IBC’2014: под флагом 4K

24.09.2014 16:57
На минувшей неделе завершилась очередная выставка IBC — мероприятие, традиционно считающееся самым важным международным событием в техническом и технологическом сегменте телекоммуникационной отрасли. По нему можно смело судить — чем будет дышать мировая телекабельная общественность в ближайшие годы. И судя по информации "Кабельщика", полученной от посетителей и участников IBC’2014, и по отзывам наших зарубежных коллег, в обозримом будущем в планах и бизнес-стратегиях телеком-игроков крепко обоснуется 4K.
 
"В целом выставка, как мне показалось, прошла под лозунгам "4К — в массы!". Абсолютно все телевизионные бренды представили линейки камер, пультов, мониторов, преобразователей и т.п. железок, поддерживающих стандарт Ultra HD. Красота! Картинка на стендовых моделях выше всяких похвал, разнообразие решений поражает воображение, — поделился впечатлениями с "Кабельщиком" Вячеслав Бурыкин, заместитель директора телерадиослужбы ИД "Комсомольская правда". — Но есть один маленький нюанс — практически невозможно на сегодняшний день организовать дистрибуцию и вещание в этом формате. Правильных кодеков пока нет, доступных широким массам носителей нет — получается, что на этих шикарных телевизорах можно смотреть только контент, специально где-то (где?) записанный на SSD-диск. Ну или снятый на видеокамеру 4К. Да, когда-нибудь в ближайшем будущем все это случится: появятся недорогие плееры, диски, супер-широкополосные кабельные сети — и вот тогда конечному пользователю можно будет насладиться этой технологией. А пока это удел профессионалов, работающих в нише производства видеоконтента".
 
Для России проблемы с UHD-контентом и приспособленными под его воспроизведение устройствами действительно актуальны, а вот для США это становится уже не таким серьезным препятствием. "Мы сейчас переживаем абсолютно новый опыт. Большинство людей, которые впервые познакомились с HD-форматом, получили данный опыт посредством традиционного вещания. 4K же сейчас доступен на Netflix и других стримминговых площадках. Онлайн-среда раньше чем кабель и спутник перенимает новую технологию, ну а последней станет традиционное эфирное вещание", — поделился своими мыслями насчет 4K с вестником IBC Клайд Смит, старший вице-президент по новым технологиям в компании Fox
 
Также он добавил, что ожидает серьезный интерес со стороны аудитории к данному формату. "Я считаю, что когда мы начнем внедрять 4K, мы удивимся — как надолго и близко эта технология притянет зрителей к экранам. Когда мы запускали HD, люди буквально прилипали к своим телевизорам. И данный формат заставлял их даже смотреть HD-рекламу. Но в те дни системы измерения аудитории не были такими продвинутыми, а сейчас — да. Следовательно, тогда нам было сложно монетизировать все преимущества высокого качества изображения, а сейчас мы можем это сделать. Поэтому индустрия нуждается в новой рейтинговой системе, основанной на предпочтениях пользователей, чтобы мы могли монетизировать 4K".
 
Возвращаясь от контента непосредственно к технологиям, хотелось бы рассказать об устройствах, которые поддерживают UHD-формат и в ближайшее время будут запущены в массы.
 
"Многие производители в этом году продемонстрировали новые, либо усовершенствованные ОТТ-платформы, телевизоры ультравысокой четкости 4К, двуполярные телевизоры позволяющие при помощи соответствующих очков смотреть две различные картинки (Vestel). 3D-телевидения практически не было видно, зато в павильоне будущего демонстрировался финальный матч Чемпионата мира по футболу в стандарте 8К!, — рассказал нам Германн Геер, директор по продажам компании "Астро Штробель". — Компания Sony представила, наверное, самый нестандартный экран в мире, где показывали все тот же матч. Эффект достигался одновременной работой 3-х синхронизованных проекторов.
 
 
Плюс порадовали новые достижения компании SanDisk, они представили SD-карточку объемом 512Гб!!! Обещают, что большинство 4К камер смогут справиться с таким размером".
 
