EEBC’2013: попытка переломить кризис

14.11.2013 09:00
11-я международная выставка EEBC’2013, проходившая на Украине в конце октября, собрала не так много участников. По словам "бывалых", раньше это мероприятие проходило с большим размахом. Но сейчас ТВ-индустрии не до выставок, надо решать уйму проблем.
 
Основные проблемы на рынке платного телевидения Украины, по сути, такие же, как в России — низкий ARPU, недоотчетность операторов, пиратство в различных его проявлениях, демпинг. Разница лишь в степени "запущенности"... Наши игроки, допустим, пока находятся лишь в середине "игры" с демпинговыми ценами, а на Украине некоторые провайдеры уже открыто предлагают пакеты с несколькими десятками телеканалов за 0 гривен, и не по акции, а в качестве реальных тарифов. 
 
Все эти моменты обсуждались на EEBC’2013 в рамках круглого стола "Как преодолеть негативные явления на рынке платного телевидения в Украине?" и Всеукраинского совещания операторов платного телевидения. 
 
За круглый стол проблемы сели обсуждать как представители операторов платного ТВ, так и телеканалов и ассоциаций, в частности, компании "Воля", медиагруппа "Украина", "Диван-ТВ", "НТВ Плюс-Украина", "Триолан", Megogo, ВГТРК, АППК (Ассоциация правообладателей и поставщиков контента) и ТПУ (Телекоммуникационная палата Украины).
 
Первым делом слово взял директор ТПУ Константин Грицак, представивший собравшимся индикативные цены на услуги платного ТВ в стране. "Зачем это нужно? Мы полагаем, что индикативные цены — это некий индикатор или грань, ниже которой нельзя опускаться. И если цена все-таки опускается ниже, тогда у правообладателей, правоохранительных органов и других игроков рынка должен возникать вопрос — действительно, почему она такая низкая?".
 
 
 
"Нас беспокоит крайне низкий показатель ARPU в индустрии, и это не то, что мы лишь хотим зарабатывать больше, но речь необходимо вообще вести о выживании индустрии и её перспективах. Если мы ничего не изменим, то через пару лет платного телевидения в Украине не будет как индустрии вообще. Индикативные показатели — это лакмус, позволяющий судить насколько честно ведется конкуренция. Исходя из общего пожелания практически всех участников круглого стола — повысить уровень прозрачности рынка — следующими шагами должны стать сбор информации и публикация индикативной стоимости лицензионных прав на программы, а также регулярное исследование индикативного количества абонентов платного ТВ в городах Украины", — высказался по поводу цен Сергей Бойко, президент компании "Воля".
 
Однако, не все участники и гости круглого стола согласились с полезностью этих цифр. Кто-то упрекнул их в субъективности, кто-то сослался на неверность расчетов. Вопросы вызвал показатель "техническое обслуживание сети". Его предложили исключить из перечня, так как затраты на него сильно варьируются в зависимости от технологии доставки услуги. 
 
Дискуссия по поводу индикативных цен плавно перетекла в разговор о необходимости как-то регулировать цены в отрасли. В частности, прозвучали предложения по запрету проведения операторами акций по предоставлению услуг за 0 гривен в месяц и выработке фиксированных цен на контент и индикативных цен на пакеты, которые должны соблюдаться всеми игроками рынка.
 
В ответ на эти предложения в зале разгорелся жаркий спор, точку в котором поставил представитель ФАС Украины: "Хочу обратить ваше внимание. Сегодня здесь собралось ключевое звено достаточно конкурентного рынка, которое пытается договориться о фиксировании цен на этом высококонкурентном рынке. Вы, надеюсь, должны понимать, что это может рассматриваться как ценовой сговор? Я не говорю, что это так, я говорю, что это в принципе возможно"
 
После озвучивания этого довода, который, надо сказать, несколько остудил пыл участников круглого стола, представитель ФАС призвал собравшихся подумать над следующим предложением: "Я услышал главное — это больше желание саморегуляции, нежели использования каких-то высших сил в лице органов власти, которые бы могли навести в отрасли порядок. И в этой части могу предложить опыт антимонопольного комитета, поскольку есть у нас законодательство о защите от недобросовестной конкуренции. И есть там как раз и борьба, в том числе, с "нулями", которая на разных рынках используется по-разному. Но суть сводится к тому, что есть инструменты по этому законодательству, которые можно использовать, и есть на порядок выше законов такой инструмент как Кодекс или правила профессиональной этики, который мы сейчас переняли, фактически, у европейского законодательства, и эти правила предусмотрены в законе о недобросовестной конкуренции. Как раз между участниками рынка происходит определение правил игры на этом рынке, за несоблюдение которых уже возникает ответственность. Поскольку антимонопольный комитет является органом, который будет это все визировать, соответственно, и ответственность будет ложиться на недобросовестных участников рынка в виде 5% от их оборота".
 
                      
 
Дальнейший разговор строился вокруг пиратства. Эта проблема на Украине усугубляется тем, что последнее время здесь некоторые интернет-провайдеры стали активно внедрять услугу IPTV на своих сетях, не получая при этом соответствующих лицензий, т.е. по сути, откровенно заниматься пиратством. По подсчетам ассоциации "Укртелесеть", на сегодняшний день в стране таким образом "пиратствуют" порядка 150-200 компаний.
 
В качестве одного из возможных решений этой проблемы участники дискуссии предложили подавать коллективные иски о недобросовестной конкуренции, которые заведомо смогут оказать больший эффект, чем индивидуальные обращения. 
 
