двадцатку, стоят на первых местах. Но люди плотно подсели на спортивные каналы, фильмовые, сериальные, детские... Привыкли к местным новостным блокам, которых на эфирных каналах пока нет (по крайней мере во Владимирской области).
 
Шкафы с телекоммуникационным оборудованием
 
Что касается спутниковых операторов, то и они не очень мешают бизнесу "КЭТИС". Видимо, потому, что нужно купить и установить оборудование, возиться с настройками — все это хлопотно. Не помогают даже демпинговые цены некоторых спутниковых операторов.
 
Спрашиваю, как повлиял кризис на компанию и на ее абонентов. "Наши затраты заметно выросли, — отвечает Всеволод Сименидо, — поскольку все стало значительно дороже: отчисления правообладателям по телеканалам, оборудование и материалы для постройки сети. Клиенты стали усерднее считать свои деньги — приходится жить с этим. Мы ужимаем свои доходы, но народ не обижаем: абонентскую плату за КТВ повышать не стали. Замечаем, что все более популярными становятся тарифные планы с низкой стоимостью доступа в интернет — пусть даже с невысокой скоростью. Приспосабливаемся, сокращаем планы модернизации и развития, меняем поставщиков".
 
Когда речь заходит о трудностях, мешающих нормальной работе, мои собеседники первым делом называют взаимоотношения с управляющими компаниями: они часто меняются, меняют "правила игры" и повышают цены на доступ в здания. Много проблем создает строительство новых зданий и дорог в жилых кварталах: приходится переносить оптические линии связи, а это не всегда просто и не очень дешево. И, конечно, вспоминают об интенсивном нормотворчестве властей: вводят новые правила, потом отменяют, изменяют... Если бы отрасль меньше трясли, строить планы и работать было бы легче. 
 
Но чтобы там ни было, представители "Владимир КЭТИС" видят свою главную задачу на данный момент в улучшении сервиса — чтобы реагировать на запросы клиентов быстрее и лучше, чем крупные компании. Подумывают о частичной монетизации цифрового вещания, а вот развивать видео по запросу, ОТТ и прочие сервисы пока не торопятся — считают, что абоненты к этому еще не готовы.
 
Продолжение следует...
Темы

Об авторе

Юрий Курочкин
Обозреватель "Кабельщика"