 
Алексей Гришин, начальник управления развития компании "В-Люкс", тоже обратил внимание на телевизоры, однако, производства другого корейского бренда — Samsung. "Основная концептуальность стояла на стенде Samsung и пугала размерами прохожих. Огромный телевизор c изогнутым экраном Curve TV и диагональю под 3 метра яростно намекал на тот факт, что 4K — штука, скорее, сектантская, этакий удел избранных , живущих в немыслимых хоромах, - поделился он с "Кабельщиком". —  Теоретически, "четыре" и все последующие за ним "Kа" должны немало осчастливить всех кормящихся от слова "телевидение" — от производителей камер (видел Blackmagic для электронного кино в 4К за $5000) до изобретателей кодеров и продавцов абонентских устройств и игровых консолей. Однако, как засунуть в лифт столичной многоэтажки 3-х метровый телевизор и, в итоге, все же насладиться супер-мега HD, мне все же непонятно. Тем более, что на телевизорах до 50 дюймов разница между архаичным 1080p и инновационным 2160p плохо различима хотя бы в силу того, что большие телевизоры все же принято смотреть с почтительного расстояния".
 
Помимо 4K (формата, который, к слову, был лейтмотивом и прошлогодней выставки), на IBC'2014, разумеется, можно было увидеть и другие интересные новинки. Вот что лично для себя отметил Вячеслав Бурыкин: "Sony показала экшн-камеру, видимо их вдохновил успех GoPro. Новинка выглядит весьма интересно. Помимо отличного исполнения устройства (Sony все-таки!), в комплекте весьма интересные опции — возможность многокамерной трансляции через WiFi и специальное управляющее устройство типа наручных часов, прямой стримминг в интернет, комплект креплений на всевозможные поверхности. Вообще, Sony традиционно выступает с размахом — занимает отдельный зал, все стендовые образцы ходят по рукам, вокруг постоянно толпятся посетители.
 
 
Появились внятные решения по облачным вещательным сервисам. Например Orad показал систему, которая позволяет вещать на интернет-сайте микс из студийной картинки, RSS-лент, СМС-портала, скайп-конференции и т.п. Причем все это формируется и кастомизируется в облаке при помощи веб-интерфейса. Дальше через это же облако создается необходимосе количество вещательных IP-потоков, и оттуда же идет раздача конечным потребителям. Количество этих самых потребителей получается практически неограниченным. По большому счету, вещателю требуется только придумать конфигурацию, завести туда свои сигналы, и все. Никаких серверов, широких каналов исходящего трафика, биллинга — все в облаке. Считаю, за этой технологией есть будущее. По крайней мере явно просматривается возможность сокращения издержек на дистрибуцию в интернет видеоконтента".
 
"Вообще выставка получилась хорошая, - заключил Вячеслав. - По занимаемым площадям вроде даже больше чем раньше, народу много, активность посетителей высокая".
 
Алексей Бугай, заместитель генерального директора по развитию бизнеса CTI, на IBC больше внимание уделил трендам: "Я бы сказал, что явный тренд в этом году — это соответствие устройств требованиям RDK. Если в двух словах: это очередная попытка операторов уйти от "штучных" проприетарных продуктов в своих решениях и пользоваться такими системами, к работе над которыми можно привлечь любую команду разработчиков, знакомую с конкретной библиотекой функций управления STB. Если совсем просто, то это библиотека, унифицирующая функции управления STB. В случае ипользования STB, совместимых с RDK, оператор обеспечивает себе возможности либо взять понравившийся ему клиентский софт приставки и быстро скопировать его на разные STB при сохранении одного и того же функционала и внешнего вида, или привлекать любых разработчиков для написания клиентского ПО для своих приставок. Как всегда, здесь есть плюсы и минусы: конкурентная борьба которая ведёт к уменьшению стоимости разработки, заодно ведет и к снижению качества продукта. Моё мнение: наверное, это положительное течение".
 
"Что касается нашего сегмента индустрии, - рассказал "Кабельщику" Алексей Гришин, - то здесь все соревнуются в создании транскодера для ОТТ с максимальной плотностью сервисов в расчете на место в стойке. Очень высокой плотности каналов добились коллеги из Thomson Video Networks и привезли в Амстердам абсолютно новый ViBE™ XT1000 Xtream Transcoder для live-контента. ViBE XT1000 поддерживает до 54 каналов и 180 SD-каналов с транскодированием из любого формата в любой, включая MPEG-2 и MPEG-4 AVC. На стенде Harmonic внимание привлекали большие и разноцветные буквы VOS. VOS — это набор программных продуктов для семейства ProMedia. На вставке показывали 2 новых VOS-продукта для Multiscreen/ОТТ — это "сервер packaging-on-the-fly" и origin-сервер с низкой задержкой.
 
Впрочем , эти два программых продукта — только 2 очередных "кирпичика" в модульной структуре VOS. Т.е. если вы ОТТ-провайдер, который вдруг ощутил срочную необходимость создать свой канал в 4K HEVC со своим логотипом и графикой и передать их на планшеты через сети 5G, просто докупите нужный набор модулей playout, branding, компрессии и прочие и выходите в эфир все с того же транскодера".
 