Надо сказать, что присутствовавшая за круглым столом представитель компании "НТВ-Плюс Украина" Любовь Ярошевская заявила, что введенный недавно спутниковым оператором тариф "70 телеканалов за 5 гривен в месяц" (аналог российского предложения "90 каналов за 29 рублей в месяц"), является ничем иным, как борьбой с пиратством, а конкретно, с таким его проявлением как кардшаринг. По ее словам, предоставив дешевый качественный продукт, оператор лишает абонентов необходимости обращаться к нелегальным источникам получения пакетов телеканалов "НТВ-Плюс Украина". "Мы рассчитываем, что новый тариф подстегнет абонентов, пользующихся кардшарингом за 10 долларов, перейти к нам за 5 гривен", — прокомментировала Ярошевская.
 
Опустим последовавшие за этим заявлением комментарии других участников круглого стола на тему финансирования "НТВ-Плюс Украина" от "газовой трубы" и губительных последствий новой тарифной политики оператора для всего рынка платного ТВ Украины, и перейдем к предложению по борьбе с пиратством, прозвучавшем от Михаила Ковальчука, генерального директора "Сигнал-Медиа". "Для борьбы с пиратством все пытаются найти какой-то легальный способ. Мы в России эту проблему тоже неоднократно обсуждали, и в итоге появилось мнение, имеющее отсылку к истории средних веков. В те времена в Англии был легализованный коронный пират, который имел разрешение топить только испанские корабли. Впоследствии этого пирата демонстративно повесили на Трафальгарской площади. И я считаю, что как один из выходов борьбы с современным пиратством может стать создание одного большого пирата, который убьет все небольшие кардшаринговые, пиратские компании", — высказал свою точку зрения Михаил. 
 
После завершения круглого стола, "Кабельщик" обратился к главе "Сигнал-Медиа" с просьбой более подробно рассказать об этой идее. "Идея такова: создается большой пиратский ресурс, которому операторы предоставляют свои сети, а контент-производители — контент. Этот портал выдает хорошего качества бесплатный контент, главное, чтобы он работал качественно и без перебоев. По большому счету, эта утопическая идея, но в итоге, когда у потребителя появится выбор между сервисами непонятного качества и сомнительного происхождения, с прерывающимися трансляциями, скачиваниями и т.д. и другим пиратским ресурсом — таким же бесплатным, но быстро работающим, то, наверное, абонент перейдет к последнему. А в силу того, что пиратство — это все равно инвестиции и затраты, дальнейшее развитие ситуации приведет к тому, что остальные нелегальные ресурсы потеряют смысл в подобных инвестициях, на рынке останется один легализованный пиратский сервис, который благополучно потом закроется, а его пользователи перейдут на легальные ресурсы. Конечно, это инвестиционный проект, но я думаю, рынок может позволить себе его создание", — рассказал нам Михаил.
 
Что касается итогов круглого стола, то мероприятие завершилось выработкой следующих рекомендаций: 
 
1. Информацию относительно показателей индикативных цен, презентованных Телекоммуникационной палатой Украины, принять к сведению. Предложить ассоциациям предприятий платного телевидения и другим заинтересованным участникам рынка предоставить информацию по сути проведенного исследования. Срок: 01/12/2013 г.
2. Для повышения уровня прозрачности рынка платного телевидения предложить профессиональным объединениям (ассоциациям) участников рынка провести исследования количества абонентов в городах Украины и опубликовать реестр с индикативными показателями количества абонентов. Срок: 01/12/2013 г.
3. Для повышения уровня прозрачности рынка платного телевидения предложить профессиональным объединениям (ассоциациям) участников рынка провести исследования индикативных цен (стоимости) лицензионных прав на программы. Срок: 01/12/2013 г.
4. С целью повышения уровня саморегулирования индустрии платного телевидения согласовать с индустриальными объединениями участников рынка Правила профессиональной этики в конкуренции сферы платного телевидения. Срок: 01/01/2014 г.
5. Очередную встречу для подведения итогов проделанной работы по повышению доходности на рынке платного телевидения Украины провести в рамках межотраслевого мероприятия CrimeaMediaCom (Ялта, май 2014 г.).
 
 
На следующий день в рамках Всеукраинского совещания операторов платного телевидения, по сути, были подняты те же проблемы. При этом Виктором Кулишом, президентом Ассоциации "Укртелесеть", дополнительно были озвучены еще некоторые проблемы местного рынка. Это сложный и долгий механизм получения и переоформления лицензий, а также их высокая стоимость; растущая конкуренция, вызванная появлением новых спутниковых платформ, цифровым эфирным ТВ, получающим господдержку, OTT и IPTV; обязанность ретранслировать большой пакет must-carry (32-36 телеканалов, хотя ранее было 12-18). Последняя проблема может привести к снижению конкурентоспособности небольших кабельных операторов, вынужденных заменять популярные телеканалы на зачастую не интересующие зрителей обязательные. Практика показывает, что от 50 до 70% ресурса сетей аналогового ТВ (которых на Украине большинство) отводится под must-carry. Таким образом, решением государственного регулятора (Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания) "собственников телекоммуникационных сетей ограничили в праве владеть, распоряжаться и использовать ресурс сетей, принадлежащий им на праве частной собственности".
 
К другим негативным моментам "Укртелесеть" относит неурегулированные проблемы, связанные с доступом к инфраструктуре жилого фонда и сложную ситуацию во взаимоотношениях с организациями коллективного управления авторскими правами.

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"