Инновации в OTT-сфере представила также компания Conax,продолив свое движение в сторону OTT-решений. Речь идет о технологии доступа к OTT-контенту на iOS и Android-утсройствах - Conax Go Live. Как заявляет производитель, это "простое и недорогое решение для малых и средних операторов, которые хотят сократить отток абонентов за счет добавления дополнительной услуги: вещание контента на мобильные устройства (только "живое" вещание). Данное решение легко наращивается, если есть необходимость добавлять другие устройства и услуги". Помимо live-вещания телевизионных каналов, решение включает в себя приложение с "дружелюбным" пользовательским интерфейсом, в который входит перечень каналов, EPG и возможность проигрывания с начала ТВ-шоу, транслирующегося в настоящий момент (start-over TV).
 
"Фидбэк, полученный нами от рынка, демонстрирует, что традиционные вещатели изо всех сил стараются найти правильный способ монетизировать OTT, и при этом отказываются делать большие инвестиции в качестве аванса в "светлое будущее", не видя перед собой четкого бизнес-плана по их возвращению. В результате мы стали дальше развивать модульный принцип для наших пре-интегрированных решений и флагманских продуктов в сфере безопасноти", - отмечают представители Conax в своем официальном релизе, посвященном экспозиции на IBC'2014.
 
Интересное решение, только не для OTT-провайдеров, а для кабельных, представили и инженеры компании Astro Strobel. "Существующие или приобретаемые IP-PAL конверторы серии U100, после соответствующего изменения прошивки модуля, смогут выполнять кардинально новую задачу, стать IP-QAM конвертором. Т.е. кабельным операторам не придется задумываться над вопросом, что произойдет с приобретенным оборудованием, если аналог перестанет быть востребованным", - пояснил преимущества разработки Германн Геер.
 
По мнению еще одного посетителя выставки - директора по развитию ООО "ТелКо Групп" Геннадия Авдеева, "выставка носила эволюционный характер, никаких технологических прорывов и новых векторов не продемонстрировала". "В основном демонстрировалась готовность всей мощью навалиться на DVB-S2x, HEVC и UHD, если выстрелит стартовый пистолет. А слившиеся и поменявшие владельцев компании демонстрировали наличие пульса и кровяного давления на увеличившихся стендах", - поделился с "Кабельщиком" своими впечателениями об IBC Геннадий. Также он добавил, что по российскому рынку вендоров сейчас больше всего интересует прогноз дальнейшего развития бизнеса. 
 
Наши на IBC
 
Рассказ о выставке хотелось бы завершить информацией о российских компаниях. Так, GS Group в рамках IBC'2014 выступила с презентацией корпоративного венчурного фонда GS Venture. Ее проводил директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков. Спикер представил полный спектр возможностей корпоративного венчурного фонда: от инвестиционной поддержки перспективных разработок до логистики, вывода готового продукта на рынок, его рекламы и продвижения.
 
В рамках презентации были освещены реализуемые холдингом GS Group международные проекты в области телевещания. В качестве практического примера был представлен финский стартап Tellyo, проект которого Share the Moment ("Поделись моментом") получил финансовую поддержку фонда GS Venture весной 2014 года. Share the Moment — это сервис, позволяющий зрителям платного телевидения мгновенно делиться в соцсетях фрагментами телеэфира в режиме реального времени.
 
"Благодаря экспертным знаниям и поддержке GS Group мы делаем внедрение нашего сервиса более быстрым и эффективным, — рассказал президент и основатель Tellyo Киммо Койвисто. — А это, в свою очередь, позволяет стимулировать социальную активность зрителей ТВ и монетизировать контент". Инвестирование в проект стало первым вложением корпоративного фонда GS Venture и составило 200 тысяч евро.
 
Также на IBC'2014 отметилась и спутниковая компания STV, для которой выставка стала местом получения главного приза в номинации "Эфирный комплекс 2014" ежегодной премии журнала ТКТ - ТКТ Awards 2014. "Для нашей компании данная высокая оценка была очень важной и неожиданной. Мы благодарны всем нашим коллегам, которые помогали строить, нашим партнерам, которые поверили в силы коллектива компании STV и начали работу с нашей платфомой. Это первая награда в истории STV и мы верим, что не последняя", - прокомментировала получения приза генеральный директор компании STV Юлия Шахманова.